Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

27.08.2018 10:20 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 27.08.2018 г.

Театр молодости нашей

Автор: Елена Беседина

В год 100-летия ВЛКСМ гурьевские ветераны комсомола вспоминают и о другой памятной для них дате – 40 лет назад, 16 июля 1978 года, состоялась премьера оперетты «Морской узел» Е. Жарковского, которую они, активисты комсомола, тогда совсем молодые самодеятельные артисты, поставили своими силами. Это удивительный факт и в истории гурьевского комсомола, и вообще в истории Гурьевска. Сегодня некоторые из артистов — Александр Сергеевич и Анна Степановна Гавриленко, Нина Николаевна Кадникова, Наталья Владимировна Кафарова, Виктор Дмитриевич Пыпырин, Геннадий Григорьевич Бирюков, Петр Михайлович Астанин — гости редакции газеты «Знаменка». Вместе мы вспоминаем, как это было.

А началось все задолго до 1978 года. Анна и Александр Гавриленко, будучи студентами Кемеровского государственного педагогического института (КГПИ), были активными участниками художественной самодеятельности и, естественно, вошли в труппу театра оперетты, когда та была создана в институте в сентябре 1968 года. Именно тогда чета Гавриленко впервые попробовала себя в роли артистов оперетты, в частности, в пьесе «Морской узел». И, надо сказать, опыт оказался успешным, потому что после «Морского узла» были постановки оперетт «Мадемуазель Нитуш» и «Вольный ветер».Насколько это была серьезная работа, говорит тот факт, что два студента самодеятельного театра — Юрий Адаменко и Алла Тараненко — были приглашены на работу в Кемеровский музыкальный театр, а Анна и Александр Гавриленко получили не только дипломы педагогов, но и удостоверения режиссеров-постановщиков театрального отделения. Любовь к театру у Александра Сергеевича выразилась в том, что уже в Гурьевске, устроившись педагогом в школу №16, он немедленно создал школьный театр эстрадных миниатюр (ШТЭМ). А в 1978 году именно он, уже будучи первым секретарем горкома комсомола, вдруг предложил к 40-летию Гурьевска и ко Дню металлурга сделать жителям города подарок – создать при ДК театр оперетты и поставить музыкальную пьесу «Морской узел». Сказано – сделано. Анна и Александр Гавриленко пригласили в качестве режиссера Виктора Семеновича Полянина – руководителя студенческого театра КГПИ, бывшего актера музыкального театра Кузбасса. Он приехал в Гурьевск в марте. Чтобы собрать творческий коллектив, он на концертах художественной самодеятельности высматривал артистов для будущей постановки. Так в труппе появились супруги Бирюковы. Геннадий Григорьевич и Валентина Васильевна были участниками вокальных коллективов в ДК и занимались академическим пением. Геннадий Григорьевич и сегодня удивляет гурьян своим прекрасным голосом (он солист Народного хора Н. Вялых). А его супруга Валентина Васильевна обладала поистине ангельским голосом. В свое время она собиралась посвятить себя вокалу и даже, говорят, выступала на столичной сцене, но с карьерой певицы не сложилось. Она приехала в Гурьевск в начале 60-х годов, устроилась в мехцех Гурьевского металлургического завода, там и встретила своего будущего супруга Геннадия Бирюкова, который тоже работал в мехцехе токарем. В общем, к 1978 году это была крепкая красивая пара, спевшаяся не только в семейной жизни, но и на сцене. Их совместные вокальные партии, вспоминают ветераны, были удивительно слаженными и красивыми. Уже более 20 лет Валентины Васильевны нет среди нас, но многие до сих пор помнят ее прекрасный голос и до сих пор им восхищаются.

Вошли тогда в театральную труппу секретарь комитета комсомола ГМЗ, оператор прокатного цеха Александр Басов, работница ГМЗ Людмила Астапова.Сегодня этих людей тоже нет в живых.

Выступал Анатолий Радивилов. Аккомпаниаторами стали молодые педагоги музыкальной школы Наталья Задумина, ныне педагог ДШИ №22 Наталья Владимировна Кафарова, и Наталья Харламова – бывший педагог ДШИ №22 Наталья Александровна Прошутя. Они тогда только что окончили музыкальное училище и были полны сил, энергии и желания быть в центре творческой жизни города. В ДК они посещали музыкальное объединение, которым руководил Геннадий Коган. Наталья Владимировна Кафарова вспоминает, что для нее это очень памятное время, потому что это была интересная работа, довольно сложная (музкомедия «Морской узел» насчитывает почти 150 страниц), но пианистки, которые играли партии в четыре руки, были в то время не только хорошими подругами, но и уже сложившимся ансамблем. Не было проблем и с декорациями. Их взял на себя художник Петр Фадеевич Бордокин. Нарисованный им задник изображал набережную приморского города и море, которое завораживало пронзительной синевой.

Репетиции продолжались несколько месяцев. К сожалению, каждый раз кто-нибудь из исполнителей отсутствовал, потому что работал посменно. Режиссер Виктор Семенович Полянин очень волновался по поводу постановки, потому что кто-то хорошо пел, но неумело двигался по сцене, кому-то удавались танцы, но трудно было с пением. Порой он на ходу менял сценарий, упрощал партии, чтобы помочь артистам.

Все это время режиссер жил у Гавриленко. Они вспоминают, какой он был эмоциональный, беспокойный, все время учил, помогал, поддерживал, поощрял мало-мальский успех. Легче всех было Анне и Александру Гавриленко, поэтому они не только играли свои роли, но и помогали другим артистам усвоить свои, ставили танцы, ассистировали режиссеру. Вспоминают Людмилу Астапову — легкую, звонкую. Она играла роль главной героини и, говорят, на сцене делала, что хотела, порой выводя из себя режиссера. Над музыкальным оформлением спектакля работал Геннадий Коган. В танцах были задействованы танцевальные группы ДК.

В день премьеры 16 июля зал ДК был полон. По окончании спектакля, а продолжался он более двух часов с двумя антрактами, зрители благодарили артистов стоя. Директор завода Владимир Тимофеевич Полуэктов со сцены поблагодарил участников спектакля от имени заводчан. Об успехе артистов-комсомольцев тогда писала местная газета «Знамя Ильича» и областная газета «Комсомолец Кузбасса».

Воодушевленные успехом, супруги Гавриленко и В.С. Полянин решили не останавливаться на достигнутом и приступили к постановке спектакля «Вольный ветер». В состав театральной труппы влились Александр Брюханов, Людмила Лацких, Виктор Пыпырин, Петр Астанин. Концертмейстер Нина Турбенкова, ныне педагог ДШИ №22 Нина Николаевна Кадникова заменила Наталью Задумину и Наталью Харламову.

Виктор Дмитриевич Пыпырин с детства любил самодеятельность, а в комсомольской юности занимался в театральном кружке при ДК. В то время он не мог не попасть в поле зрения создателей театра оперетты — супругов Гавриленко. «У тебя же такая фактура! Красавец!» — и сегодня восхищается им Анна Степановна. «Да при чем тут фактура? – смеется Виктор Дмитриевич. – Мне же медведь на ухо наступил!» Именно так он и сказал тогда Александру Сергеевичу, который позвонил ему и пригласил принять участие в новой постановке. Но это был не аргумент. Он читал свою партию речитативом и, по словам коллег, вполне справился со своей творческой задачей.

Петр Астанин в новом составе труппы был человеком неслучайным. В свое время он тоже учился в КГПИ и тоже играл в студенческом театре. Рассказывая о своей театральной «карьере», Петр Михайлович вспоминает первую роль – это была роль индейца без единого слова. После дебюта режиссер похвалил начинающего артиста и в следующем спектакле дал уже серьезную характерную роль. Потом студент участвовал в постановке оперетты «Белая акация», спектакле «Цирк зажигает огни», поэтому, когда он увидел в Гурьевске «Морской узел» в исполнении своих коллег-комсомольцев, то немедленно признался первому секретарю горкома комсомола Александру Гавриленко, что тоже играл в оперетте. Его пригласили в новую труппу как «готового артиста».

И снова был успех. И снова зрители приветствовали артистов стоя. Виктор Дмитриевич Пыпырин вспоминает, как некоторые из зрителей кричали на весь зал «Браво! Браво!». Артисты представляли этот спектакль дважды – было еще одно выступление в Салаире. Чаще показывали отрывки из оперетты на агитплощадках. И счастье, если было фортепиано, чаще же Петру Михайловичу Астанину приходилось партии оперетты играть на баяне.

В память о тех временах у Александра Сергеевича и Анны Степановны остались старенькие ноты «Морского узла» и машинописный текст оперетты «Вольный ветер», подписанный Александру Сергеевичу режиссером: «А.С. Гавриленко от Виктора Семеновича Полянина. 13 декабря 1978 года, г. Гурьевск. Пусть этот Цезарь Галль (от ред. – герой «Вольного ветра») будет так же хорош, как и ты. Да». Сохранились рукописные тексты ролей, афиша, но, к сожалению, не нашлось ни одной фотографии со спектакля. Фотографий нет, но есть память ветеранов-комсомольцев о той радости творчества, большом совместном деле, желании сделать что-то удивительное для жителей города. И есть слова и мелодии, которые тоже сохранила благодарная память. В завершение встречи ветераны вместе ностальгически и даже символически спели песню из оперетты «Морской узел»:

Много дней пронеслось,

Много лет с той поры

пролетело…

Я давно уж не тот,

Ты не девочка в платьице белом.

На висках у меня седина,

И твоя голова поседела.

Унеслись навсегда

Первых встреч золотые года –

те года…

А Анна Степановна, чтобы скрасить нотку грусти в воспоминаниях о комсомольской молодости, оптимистично и бодро процитировала последние слова спектакля «Вольный ветер»: «И под парусом дружбы, и под парусом мира — к прекрасному будущему на земле!»

Елена БЕСЕДИНА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

84