Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

11.09.2017 13:04 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 11.09.2017 г.

Чтобы не ждать подарков от природы

Автор: Виктория КУДИНОВА

Впервые за 17-летнюю историю существования фермерского хозяйства Артура Аветиковича Мовсесяна урожай обещает быть таким, что уже однозначно не войдет в их собственные склады. О том, что позволило хозяйству побить все свои предыдущие рекорды, и почему, несмотря на отличный урожай, они решили менять традиционную технологию обработки почвы, по которой успешно работали много лет, на нулевую технологию — наш разговор с главой хозяйства А.А. Мовсесяном.

- Артур Аветикович, весной Вы говорили о том, что приобрели жидкие азотные удобрения и безводный сжиженный аммиак, которые начал выпускать кемеровский «Азот», и возлагаете на них большие надежды. Оправдались они?


- Да, в этом году мы внесли в почву 2000 тонн разных удобрений – в их числе и сложные удобрения, и те азотные удобрения, о которых говорите Вы. Для сравнения скажу, что в прошлом году мы вносили всего 120 тонн удобрений. Но внесли мы в этом году удобрения не вслепую, а сначала заказали анализ почв в кемеровском институте. Специалисты подсчитали, сколько и каких удобрений мы должны внести под каждую культуру, если хотим получить, к примеру, урожайность 30 ц/га.

Бездумно вносить удобрения нельзя потому, что, во-первых, это дорого, а во-вторых, потому что можно таким образом испортить качество зерна. К примеру, оно может накопить много нитратного азота, и его нельзя будет употреблять в пищу.
Пока закончили убирать только горох и ячмень и результат получили очень хороший. Горох дал среднюю урожайность 36,7 ц/га против прошлогодней урожайности 23 ц/га, а ячмень — 40,9 ц/га, в прошлом году было в два раза меньше.


- Наверное, что-то пришлось приобретать из техники для внесения удобрений?


- Один посевной комплекс «Salford» под внесение удобрений мы просто переоборудовали, а один купили новый. Это универсальная сеялка «Bourgault» канадского производства. Цена у нее немаленькая — 21 млн. рублей, но аналогов этой сеялке в мире нет, поскольку она умеет делать все, что в принципе может делать сегодня посевная техника. У нее ширина захвата 18 метров, до этого самая широкая сеялка у нас была 12 метров.


Купили летом германский трактор «Fendt» под сеялку «Amazone», которую приобрели еще в прошлом году. Предыдущий трактор у нас тоже был «Fendt», но новый мощнее и в плане опций поинтереснее – имеет подруливающее устройство, что очень важно, так как мы специально для опрыскивателей, чтобы они не ездили по полям и не приминали колос, закладываем через каждые 18 метров технологические колеи. Ночью промахнуться очень легко, а подруливающее устройство позволяет попадать на нужный участок с точностью до 3-5 сантиметров.
Сейчас этот трактор работает у нас в поле с новым бункером-накопителем «Bourgault». Накопитель имеет очень широкие колеса, которые не уплотняют землю, что для нас очень важно, поскольку мы планируем перейти на «нулевую» технологию, при которой из технологического процесса исключена вспашка земли. Выгрузка зерна у бункера происходит за считанные секунды, поэтому он будет подходить к комбайнам, собирать зерно, а потом перегружать в КамАЗы.


Еще приобрели телескопический погрузчик со стрелой 7 метров, которая позволяет ему, во-первых, легко загружать высокие машины, а во-вторых, буртовать кучи в складах высотой до 5 метров, что очень актуально в связи с небывалым урожаем.


- Вы сказали, что переходите с традиционной технологии обработки почвы на «нулевую». Почему? На мой взгляд, ваше хозяйство и так было всегда в числе передовых.


- Мы давно присматривались к «нулевой» технологии и в прошлом году все же приняли решение переходить на нее. В этом году примерно 10% площадей у нас уже было засеяно по стерне, со следующего года переходим на «нулевку» полностью. Почему переходим? Да, этот год, конечно, нас порадовал, потому что влаги было много, и обе технологии — что традиционная, что нулевая — сработали одинаково хорошо. Но практика показывает, что на один дождливый год у нас приходится три засушливых. Особенно это касается нашего района, где осадкам мешает Салаирский кряж. Нулевая технология как раз и предполагает сбережение влаги. Плюс она менее энергозатратная, чем традиционная, поскольку исключает сразу несколько технологических процессов, в том числе пахоту и вспашку зяби, что здорово экономит топливо. К примеру, за сезон у нас при традиционной технологии уходило порядка 400 тонн солярки, а это 12 млн. рублей. Перейдя на «нулевку», половину сэкономим только на дизтопливе. Плюс при традиционной технологии сильно изнашивается техника. Мы за сезон наматывали по 3-4 тысячи моточасов, потому что сутками пахали зябь, в результате через три года технику надо было менять, а в этом году намотали на тракторах всего 500-600 моточасов, а это значит, и ТО меньше, и меньше трат на расходники.


- Дорого Вам обойдется такой переход? Наверное, для «нулевки» нужна другая техника?


- Тракторы и комбайны все подходят старые, не подходят лишь сеялки, которые действительно очень дорогие. Но одну, я уже вам рассказал, мы приобрели. К весне планируем купить еще одну. Так что основные траты мы уже сделали, теперь будем только экономить.


- Знаю, что любите экспериментировать с новыми культурами и сортами. Удивите в этом году чем-нибудь?


- Из-за того, что вносили много удобрений, пришлось изменить всю технологию работы, поэтому решили не отвлекаться и новые культуры не вводить. Но новые сорта, конечно, пробовали. Впервые сеяли австрийский сорт яровой пшеницы «Грани». Она очень хорошо себя показала, местами урожайность составила 49 ц/га, поэтому всю засыплем на семена и попытаемся приобрести напрямую в Австрии 10 тонн элиты. До этого покупали в Курске первую репродукцию семян, и нам не очень понравилось, как они выглядели.


У Н.В. Надеева покупали ячмень «Калькюль», испытали его. Урожайность доходила до 51 ц/га! Сейчас мы отправили его в лабораторию г. Новосибирска, он должен пройти проверку на пивоваренные качества. К сожалению, сегодня фуражный и продовольственный ячмени практически ничего не стоят, а пивоваренный стоит около 10 тысяч рублей за тонну, и спрос на него есть всегда. Но у него должен быть показатель белка менее 11%. Ждем результатов.


Попробовали посеять новый австрийский сорт сои «Мерлин». У него потенциал урожайности в два раза больше, чем у сорта сои «Чара-1», которую мы сеем уже шестой год, но боюсь, что он у нас просто не успеет вызреть и уйдет под снег зеленым, как в прошлом году ушли два канадских сорта. На «Чару» же возлагаем большие надежды, потому что соя и рапс – единственные в этом году культуры, которые позволят нам заработать. Все остальное из-за низких цен в лучшем случае даст сработать в ноль. Очень сочувствую тем хозяйствам, которые занимаются только выращиванием зерна и гороха.


Рапс, правда, еще не молотили, но новый сорт «Билдер» на вид неплохой, ждем от него хорошего урожая. Предварительная цена на рапс нас устраивает.


- Многие фермеры переживают, что нынешний урожай может не влезть в склады…
- Я тоже переживаю, потому что он точно не влезет, несмотря на то, что у нас 12 складов, два из которых в этом году перестроили и за счет поднятия стен увеличили их вместимость. Семена озимой пшеницы уже все продали и вывезли. Что-то будем сушить и продавать с колес. Рапс, уже договорились, будем возить на хранение на Беловский элеватор.


- Уже есть планы на следующий год?


- Планируем закупить оборудование и зимой построить в Малой Салаирке одну большую мощную сушилку вместо трех существующих. Она будет перерабатывать по 1000 тонн продукции в день – это в два раза больше, чем перерабатывают все наши сушилки вместе. Старые оставим в резерве. Много есть и других мыслей, но пока озвучивать их не буду, лучше поговорим об этом весной.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

345