Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

14.04.2021 11:31 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПЕРВЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ПОЭТА: Критика. Библиография

Автор: Нина Инякина

Занятия в литературной группе при редакции газеты «Кузбасс» не прошли даром для недавнего фронтовика: он был неизменным участником всех литературных «сред», часто выступал со своими новыми стихами перед своими собратьями по перу, внимательно прислушивался к замечаниям и пожеланиям, продолжал работать над новыми и дорабатывать подвергшиеся критике стихи.

Довольно часто стихи за подписью «М. Небогатов» стали появляться на страницах газеты: то на 2-3-й страницах, то на 4-й, а то уже и на первой полосе. Стихи молодого поэта-фронтовика печатались и на ЛИТЕРАТУРНОЙ СТРАНИЦЕ, в окружении стихов и прозаических произведений «литсредовцев» (о стихах Небогатова мы ещё поговорим отдельно). Голос его, как поэта, крепчал, качество стихов менялось в лучшую сторону. Заметен был явный профессиональный рост. И к 1952 году (а начал Небогатов посещать «литсреды» с осени 1945 года) у Михаила Небогатова стихов набралось уже столько, что он начал подготовку к изданию своего первого сборника. На одной из «литсред» подготовленные для сборника стихи обсуждали его коллеги, и вывод был сделан в пользу издания первой поэтической книжки.

Немного отступив от 1952-го года, скажу, что чуть позднее появилось несколько рецензий и откликов на этот сборник (а речь идёт о сборнике «Солнечные дни» под редакцией Павла Бекшанского, старейшего журналиста «Кузбасса», старшего собрата по перу, который очень хорошо относился к Небогатову, как к человеку и творческой личности, и однажды сказал…Впрочем, пусть сам поэт расскажет об этом (полистаем книгу «Михаил Небогатов. ПОЭТ. Дневниковые записи разных лет». – Кемерово, 2006. – 300 с.: ил., с. 210): «1976 год, 23 сентября, четверг, 5 ч. вечера:Вчера звонил Павел Иосифович Бекшанский... Сперва посетовал, что редкомы встречаемся («земля напрасно крутится»), а потом говорил о моих газетныхстихах:

– Читаю, читаю... Некоторые сразу проглатываю и забываю, а некоторыезапоминаю. Обидно, что не знают у нас в Союзе: после смерти Твардовскогоостался у нас не подражатель, а самобытный продолжатель его поэзии – Михаил Небогатов...

Да, действительно, очень обидно».

А вот какую запись сделала жена Небогатова, Мария Ивановна (её рукопись – без названия и даты, передали мне в апреле 2014 года внуки Михаила Александровича, дети погибшей в 2006 году их матери Светланы Миша и Вова. Рукопись я передала вместе с другими раритетами в госархив, в персональный фонд М. А. Небогатова № Р-1250, а текст воспоминаний вдовы поэта включила в книгу к 95-летию отца «ТАКОЙ, КАК ЕСТЬ…» – Примечание Н. Инякиной): «…Кабинетом для работы Михаилу служила кладовка. В ней же была установлена электроплитка, на которой я готовила еду. Здесь, в этой кладовке, была написана первая его книга «Солнечные дни». Удивительно, но, работая и живя в тяжелейших условиях, Михаил написал книгу с таким названием, которое вполне отвечало и её содержанию. В областной газете появились одна за другой две рецензии. Одна серьёзная, вдумчивая и доброжелательная (автор М. Немченко), другая поучающая. Ни та, ни другая не вызвали у Михаила никаких чувств. Он себя считал лучшим судьёй своих стихов.А в это время было у него постоянное чувство неудовлетворённости всем, что делал. И хотя вышла в свет книга, в газетах каждую неделю печатались его стихи, в дневнике в это время пишет: «В творчестве моём прежнее болотное спокойствие. Не могу найти твёрдую почву для создания настоящей поэтической вещи. Чувствую, что стихи мои пока слабы, неоригинальны. Не удовлетворяет меня всё, что я написал и пишу. И дело тут не в отсутствии способностей или неопытности. Пока не могу найти свою тему. Необходима моя – небогатовская – тема. Чёрт возьми, как некстати закрыли двери в храм лирики. Чувствую, что именно это – мой путь в литературе. Но ничего. Я верю в себя, а уверенность – залог успеха».

Так вот, одну из тех двух рецензий мы сегодня и прочитаем. Даю её в «переводе с газетного», а копию с оригинала приложу в файле формата PDF:

Критика и библиография

ГЛУБЖЕ ИЗУЧАТЬ ЖИЗНЬ

Сборник стихов М. Небогатова «Солнечные дни»*) посвящён славным героическим будням социалистического Кузбасса. Молодой поэт задался целью показать, как под мудрым руководством расцветает наша Родина, как советские люди самоотверженным трудом крепят силу и могущество социалистического государства.

Герои отдельных стихов М. Небогатова живут полнокровной, созидательной жизнью, у них широкий кругозор, они интересуются всеми событиями в стране и за её пределами, спаяны в дружный коллектив, единую семью, мечтают сделать свою Родину богатой, цветущей. Все их мысли устремлены в светлое коммунистическое завтра.

Пусть от него светлее станет

На нашей солнечной земле! –

говорят шахтёры, выдавая на-гора сверхплановый уголь.

Пусть будет Родина богата,

Пусть, словно сад, цветёт она! –

говорят колхозники, борясь за обильный урожай.

Мы видим:

в огнях коммунизма

Чудесная наша земля, –

говорят сталевары, токари, агрономы – простые люди, которыми славен Кузбасс.

Наиболее удачное стихотворение в сборнике – отрывок из поэмы «Кузбасский уголёк». В нём Небогатов доходчиво, волнующе рассказывает о труде шахтёров. В стихотворении отсутствуют общие фразы, излишняя патетика. Непосредственный показ героев в действии, глубокое раскрытие внутреннего мира человека, его мыслей и переживаний – характерная особенность отрывка. Читатель с неослабевающим вниманием следит за судьбой молодого горняка, впервые спустившегося в шахту и взявшего в руки отбойный молоток.

Небогатов показывает людей не только в процессе производственной деятельности, но и в быту, в личных взаимоотношениях.

Большой лиричностью согрето стихотворение «За рекою, за горою». Тепло и сердечно повествует оно о горячей любви молодого шахтёра:

Нету Любы возле клуба.

Дан в ночную ей наряд.

Над домами, над копрами

Звёзды светятся – горят.

Будто Любушкины очи там горят…

Ох, и крепко любит парень, говорят!

Отрадное впечатление оставляют стихи «На полевом стане», «Любовь», «В кузнице».

И всё же большинство стихов М. Небогатова не волнует читателя, не вызывает в нём глубоких чувств и эмоций. М. Небогатов должен был глубоко и всесторонне изучить описываемые события, отобразить советскую действительность во всём её многообразии, вскрыть основное и существенное в нашей жизни – борьбу нового со старым. Он должен был показать, как в процессе этой борьбы формируется характер и мировоззрение советского человека, его богатый духовный облик. Только при этих условиях сборник «Солнечные дни» соответствовал бы своей цели, был бы согрет дыханием жизни.

С лирическими же героями многих стихотворений Небогатова фактически ничего не происходит, они не действуют, не развиваются, являются лишь восхищёнными созерцателями, зачастую превращаясь в резонёров. Как правило, поэт, а вместе с ним и лирический герой отворачиваются от противоречий, не видят их в жизни.

_____________________________

*) М. Небогатов. Солнечные дни.Стихи. Издательство «Кузбасс», 1952 г.

Бесспорно, жизнь советских людей светла и радостна. Но сколько ещё в нашей среде бытует пережитков старого, с которыми необходимо бороться, сколько ещё не сделано, сколько ещё нужно сделать!

Герои же Небогатова идеально непорочны, они всё видят в розовом свете, ни о чём не думают, а лишь восхищаются. Отсюда и стихи поэта не мобилизуют читателя, не заставляют его задумываться над событиями. Поэт не заглядывает вперёд, отстаёт от жизни, изображает её односторонне.

Большевистская партия указывает, что для художника нет большего греха, как бояться правды жизни, уклоняться от изображения жизненных противоречий. Правдивость отражения жизни в её революционном развитии – первая заповедь искусства социалистического реализма. Пишите правду, – учит товарищ Сталин.

Писать правду – значит видеть и верно отражать развитие действительности, её противоречия, борьбу нового со старым.

К сожалению, М. Небогатов во многих случаях забывает эти указания партии.

Чем живут герои Небогатова, что они делают? Разберём, например, стихотворение «Бригадир». Небогатов пишет:

Как на поле боя командир,

Стал на ниве мира бригадир,

По-хозяйски твёрдо, прочно стал,

Поглядел кругом. Кисет достал.

Здесь и вправду бой за урожай.

Только знай трёхтонки нагружай!

Будто отзвук дальнего «ура» –

Шум зерна, что льётся в бункера.

Под ногой щетинится стерня,

Как щека небритая три дня…

На ладонь мозолистую лёг

Золотой усатый колосок.

Много ль силы в маленьком таком?

А не взять ни бомбой, ни штыком!

Как будто бы всё правильно. Наши люди трудятся на полях, получают высокие урожаи. Но что делает в это время главный герой стихотворения? Стоит сторонним наблюдателем, покуривает, восхищается и резюмирует. Поэт не показывает нам ни самой работы, ни того, как ею руководит бригадир. В результате стихотворение оказалось бессодержательным, холодным.

Подобным недостатком страдают и другие стихотворения сборника. В них все герои похожи друг на друга, пострижены под одну гребёнку, нивелированы. Они стоят в стороне от событий, изолируют себя от масс и восторженно восхищаются результатами работы других. Так ведут себя герои стихотворений «На родной земле», «Молодой агитатор», «Зарево», «Колхозная весна», «Земляки», «В тайге», «Машинист». (А Алексей Косарь, собрат по перу, журналист и поэт, пригласивший Михаила Небогатова на работу в редакцию газеты и убедивший редактора Арсена АрсеновичаБабаянца в том, что из Небогатова получится толковый журналист и литературный сотрудник, по поводу последнего стихотворения – «Машинист» – высказал совершенно противоположное мнение: назвал его в ряду тех, что написаны у Небогатова «правдиво, реалистически». – Примечание Н. Инякиной).

Слабое, поверхностное изучение жизни в свою очередь приводит поэта к построению надуманных схем и образов, в которые втискивается многообразие жизненных явлений.

Обычно композиционная структура стихотворений у Небогатова такова: герои после беглого взгляда по событиям делают вывод – всё хорошо, всё превосходно. Иногда структура усложняется. Автор вводит в стихи аналогии, заставляет героя что-нибудь вспоминать, с чем-нибудь сравнивать явления. Аналогии в сравнении обычно беглые, невыразительные, зачастую надуманные.

Так, например, в стихотворении «Токарь» совершенно неожиданно и не к месту молодой рабочий представляет себя… артиллеристом на корабле, который плывёт сквозь бури, чтобы «известьем о победе порадовать вождя».

Поверхностное знание жизни обедняет авторское видение Небогатова. У него часто повторяются одни и те же образы, сравнения. Поведение героев не индивидуализировано. Многие из них покручивают ус, любуясь чем-нибудь или предаваясь воспоминаниям о былом, достают кисеты и закуривают,прежде чем начать говорить или слушать, хмурят брови, стараясь что-нибудь вспомнить. Из стихотворения в стихотворение кочуют сравнение «как в бою» («Бригадир», «Письмо на границу», «Земляки», «На лесосеке»), слова – краса: «во всей красе», «земная краса», «во всей своей красе земной», даль: «в мареве дали», «дали бескрайние», «солнечные дали», «дальние дали» и т. п.

Не всё благополучно у Небогатова и с литературным оформлением стихов. Стилистические и смысловые неточности довольно часто встречаются в сборнике. Виноват в этом не только автор. Областное книжно-журнальное издательство и редактор сборника П. Бекшанский формально отнеслись к работе с молодым поэтом, не помогли ему отобрать для первого сборника наиболее интересные и значительные стихотворения.

В целом сборник М. Небогатова показывает, что поэту нужно ещё много и много работать над своими стихами, нужно глубже изучать жизнь, людей.

Только глубокое и всестороннее изучение событий поможет Небогатову избавиться от созерцательности, от ненужной безмятежно-идиллической слащавости.

Л. МАКОВКИН.

// Кузбасс, 1952, № 230 (27 сентября), с. 3.

С точкой зрения рецензента можно согласиться или не согласиться. Мы ведь знаем: «Сколько людей – столько и мнений». В одном, я, пожалуй, не соглашусь с автором: это в том, что, мол, Небогатов не знал жизни, не знал людей, видел жизнь и события, происходящие в ней, лишь в розовом свете. Это он-то, прошедший через ад Великой Отечественной войны, не единожды тяжело раненный,видевший гибнущих на его глазах «со смертной меткой на лбу» боевых товарищей, да и сам бывавший на волоске от смерти, не знал людей? Или не знал жизни? Другое дело, что он хотел видеть жизнь более радостной и светлой, чем она порой была в действительности. Но это вовсе не значит, что он не видел каких-то недостатков или не замечал (не хотел замечать) неблагополучных сторон этой самой жизни…

И что касается «стилистических и смысловых неточностей» поэтического языка Михаила Небогатова: кто-то воспринимает поэта, как не очень грамотного человека, а кто-то именно в таких оборотах речи видит его, небогатовский, почерк, стиль глубоко индивидуальный, присущий только ему, Небогатову. Примеры привести могу легко: «Уйдя, (вместо «Уходя») мы разбудить его забыли» («Всю жизнь перед глазами, как живой…»); «…И парни с рассветной зари / На горы, привольные шири / Смотрели, толпясь(вместо «столпившись») у двери» («Апрель сорок первого года»); «Опомнясь (вместо «опомнившись»), мы смеялись над собою…» («По пути к передовой») – и примеры этих «неточностей можно приводить ещё и приводить. А что вы скажете о такой, например, «стилистической неточности»: «Дремлют плакучие ивы, / Низко склонясь(вместо «склонившись») над ручьем»? Это, как теперь часто говорят, на минуточку – романс«ДРЕМЛЮТ ПЛАКУЧИЕ ИВЫ», написанный в 1896 году поэтом и музыкантом конца XIX – начала XX века Б. Б. Барономс псевдонимом «Б. Б.» (есть мнение, что барон – не фамилия, а дворянский титул автора; более о нём ничего не известно) на слова поэта Алексея Васильевича Тимофеева!

И вообще, мне показалось, что в чём – в чём, а в неграмотности или плохом владении русским языком Михаила Александровича уж точно упрекнуть нельзя!

Да и с тем, что стихи его были «созерцательны» и «безмятежно-идиллически-слащавы», тоже не могу согласиться! От всяческих красивостей и словесных кружев Небогатов предостерегал молодых поэтов, будучи и сам ещё совсем молодым. И его аналитические обзоры стихов и статьи о творчестве молодых и начинающих появились задолго до создания на страницах областной молодёжной газеты «Комсомолец Кузбасса» рубрики «Факультет молодого литератора». Есть в творческом – литературоведческом – наследии Небогатова статьи 1940-1950-х, и уже тогда ему было что сказать своим, по существу, ровесникам – молодым поэтам.

Вот с ними я и познакомлю в следующий раз! (это статьи 1946, 1951 и 1957 гг. Там мы увидим, как понимал Михаил Небогатов поэзию и как и о чём рекомендовал писать молодым).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

141