Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

06.04.2020 11:28 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Не смеха ради, а для людей!

«Нынешний год у меня выдался особенный. Во-первых, — начинает загибать пальцы на руке мой собеседник – фронтовик, педагог с 35-летним стажем и глава большого семейства Сергей Иванович Карманов, — 9 мая отпраздновали 65 лет Победы в Великой Отечественной войне, во-вторых, 7 июля исполнилось 65 лет нашей с супругой совместной жизни, в-третьих, 22 сентября у меня был юбилей – 90 лет». «А, в-четвертых, – напоминаю я, – нынешний год объявлен годом учителя!» «Точно», — соглашается Сергей Иванович, и тут же раскрывает мне некоторые секреты семейного торжества, затеянного в честь его юбилея.

На семейном совете решено было, что отмечать юбилей Сергея Ивановича будут в кафе. Собралась на праздник практически вся большая семья. А в центре — на самом видном месте в зале — висел плакат с генеалогическим древом их рода. Сергей Иванович признается, что плакат он до последнего дня не видел, поскольку его рисовали дочери ветерана, но необходимые для составления древа фотографии из семейного альбома дочерям он отдал заранее, а еще рассказал историю своего рода и свою биографию.

…Родился он в деревне ЗыряновкаСорокинского района Алтайского края. Отца не помнит, поскольку было ему всего полгода, когда «беляки увезли отца в неизвестном направлении». Четыре года было мальчику, когда в дом вошел отчим. Детей в семье было много – пятеро (три брата и две сестры) от родного отца и две сестры по отчиму, так что на родню Сергей Иванович человек богатый, а потому и плакат с древом получился достаточно объемный.

Рядом с фотографией юбиляра на генеалогическом древе самое почетное место заняло, конечно же, и фото его супруги – Анны Петровны, которая прожила с Сергеем Ивановичем бок о бок 65 лет. А знакома была так и вовсе со школьной скамьи. «Да мы вместе с ней росли, учились, лен в колхозе пололи, а потом и в школе работали…», — пытается Сергей Иванович точно вспомнить тот момент, когда именно приглянулась ему будущая жена, и приходит к выводу, что, наверное, еще в школьные годы.

Но вот поженились молодые люди только после окончания войны с немцами — победный 1945-й год стал знаменательным не только для всех советских людей, но и для новоиспеченных супругов Кармановых.

«А войну Вы часто вспоминаете?» — спрашиваю Сергея Ивановича. «Да дня не проходило, чтобы не вспоминал: каждый раз, когда одеваюсь, раздеваюсь, обувь снимаю или надеваю. Меня война инвалидом сделала, — Сергей Иванович чуть приподнял правую брючину, — у меня же на этой ноге протез, разве о таком забудешь…»

На фронт Сергея Ивановича призвали в 1943 году. После небольшой учебы в Бийске сразу направили на Третий Украинский. Советские войска только что освободили город Кривой Рог, и теперь был приказ освободить следующее на пути село Бровкино.

Ветеран, конечно, не раз рассказывал эту короткую, но печальную историю детям и внукам, рассказал он ее и мне: «Приказ был освободить село. Когда пошли в атаку, был сплошной непрерывный огонь, мы немного прилегли, а когда обстрелы чуть стихли, снова пошли вперед. Ранило меня уже почти у самого села – ощущение, что будто просто обожгло ногу, и все, я упал». Встать самостоятельно Сергей Иванович не смог, поэтому в ожидании санитаров пролежал очень долго. Говорит, о смерти в тот момент не думал, сожалел только, что повоевал совсем мало…

А после были госпитали – сначала в Днепропетровске, потом в Тбилиси, и четыре операции по ампутации ноги. «Госпиталь был перегружен, раненых было столько, что врачи работали сутками, а все равно не успевали, поэтому в первую очередь оперировали тяжелых больных – тех, у кого ранение в голову или в живот, – вспоминает Сергей Иванович. — Если же ранение было в руку или ногу, как у меня, просили подождать. Вот и ждал. Меня третьего марта ранило, а прооперировали только десятого, когда нога уже чернеть стала, впоследствии ногу резали четыре раза, все гангрену догоняли. В итоге ампутировали практически до колена».

Честно говоря, услышав об ампутации и протезе, я очень удивилась, потому что вошел Сергей Иванович в редакционный кабинет достаточно уверенной и твердой походкой, что для его почтенного возраста уже само по себе удивительно. «Вы прямо как летчик Маресьев, — искренне восхитилась я стойкостью Сергея Ивановича, — трудно было учиться ходить заново? Это же наверняка очень болезненно…» «Ну, на боль я жаловаться не привык, не в моем это характере, — отрезал Сергей Иванович, — а что касается протеза, то тут главная неприятность была в том, что ломались они часто, особенно прежние. Самым тяжелым же в моей ситуации было другое – я очень боялся: смогу ли работать? Смогу ли приносить пользу людям? Буду ли нужен кому-то?»

Все страхи оказались напрасными. Во-первых, он оказался нужен своей будущей супруге Анне Петровне. «Не побоялась ведь выйти замуж, несмотря на вашу инвалидность!» – поразилась я мужеству этой женщины.

«Не побоялась, — улыбнулся Сергей Иванович, — наверное, все же любила».

Работу по душе Сергей Иванович нашел тоже практически сразу. Знакомые пригласили работать в школу учителем начальных классов. Специального образования для этого в те годы не требовалось, тех семи классов обычной школы, что были за плечами у Сергея Ивановича, для преподавания вполне хватило.

И вот с этого момента в истории семьи Кармановых началась совершенно новая страница. Хотя, если быть абсолютно достоверным, то началась она несколько раньше. Дело в том, что дом у родителей Сергея Ивановича был достаточно большим, поэтому некоторые комнаты они сдавали. И как-то так сложилось, что квартировали у Кармановых всегда учителя. Причем каждый из них старался чему-нибудь научить детей хозяев дома. Маленький Сергей, к примеру, уже в пять лет знал все буквы, а еще учителя-квартиранты ему частенько разрешали посидеть на своих уроках. Вот и вышло, что с годами учительская среда стала для него самой близкой и понятной.

«А вообще у нас в семье сложилась настоящая династия учителей, — не без гордости объявил мне Сергей Иванович, — у меня ведь и супруга учитель начальных классов, и две дочери из трех – педагоги, у старшей дочери – муж преподаватель, две внучки пошли по нашим стопам. А еще у меня два брата были учителями, сестра, брат жены…» Сергей Иванович перечислял своих многочисленных родственников, и теперь уже я в попытке сосчитать, сколько именно в семье моего героя учителей, загибала пальцы. Насчитала 11 человек! «А общий стаж педагогической работы, мы недавно подсчитали, у нас уже 245 лет!» — добавил мне «статистики» собеседник.

До самой пенсии Сергей Иванович проработал в школе на Алтае. Жили они в поселке Тягун. Школа там была не совсем обычная — больше пятидесяти процентов учеников в ней были дети армян, которых сослали туда перед войной. Трудно им было, и они все спрашивали местных жителей: «Ну ладно, нас сюда сослали, но вы-то почему здесь живете?!» Сначала Сергей Иванович преподавал у них в начальной школе, пытался объяснить, что это его Родина, и другой ему не надо, а уже позже стал в старших классах вести рисование и труды – учил мальчишек мастерить нехитрую мебель и вырезать разные поделки из дерева. Так вот, за годы учебы многие ребятишки так сдружились со своим преподавателем, что еще много лет после того, как им разрешили вернуться в Армению, переписывались с Сергеем Ивановичем и приглашали в гости. Однажды Сергей Иванович с супругой даже ездили в Ереван на экскурсию. И принимали их там так тепло, как не принимали, пожалуй, больше нигде. Буквально по одному звонку Сони (ученицы, к которой они приехали) пообщаться со своим учителем приехало столько ребят, что получилось большое застолье.

В Салаир Кармановы переехали в 1980 году. Анна Петровна еще какое-то время преподавала в школе №26. А Сергей Иванович занялся украшением купленного по приезду дома. Много лет он «собирал» и копировал рисунки деревянных кружев на старинных домах в Барнауле и Томске и решил, что пришло время попробовать самому вырезать такие же карнизы и наличники для своего собственного дома. Признается, что просидел за этой работой целый год. Причем выпиливал не электрическим, а простым лобзиком. Дом получился – просто загляденье! В 1995 году городская комиссия объезжала салаирские усадьбы и определяла самые лучшие участки и дома. Кармановы для участия в конкурсе не заявлялись, но комиссия единогласно присудила им первое место. А еще в Салаире есть несколько домов, украшенных по эскизам Сергея Ивановича. Люди шли к нему с просьбой научить, дать скопировать рисунки и педагог Карманов отказать не мог – учил, будучи уверенным, что чем больше люди будут украшать свои дома, тем красивее станет город в целом. Говорил только всегда, чтобы делали аккуратно, не торопясь. «Не ради смеха ведь делаете!» — любит повторять он. И правило это нехитрое Сергей Иванович чтит свято, чем бы ни занимался. Увлечений же у него много – любит не только поделки разные из дерева выпиливать, но и шить, рисовать. «Я недавно такие коврики для дома нашил! – признался мне Сергей Иванович. – Да что я рассказываю, приедете, сами увидите».

Вот так же «не смеха ради, а людей для» много лет работал Сергей Иванович в Совете ветеранов г. Салаира – был председателем комиссии по охране памятников. Именно по инициативе членов этой комиссии в свое время в Салаире был огорожен обелиск, а еще – постоянно приводилась в порядок братская могила погибших шахтеров на кладбище.

Эта же комиссия по просьбам верующих людей в конце 80-х годов помогала восстанавливать Салаирский храм. Сергей Иванович лично ездил к руководителям предприятий и просил помочь стройматериалами и техникой. А когда материалы привозили, к примеру, ту же плаху, он вместе с верующими носил их поближе к церкви.

«Вот Вы так сильно церкви помогали. А в Бога Вы верите?» — в лоб спросила я Сергея Ивановича, памятуя о том, в какие годы он вырос и работал. «Вот так, чтобы неистово верить, наверное, нет — ответил ветеран. И чуть подумав, вдруг добавил: — но в церковь иногда хожу, свечи ставлю, молюсь. Наверное, все же теплится что-то в душе». «А зачем же Вы тогда церковь восстанавливали?» — не поняла я. «Так люди же просили, ради людей и восстанавливал!» — будто бы даже удивился моей непонятливости Сергей Иванович.

Кстати говоря, дом свой, который с такой любовью украшал мой герой, Кармановым пришлось продать. Говорят, жалко было, но ничего не поделаешь – сил, чтобы делать все на «отлично», как они привыкли, уже нет, а опять же «для смеха» не любят. «Но вы все равно съездите, посмотрите на него», — предложил Сергей Иванович. Если честно, ехать не хотелось. Грустно как-то было – от того, что дом уже чужой.

Но я все же съездила. Стоит дом. Правда красавец! С резными карнизами в три ряда – все, как и рассказывал Сергей Иванович. И церковь, восстановленная не без помощи моего героя, тоже стоит неподалеку. И глядя на эти старинные «кружева» и переливающиеся на солнце золотые церковные кресты, я вдруг подумала: «А какая разница, кому именно принадлежит дом? Главное, что он приносит радость и пользу людям. Как впрочем, и все, что делает Сергей Иванович!»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7