Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

07.04.2020 11:41 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Незабываемые встречи

Автор: Ольга Силиванова

Множество событий нашей жизни стираются из памяти, так как они не представляют для нас особую ценность. Но почему-то до конца дней мы помним, что происходило с нами в детстве. Большинство моментов из той далекой жизни всплывает в памяти лишь иногда, но есть и такие, которые стоят перед глазами постоянно. Есть что вспомнить из военного детства и послевоенной юности и труженице тыла Вере Андрияновне Ковган. Но одним из самых ярких и незабываемых воспоминаний, которыми она гордится, являются встречи с Героем Советского Союза Василием Петровичем Стрыгиным. Вера Андрияновна с удовольствием согласилась поделиться своими воспоминаниями с нашими читателями.

Родилась Вера Андрияновна в селе Кузнецово Алтайского края. Там же по соседству жила и семья Стрыгиных. Вера была маленькой, но хорошо помнит, что это были добрые и радушные люди.

В 1935 году семья Сабельниковых (это девичья фамилия Веры) переехала в Гурьевск и поселилась на ул. Лермонтова. В то время на улицах Гоголя, Дзержинского, Лермонтова и Луначарского расселилось практически все их родное село Кузнецово. Так вышло, что и здесь, неподалеку от Сабельниковых, купили домик Стрыгины.

Когда началась Великая Отечественная война на работу вышли и ребятишки, и старики. В 1942 году отца Веры Андрияна Илларионовича в 42 года забрали на фронт. Вера была старшая в семье, на ее иждивении остались трое маленьких ребятишек и мама, у которой одна рука высохла и совсем не действовала. Закончив семь классов в школе №11, Вера устроилась на крахмальный завод. Здесь заготавливали, упаковывали и отправляли на фронт шиповник, травяные чаи, сушеные овощи и ягоды, крахмал, повидло. Работы было много, уставали, но никто и никогда не жаловался.

Вскоре по совету крестного, который много лет отработал на Гурьевской железнодорожной станции, Вера поменяла место работы. Хотя девушке не было еще и 16 лет, она успешно прошла собеседование и была отправлена на трехмесячные курсы. Получив профессию телеграфиста-морзиста, она приступила к работе: принимала государственные телеграммы за подписью Сталина и военных комиссаров, отправляла ответные послания. На этой должности Вера Андрияновна проработала пять лет. Потом она работала на разных должностях, но место работы оставалось прежним. И только через 43 года она ушла на заслуженный отдых.

Вера Андрияновна вспоминает, что в те годы в Гурьевске было всего два вида передвижения: по железной дороге и на лошадях, запряженных в телеги или сани. А привокзальная площадь являлась самым оживленным и любимым местом для гурьян и гостей города. Здесь собирались не только провожающие и встречающие, сюда люди приходили просто прогуляться, пообщаться друг с другом. Место это было уютное и красивое. Молодежь прогуливалась по аллейкам среди молодых тополей и березок, люди старшего поколения беседовали на лавочках.

Поезда тогда приходили в Гурьевск два раза в день – утром и вечером. Начиная с лета 1945 года с фронта стали возвращаться солдаты. Горожане приходили к прибытию поезда в надежде, что вернется их родной и любимый человек, пусть раненый, пусть инвалид, но живой.

Тот летний солнечный день 1945-го года Вера Андрияновна никогда не забудет. Как раз было ее дежурство. Еще задолго до прибытия поезда объявили, что на родину, в Гурьевск, возвращается Герой Советского Союза Василий Петрович Стрыгин. На площади собралось много народу с охапками цветов, а на лицах у всех было искреннее восхищение, радость. «Я как глянула на это столпотворение улыбающихся людей и море цветов, аж дух захватило, – вспоминает Вера Андрияновна. – Сразу такое волнение в груди появилось! И вот показался долгожданный поезд. Только он остановился, грянул духовой оркестр, площадь замерла в ожидании. Дверь вагона открылась, и появился Стрыгин. Знаете, он был такой стройный, с военной выправкой, а на груди блестели ордена и медали. Вот таким он мне и запомнился на всю жизнь. Он остановился, улыбнулся, поднял в приветствии руку, постоял немного и спустился на перрон. Сразу же к нему на шею со слезами радости бросилась мать, подошел и обнял отец. Окружили героя родные и друзья».

Василий Петрович Стрыгин в Гурьевске у родителей долго не задержался. Повидавшись с родными, он уехал в Томск. Там он с семьей прожил всю оставшуюся жизнь. Окончив военную академию им. М.В. Фрунзе, работал старшим преподавателем военной кафедры Томского медицинского института.

Вторая встреча Веры Андрияновны с В.П. Стрыгиным произошла уже в мирное время, в 1970-е годы в Ленинграде. Дефицит товаров в те годы запомнился многим людям. Зарабатывали деньги, а вот что-то купить себе, детям или в дом было негде. Особенно это чувствовалось в таких маленьких городках, как Гурьевск.

Вера Андрияновна с подругой решили воспользоваться льготой работников железной дороги – бесплатным проездом, и съездить куда-нибудь за товаром. Как-то так получилось, что за разговором выяснилось, что в Ленинграде живет младшая дочь Стрыгиных, Мария Петровна. Старшая же, Софья Петровна, жила недалеко от родителей в Гурьевске. Как и полагалось в то время, попросили рекомендательное письмо от Софьи и поехали.

Мария Петровна впустила приезжих, прочитала письмо и радостно крикнула: «Вася, иди сюда, к нам гости из Гурьевска приехали!» Как оказалось, именно в то самое время у сестры гостил с женой и Василий Петрович. «Нас приняли как самых близких и родных людей, – продолжает Вера Андрияновна. – Нам было очень неудобно стеснять их, мы решили уйти в гостиницу, но нас не отпустили. Поселили в отдельной комнате».

Каждый день Василий Петрович водил гостей по Ленинграду, знакомил с достопримечательностями, очень много и интересно рассказывал. Часто угощал мороженым и газированной водой. А когда женщины называли его по имени-отчеству, он делал замечание: «Ну, какой я вам Василий Петрович? Зовите меня Василием, ведь мы же почти родня: родились и выросли в одном селе, а сейчас вы с моими родителями живете на одной улице». Вечерами за чашкой чая много разговаривали. Брат с сестрой все расспрашивали, как живут в родном Гурьевске. Василий Петрович вспоминал людей, интересовался их судьбами. Он искренне радовался успехам земляков и переживал, услышав плохую весть. Вера Андрияновна говорит, что Стрыгин был очень внимательным, сдержанным и добрым человеком. А еще довольно скромным, он никогда не хвастался своими регалиями и наградами.

Была в жизни Веры Андрияновны еще одна памятная встреча на Гурьевском вокзале, о которой она не могла нам не рассказать. Только это уже была совсем другая встреча – без цветов и оркестра.

Сложив руки на коленях и наклонив голову, она тихо сказала: «А еще я очень хорошо помню, как зимой 1945 года из госпиталя на поезде привезли папу». Слеза скатилась по ее щеке, и она, не торопясь, стала рассказывать.

У Андрияна Илларионовича была язва желудка, с этой болячкой он и ушел на фронт. С 1942 по 1945 год он много раз лежал в госпиталях. Немного залечит язву – и опять на фронт. И вот перед самой Победой его комиссовали, так как он сильно исхудал, и у него все чаще стали открываться кровотечения. Военные доктора дали предписание долечиваться дома и предупредили, что жить больному осталось недолго.

В тот зимний морозный день Вера была на смене. Она всегда выходила на перрон перед приходом поезда. И на этот раз, приведя в порядок документы и разобрав телеграммы, она вышла на площадь. Издалека увидела, что из одного вагона вынесли четверо носилок с ранеными. И вдруг услышала свою фамилию: «Сабельниковы! Сабельниковы есть?» Вера закричала в ответ: «Да, я здесь! Я Сабельникова!» Сердце колотилось, казалось, вот-вот выскочит из груди. Она подбежала к санитару и со слезами на глазах спросила: «Я Сабельникова, а что случилось?» Он, взяв ее под руку, повел и сказал: «Хорошо, что вы здесь – мы вашего отца привезли. Заберите его, а нам необходимо срочно этим же поездом отправляться назад».

Вера подошла к носилкам, где лежал отец. Одет он был в телогрейку, ватники, шапку-ушанку и ботинки с обмотками. Отец был до такой степени худой, что казалось, зимняя одежда вдавила его в носилки. Через минуту, как будто очнувшись, они оба заплакали. Папа не мог ходить, так как сразу же открывалось кровотечение. Вера попросила сопровождающих солдат помочь отнести его в помещение станции. А потом пришла мама, и они вместе на санках, очень осторожно отвезли любимого отца домой.

Андриян Илларионович был очень больной и слабый и порой говорил, что уже ни на что не годится, что только зря хлеб ест. Но семья была рада, что он вернулся домой живой. Все старались накормить его самым лучшим, что было в доме. Ребятишки отдавали каждый вкусненький кусочек отцу, чтобы он быстрее выздоровел и долго-долго жил.

«Весной 44-го года мы приглядели небольшой участочек земли, кое-как, неимоверными усилиями перекопали целик и посадили просо, – вспоминает Вера Андрияновна. – Как могли, летом обрабатывали. А осенью собрали урожай, на тележке отвезли домой, руками шелушили. Потом зерно на крупорушке рушили на крупу. За много лет в доме впервые наконец-то появилась крупа. Сварила мама кашу, вкусней ее, казалось, нет ничего на свете. Я вот сейчас вспоминаю и все думаю, откуда тогда у нас силы брались? Еще и надежда была, уверенность в завтрашнем дне. Вот этой кашей из проса да черным хлебом и питались. И отец наперекор диагнозу врачей вместо месяца-другого прожил еще много лет. Умер Андриян Илларионович на 81-м году жизни.

Очень сожалеет Вера Андрияновна о том, что не сохранились военные отцовские письма. Она вспоминает, что фронтовые треугольнички приходили довольно редко. Но это всегда был праздник в доме. А так как Вера была старшей в семье, при том еще и грамотной, то читать весточки, писать ответы приходилось только ей. Она хорошо помнит, что папа в своих письмах никогда не жаловался на тяжелую фронтовую жизнь, на здоровье. Только писал, что наши войска гонят немцев, не пускают их в Москву. И в каждом письме обращался к жене: «Держись, родная, немного осталось, деток береги». Семья понимала, как необходимы весточки там, на фронте, как хочется знать все и про всех – это придавало уверенность и силу духа солдатам. Поэтому писали отцу письма из дома с мельчайшими подробностями.

Вера Андрияновна говорит, что после войны отец любил делиться военными историями, воспоминаниями. Вечерами вокруг него собирались соседи, родственники, и он очень интересно рассказывал о солдатской жизни на фронте. Никто и никогда не слышал от него жалоб на то, что пришлось пережить на войне.

«Благодаря высокому патриотизму, ответственности и выносливости советские солдаты одержали победу в той страшной войне с фашистами, – говорит Вера Андрияновна. – Да и в тылу люди хлебнули горя, но никогда и никто не жаловался. Спасались добротой, радушием и терпением. И не стоит забывать тех, кто все это пережил, кто сделал все возможное и невозможное для сегодняшних мирных дней».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15