Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

24.02.2016 09:26 Среда
Категории (2):
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 19.02.2016 г.

Недопетая песня Татьяны Сакун

Автор: Виктория КУДИНОВА

«Недопетая песня» – так называется проходящая в ДК г. Гурьевска выставка, посвященная памяти солистки Народного хора русской песни Татьяны Николаевны Сакун. Организована она работниками краеведческого музея
г. Гурьевска и коллегами Татьяны Николаевны из Народного хора под руководством Н.А. Вялых. Название выставки напрашивалось само. Напрашивалось по двум причинам. Во-первых, потому что Татьяна Николаевна несправедливо рано – в 56 лет — ушла из этой жизни, наверняка многого
не успев, а, во-вторых, потому что всего один день не дожила до запланированного работниками ДК концерта в честь старого Нового года, где должна была вместе с хором исполнять новую песню.

Настоящая русская женщина


Разговаривать о Татьяне Николаевне с ее друзьями и коллегами пока трудно – слишком мало времени прошло со дня ее смерти. С близкими – тем более: любой вопрос, любое воспоминание о ней непременно отдается у всех нестерпимой болью.


Муж Татьяны Николаевны Сергей Павлович Сакун, с которым они прожили 36 лет, воспитали сына и успели порадоваться рождению двух внуков и внучки, во время разговора, кажется, не столько вспоминает об ушедшей любимой женщине, сколько просто механически соглашается со всем, что уже до него рассказал мне Николай Александрович Вялых.


Достаточно твердая по характеру, обладающая колоссальной силой воли, твердостью духа и терпеливостью, но в то же время — очень легкая на подъем, веселая, с тонким вкусом во всем – от репертуара до нарядов, в общем, настоящая русская женщина, о которой так любила петь Татьяна Николаевна.
В юности она выбрала отнюдь не женскую специальность крановщицы и выработала в прокатном цехе ГМЗ горячий стаж. На репетициях хора, если ей что-то не нравилось, то не церемонилась, могла, к примеру, прямо сказать Николаю Александровичу: «Сколько мы будем петь эту песню?! Десять лет поем!» «И еще двадцать будем петь», – возражал ей руководитель, если речь шла о любимой в народе песне.


Да что там поспорить! Ей по силам было самой выстрогать себе из дерева держатель под деревянные ложки или, прикрутив к двум дощечкам шарнир, соорудить хлопушки для выступления. Эти инструменты, сделанные практически ее собственными руками, есть на выставке среди десятка других, на которых она играла.


«В нашей семье она была лидером, умеющим решать все проблемы, а я был за ней, как за каменной стеной», – это, пожалуй, единственное, что, будто очнувшись на секунду от своего горя, скажет мне о ней ее супруг и снова замкнется, пояснив лишь: «Остальное – личное, очень личное».

Жила на сцене


Об этом личном Татьяна Николаевна рассказала сама еще много лет назад, сочинив слова к песне «От любви я пьянела»:

«Я иду по дорожке, солнце слепит глаза,
Ведь с тобою встречались у реки мы тогда,
От любви я пьянела, кругом шла голова,
Много лет пролетело, будто было вчера…»

Ни до этого случая, ни после песен она никогда больше не сочиняла, а тут почему-то нахлынуло… Может, выплеснулось то, что действительно было ей присуще? То, что видели в ней, слушая ее песни, все мы, ее зрители: романтичность, легкость и необычайную женственность?!


«Ей надо было с самого начала идти в артистки! Она – артистка, настоящая артистка – от и до, оживающая, расцветающая и раскрывающаяся на сцене совершенно с иной стороны», – говорит о ней Н.А. Вялых.


Он заметил Татьяну Николаевну еще в 1975 году. Хор тогда выступал совместно с танцевальным коллективом ДК, где как раз и вертела «крутежку» за «крутежкой» совсем юная Татьяна Осипенко (девичья фамилия). Но привлекло внимание Николая Александровича не это, а то, что во время танца девушка еще и пела. «Вам надо в хор», – предложил он ей сразу после концерта. И она действительно пришла вскоре, потому что, получив травму колена, танцевать в полную силу больше не могла, а как попало – не умела.


Не умела и не хотела. Чего бы это ни касалось, она всё старалась довести до совершенства. Когда Николай Александрович попросил ее научиться играть на ложках, она, репетируя, натерла пальцы до мозолей, но все-таки научилась! Если ей не нравился сшитый для выступления костюм, то предлагала, как можно его доработать, или брала его домой и сама перешивала, украшала или крахмалила.
Однажды во время выступления в другом городе увидела, как один мастер художественного свиста красиво свистит с помощью кусочка целлофана. После концерта нашла свистуна, обо всем его расспросила, а, вернувшись домой, научилась свистеть не хуже.


Справедливости ради стоит сказать, что с годами именно творческая сторона ее натуры все же победила, она кардинально сменила профессию: какое-то время работала специалистом в отделе культуры, была директором ДК Малой Салаирки и даже окончила Кемеровское училище культуры по специальности «Библиотечное дело» и перед выходом на пенсию работала в библиотеке школы №15.


«Да она не просто оживала благодаря творчеству, она жила им, ДК был ее вторым домом, а может, и первым», – как некую данность, без всяких обид на супругу рассказывает Сергей Павлович Сакун, полюбивший когда-то именно Татьяну-артистку и прекрасно понимавший, что если вдруг не станет в ее жизни сцены и творчества, не станет и прежней Татьяны.

Моя песня еще не спета


Диагноз, прозвучавший из уст врача в ноябре 2014 года, был как приговор: «Вам осталось жить четыре месяца…» Но Татьяна Николаевна, прожившая после этого заключения больше года, до последнего дня верила, что ее главная песня еще не спета, и не давала себе ни малейшей поблажки – так же, как и раньше, ходила на репетиции, так же выступала на концертах. Настаивал, кстати, на этом и руководитель хора Николай Александрович Вялых, потому что знал: сцена всегда давала Татьяне Николаевне положительный импульс и дарила силы. Возможно, благодаря тому, что не бросила петь, Татьяна Николаевна смогла побыть с нами в три раза дольше отведенного ей врачами времени.


Последним, над чем работала Татьяна Николаевна, как раз и стала та «недопетая» песня «Ты моя нежность», с которой она планировала выступить на новогоднем концерте. Эту песню знает почти вся страна, ее исполняла в проекте «Голос» Наргиз Закирова.


После смерти Татьяны Николаевны многие из ее окружения сочли песню пророческой. В первую очередь – из-за ее первого куплета:

«Я стояла на краю Земли,
Больше точно не могу лететь.
И уходят наши корабли,
И уже, наверно, не успеть
Эту песню нам вдвоём допеть…»

Наверное, что-то предчувствовала и сама Татьяна Николаевна, потому что очень торопила всех с репетициями и записью фонограммы. Было это в начале декабря 2015 года.


А 18 декабря руководитель хора Николай Александрович Вялых с женой уехал к детям на Урал на все новогодние каникулы. Когда вернулись в Гурьевск 11 января 2016 года, узнали, что утром Татьяну Николаевну увезли в больницу. Она терпела боли с 5 января, но не позволяла себе раскиснуть – двигалась, гуляла в парке, в шутку удивлялась, что ноги почему-то не слушаются, и ждала, очень ждала возобновления репетиций и выступлений хора. «Она оживала в хоре, черпала в нем силы и без хора умерла…», – как будто винится Николай Александрович. 

…После смерти Татьяны Николаевны запланированный концерт в ДК не отменили, его перенесли на 15 января. И в финале хор, как и задумывалось ранее, вышел на сцену, чтобы исполнить ту самую песню, которую так торопилась спеть Татьяна Сакун. Торопилась и не успела… Вместо любимой артистки зрители увидели на сцене лишь ее перевязанное траурной лентой фото, с которого она, как всегда, улыбалась своей лучистой живой улыбкой, а еще – услышали записанную фонограмму последней песни Татьяны Николаевны. Слушая ее, зал аплодировал стоя и плакал. Плакал, в очередной раз подтверждая, что любой артист жив до тех пор, пока жива память о нем, пока есть хоть один почитатель его таланта, пока хранится в его творческих запасниках хоть одна недопетая песня. Именно недопетая, ведь у хороших артистов все песни допетыми не бывают.


…Завтра исполняется 40 дней со дня смерти Татьяны Сакун. Есть поверье, что в этот день душа светлого человека улетает в небо. Улетает так же, как улетали ввысь светлые, добрые песни, исполненные Татьяной Николаевной…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

554