Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

06.04.2020 15:57 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ему снилась война...

Автор: Виктория КУДИНОВА

Владимир Федорович Александров в детстве спал и видел себя летчиком, причем в буквальном смысле – ему снилось небо, полеты. До войны. А после… После стал часто видеть во сне войну. Судьба подарила ему счастье дожить почти до 90 лет, он ушел из жизни два года назад. Как говорят верующие люди, «ушел на небо» – то небо, которым так грезил в детстве и в юности. И все эти годы, до самого последнего вздоха, война не отпускала его. Как рассказывала родным его супруга, он очень часто кричал во сне – воевал, воевал, воевал…

О своих ночных кошмарах родным ветеран почти никогда не рассказывал, как не рассказывал и о тех кошмарах войны, которые пришлось пережить ему и еще миллионам советских солдат, воевавших за свободу своей страны, за наше с вами право родиться и жить. Лишь иногда, выпив 9 Мая стопочку за помин души погибших и умерших товарищей, перед которыми почему-то всегда чувствовал свою вину за то, что остался жив, Владимир Федорович делился с родными своими тяжкими воспоминаниями.

Когда началась война, Володе было всего 17 лет. Вместе с друзьями-одногодками они целыми днями толклись возле военкомата, завистливо провожая старших товарищей на войну и уговаривая работников сделать для них исключение – отправить на фронт раньше времени. Ответ был один: «Подождите, еще навоюетесь».

Их вынужденное бездействие закончилось в августе 1941-го, когда из здания военкомата вышел военный и, протянув Александрову чистый лист бумаги, предложил составить список тех, кто хочет до наступления совершеннолетия поучиться в Беловском аэроклубе. Всего в том списке оказалось 18 человек. Себя Владимир Александров, с детства мечтавший о небе, вписал, конечно же, первым.

А потом он стал лучшим курсантом аэроклуба и заслужил право первым самостоятельно поднять самолет в небо. Какие чувства он испытал в тот момент, когда понял, что сбылась его мечта летать, описать трудно. То были чувства счастья, радости, гордости за себя, что смог, и волнения от того, что теперь-то уж он точно поедет на фронт бить ненавистных фашистов «с высоты».

В марте 1942 года с 88-часовым летным багажом, свидетельством пилота легкомоторного самолета 4-го класса и той самой уверенностью Владимир Александров снова прибыл в Гурьевский военкомат. И вскоре был направлен на службу в Новосибирск, в училище для подготовки командиров… пехотных взводов. Советские войска к тому времени понесли большие потери в людях и технике, поэтому по приказу главнокомандующего Сталина пришлось поступиться своими мечтами и планами и переквалифицироваться. Именно с этого момента и началась для Володи Александрова Великая Отечественная война — та война, что снилась ему потом всю жизнь.

Обучение пехотному делу для Владимира Федоровича оказалось недолгим. Однажды ночью летом 1943 года курсантов подняли по тревоге и отправили на фронт – под Харьков. Бойцов не хватало, а город надо было освобождать любым способом. И оставшиеся в живых советские солдаты, которых можно было пересчитать чуть ли не по пальцам, нечеловеческими усилиями город взяли. В их числе был и гурьянин Владимир Федорович Александров.

Потом были тяжелые военные будни с многокилометровыми переходами, освобождением городов и сел Советского Союза. Зачастую спать приходилось прямо в окопе – под обстрелом вражеской артиллерии. Часами лежа на ледяной земле в тщетных попытках согреться, пехотинец Александров иногда думал: «Зачем же ты, мама, меня родила?!» А в это время его мама, проводившая на фронт двух сыновей, мужа и брата, неистово молилась за них. Молилась и ждала назад. С победой. Позже, когда все ее мужчины вернутся с фронта живыми, она скажет: «Вы вернулись с фронта живыми потому, что я каждую ночь молилась за вас».

Возможно, именно материнская молитва помогла выжить В.Ф. Александрову и в кровопролитных боях при форсировании Днепра. Эти бои настолько врезались ему в память, что он помнил их очень детально, вплоть до конкретных дат и даже часов.

Там, где командиру взвода В.Ф. Александрову и его подчиненным пришлось форсировать Днепр, по данным разведки через реку можно было переправиться по понтонному мосту. Однако предполагаемую переправу бойцы не нашли. Как выяснилось позже, немцы притопили ее, сделав незаметной. Но волею судьбы возле нее как раз и завязался страшный бой, пережить который никому не пожелаешь не то что наяву, но даже во сне. К фашистам по переправе постоянно поступало подкрепление, силы наших бойцов быстро иссякли, и в ночь с 3 на 4 октября пришлось отступить.

За два следующих дня советское командование отправило на передовую всех, кто находился в тыловых подразделениях, и утром 7 октября началось повторное форсирование Днепра. Оружия не хватало, поэтому наши ребята зачастую шли практически с голыми руками на отборные, до зубов вооруженные немецкие войска, шедшие в атаку с оркестром. Сказать, что было страшно – ничего не сказать. Часто перед такими боями бойцам наливали по стакану водки, но водка, по признанию Владимира Федоровича, их не брала. Тот бой запомнился рукопашной с молоденьким немцем. Когда фашист замахнулся на него кинжалом, боец Александров за доли секунды понял, что противопоставить врагу, кроме силы, молодости и огромного желания выжить и победить, он ничего не может. И, видимо, это желание победить оказалось сильнее крепкой немецкой стали, так как решение к Володе пришло молниеносно: он укусил немца за нос, и тот, пытаясь остановить кровотечение, отстал. Потом, собирая раненых и убитых по полю, Владимир Александров видел «своего» немца. Он лежал на том же месте – расхристанный, молоденький, красивый парень, которому бы еще жить да жить… Владимир Федорович почему-то его жалел до самых последних дней.

А на следующий день, 8 октября, тяжело ранило уже его самого. Выписали Владимира Федоровича из госпиталя только в феврале 1944-го года и направили воевать в зенитную артиллерию – сбивать вражеские самолеты. И он, все еще мечтавший о небе, снова решил: значит, так надо для Победы. За сбитые вражеские самолеты В.Ф. Александров награжден орденом Красной Звезды, который нашел его спустя четверть века после окончания войны.

Весть о капитуляции Германии застала В.Ф. Александрова в Австрии. Но вернулся он домой лишь в 1947 году – сначала воевал с Японией, потом охранял наши восточные рубежи.

«Я хотел высоко летать, – горько скажет, вернувшись домой, Владимир Федорович о своей мечте стать летчиком, – а мне ради победы пришлось перепахать ногами половину мира». Но жалеть он ни о чем не будет. Просто попытается забыть о войне, даже свои награды – орден Отечественной войны I степени и медали «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» сначала просто отложит, как ненужные. Вспомнит о них лишь в 1967 году, когда война запоздалым эхом в очередной раз напомнила о себе и ему был вручен тот самый орден Красной Звезды за сбитые самолеты. Забытые медали найдутся у мудрой мамы Владимира Федоровича, бережно хранившей их все эти годы.

А вот злосчастная война, смешавшая все планы и мечты Володи Александрова, спустившая его с «небес на землю», его так и не отпустит. Она словно будет мстить ему за вырванную зубами – и в прямом смысле тоже – победу, за счастье его детей и внуков не видеть ее кошмаров даже во сне, и будет ему сниться, сниться, сниться…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20