Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

14.04.2021 11:26 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

НА ЛИТЕРАТУРНЫХ «СРЕДАХ»

Автор: Нина Инякина

Эту статью я пишу, можно сказать, прямо с колёс: не все ещё газеты 1940-1950-х гг. просмотрены (сложность состоит в том, что оцифрованные номера газеты «Кузбасс» идут не в строго хронологическом порядке). Но на данный момент я располагаю уже достаточнымколичеством информации о литературной группе, созданной при редакции газеты, которая собиралась в основном по средам. Эти сборы в конкретный день недели и дали название, которое закрепилось на долгие годы, – литературная «среда».

Если в газете на 3-й или 4-й странице появлялись слова «На литературной «среде» («На литературных «средах»), или в разделе «Извещение» – «Сегодня (завтра) в помещении редакции газеты «Кузбасс» в 8 часов вечера состоится очередная литературная «среда». Приглашаются все желающие», то все читатели газеты уже знали и понимали, о чём речь.

Таких записей на сегодня у меня набралось 105, и это ещё далеко не всё из того, что наверняка встретится мне и в других номерах газеты. Ведь просмотрела я лишь отдельные номера 1946, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1957 гг.– а сколько ещё предстоит просмотреть, прочитать и проанализировать?..

Но даже на основе уже имеющегося массива информации я вполне могу делать некоторые выводы о том, что это была за группа, как она работала, что на ней обсуждалось, какие принимались решения, что она давала своим участникам.

Думаю, что начать разговор о литературных «средах» надо с одной из статей её тогдашнего руководителя Алексея Косаря – журналиста «Кузбасса» и поэта. Давайте заглянем в № 111 от 13 мая 1951 года, где на третьей странице была опубликована статья

ЛИТЕРАТУРНЫЕ «СРЕДЫ»

Много желающих участвовать в обсуждении произведений молодых авторов собралось 9 мая на литературную «среду» областного литературного объединения при книжно-журнальном издательстве «Кузбасс» (а создавалась эта группа при редакции газеты – значит, статус и уровень подросли! – Примечание Н. Инякиной).

Рабочие и мастера кемеровских предприятий, журналисты, служащие учреждений внимательно слушали начальника смены завода «Карболит» Л. Борисова, который прочитал на «литсреде» свой первый рассказ «Личное дело».

Все выступавшие с критикой рассказа отметили, что автор взял актуальную тему, стремясь показать, что личное дело советского человека – это дело общественное. Он хорошо изобразил беседу парторга завода с токарем.

Встреча в парткоме, обаятельный образ парторга должны быть в центре внимания при дальнейшей работе над рассказом. Для него необходимо найти логический конфликт, правдивее нарисовать образ советского рабочего, которого закалили труд и сражения на полях Отечественной войны, лучше показать воспитательную роль коллектива.

***

Самобытностью, яркой жизненной правдой, свежестью и оптимизмом подкупила участников литературной «среды» первая, далеко ещё не совершенная поэма молодого, недавно закончившего школу ФЗО (ФЗО – фабрично-заводское обучение. – Примечание Н. Инякиной) забойщика анжеро-судженской шахты № 5-7 В. Фесюна «Иван Заречный».

Автор повествует про шахту, про друзей-горняков, которые не знают устали в стремлении добиться первенства на шахте. В поэме рассказывается о старом шахтёре Матвее Добряке, который учит молодых друзей жить и работать и до слёз радуется, когда они же, его ученики, в конце концов, превосходят его самого в своём деле и завоёвывают красное знамя.

Жаркая работа, беззаветная дружба коллектива, удалые пляски и песни, ширококрылые мечты шахтёров – всё это привлекает и волнует своей искренностью, молодостью, народной простотой.

Весенняя радость звенит повсюду, где собираются молодые шахтёры.

«Уголёк-уголёк,

Светит яркий огонёк

И горит, горит, горит,

Наше сердце веселит.

Уголёк, огонёк,

Эх, горняк – паренёк,

Веселись и гордись:

У тебя большая жизнь!»

Высокая идейность поэмы, чёткость в обрисовке образов, относительная стройность композиции некоторых глав, смелые перемены ритма, живость, энергичность, красочность лучших сцен и картин (особенно в изображении пейзажа), говорят о поэтической одарённости В. Фесюна.

«…Мать-Родина,

Великий сын Кузбасс!

Избыток счастья вдохновляет нас,

Когда цветут берёзовыерощи.

Сквозь тишину и ласковую синь,

И сквозь огни, сияющие жизнью,

Я вижу образ твой, моя Сибирь!

Весь юный и сияющий, как жизнь,

Могучий, светлый, с русскою душой…»

Участники литературной «среды» сошлись на том, что поэму надо непременно доделывать. В. Фесюну необходимо не только много работать над поэмой. Ему, прежде всего, надо учиться и особенно настойчиво изучать русский язык, начиная с элементарных правил грамматики, с которым он часто не ладит в своей поэме. Комсомольская организация должна помочь молодому забойщику учиться.

Литературная «среда» одобрила стихотворение В. Измайлова (Владимир Алексеевич Измайлов, 1926-1989, – известный поэт, ставший профессионалом почти в одно время с Михаилом Небогатовым – в 1963 году; М. А. Небогатов – член Союза писателей с 1962 года. – Примечание Н. Инякиной) о разведчиках Советской Армии, предложив автору ещё поработать над ним, избегая излишних грубостей в языке и натуралистических подробностей в изображении фронтовой жизни.

***

Предыдущая «литсреда» заслушала и одобрила цикл стихов и отрывки из поэмы «Курако» Виктора Герасимова (Сталинск) (В 1929 году в связи с началом строительства Кузнецкого металлургического комбината на левом берегу Томи возник посёлок Сад-Город, в 1931 году переименованный в город Новокузнецк, а в 1932 году — в Сталинск.Носил этот город и другие имена: Сталинск-Кузнецк, Сталинск, но с 1961 года он стал вновь Новокузнецком. – Примечание Н. Инякиной).

Автор с гордостью говорит о мастерстве строителей, делающих свой город ещё величественней, ещё краше.

Эта же мысль о беспрестанном стремительном росте – в центре стихотворения «Звёзды на стройках».

«Кажется, что новый дом,

Набирая рост,

За ночь верхним этажом

Дорастёт до звёзд».

Но не только внешние черты города привлекают внимание поэта. Он видит, как выросла культура горожан.

Короткими строчками, в чётком ритме, скупо, но точно передаёт Герасимов жизнь металлургов Сталинска.

И самые взволнованные строки посвящены «вождю, миллионы ведущему», вождю, гранитный монумент которого воздвигнут в центре города.

Хорошо задумано стихотворение «Слово шахтёра». Но автор слишком сухо и однообразно излагает разговор горняков, без ярких образов и сравнений пытается изобразить почётного шахтёра и передать его стремление вдвое перевыполнять план.

Не нашли поддержки на «литсреде» сугубо личные, камерные, лишённые общественного интереса стихи «Вечер в колхозе», «Цветы зимы», «Бывает с многими такое».

Отрывки из поэмы «Курако» говорят об успешной работе В. Герасимова над очень трудной и столь же интересной темой. Заметно начинает вырисовываться образ мужественного, непреклонного в достижении своей цели, любящего до самозабвения отечественную металлургию, первого русского доменщика Михаила Константиновича Курако, мечтающего увидеть Россию самой могущественной страной.

«Россия расправит плечи.

…Построит такие печи,

Каких не знала земля.

…Где труженику подвластен

Любой механизм,

Где двери открыты настежь

Народу в социализм».

Участники обсуждения стихов В. Герасимова предостерегали автора от ошибок, намечающихся в отрывках из поэмы «Курако». Рост и борьба главного героя поэмы должны быть показаны не только на фонеразвития революционного движения в России, но и в органической связи с ним. Причём, эта главная идейная линия должна быть воплощена в поэтической форме с таким же умением, как образ самого Курако.

На литературной «среде» обсуждался дополненный вариант рассказа Г. Молостнова (Геннадий Модестович Молостнов, 1912-1982, – один из первых кузбасских писателей, вошедших в первую пятёрку созданной у нас в области в 1962 году писательской организации, член Союза писателей с 1956 года. – Примечание Н. Инякиной) (Осинники) «В американском городе».Так же, как и лучшие стихи В. Герасимова, рассказ Г. Молостнова рекомендован для опубликования в очередном номере альманаха «Сталинский Кузбасс» (теперь это всем известный журнал «Огни Кузбасса». – Примечание Н. Инякиной).

К. Бранчукову, прочитавшему стихи об агитаторе, посоветовали расширить их, может быть, до размеров поэмы. М. Лопаеву предложили доделать хорошее стихотворение о весне. Ценные замечания сделаны о новом стихотворении, прочитанном Я. Липняговым.

***

Последние литературные «среды» показывают, что подготовка к печати третьей книги альманаха «Сталинский Кузбасс», а также конкурс на лучшее литературно-художественное произведение, объявленный книжно-журнальным издательством и редколлегией альманаха, усилили творческую активность молодых и начинающих писателей и поэтов Кузбасса.

А. КОСАРЬ

Необходимое послесловие: в следующих статьях этого цикла я буду рассказывать и о публикациях «листредовцев» на страницах газеты «Кузбасс» и в альманахе «Сталинский Кузбасс» –разговор у нас с вами будет не только о Михаиле Небогатове, но и об его окружении (то есть о собратьях по перу), и о литературной жизни, и о литературном процессе – ведь всё это было предтечей будущей писательской организации Кузбасса. Понятно, что не все участники литературных «сред» стали впоследствии профессиональными поэтами и писателями, но о тех, кто жил и творил в одно время с молодым поэтом-фронтовиком Михаилом Небогатовым, я обязательно расскажу, иначе его портрет будет неполным.

Давайте познакомимся поближе с кемеровской литературной группой. И вновь обратимся за помощью к Алексею ВасильевичуКóсарю, который знал эту группу не понаслышке: можно сказать, «стоял у её истоков». В этой статье вы узнаете о первых шагах только что созданной группы единомышленников, прочитаете и о Михаиле Небогатове…

Кемеровская литературная группа

В начале октября прошлого года при редакции областной газеты «Кузбасс» организовалась литературная группа. Она объединила молодых авторов, пробующих свои силы в литературе.

Члены литературной группы решили, что не следует ожидать, когда откуда-то придут маститые писатели, чтобы создать местную литературу. Мы сами должны и можем положить ей начало.

Нечего и говорить: цель благородна, велика и ответственна. Шахтёры, металлурги, химики, многие труженики городов и сёл Кузбасса заслужили право стать героями романов, повестей, пьес, рассказов, поэм и песен. Едва ли где в другом месте нашей страны так сконцентрированы богатства недр и красоты природы, как в Кузбассе. Нетронутых богатейших тем, которых хватит для десятков книг, в Кузбассе больше, чем в любом другом месте.

На первом же собрании мы решили каждую неделю проводить литературные «среды» и договорились подвергать все наши произведения самой беспощадной критике.

Впоследствии выяснилось, что такая форма работы «листред» правильна. На «средах» разбирались новые произведения кузбасских авторов и независимо от того, кем они написаны, члены литературной группы высказывали своё искреннее мнение, критикуя недостатки и отмечая положительные стороны.

Нельзя сказать, что такой прямой подход к вещам был по душе всем литгрупповцам. Некоторые из них вскоре «не выдержали» критики и покинули нас. Скажем прямо – с их уходом литературная группа ничего не потеряла. Больше того. Она избавилась от людей, которые пытались сбить её с принципиального направления.

Нет надобности называть имена авторов, которые оставили нашулитгруппу только потому, что испугались критики. Они, особенно те из них, которые по-настоящему любят литературное творчество, поймут в конце концов ошибочность своего поведения и непременно в будущем перестроятся в своей работе над художественными произведениями.

Но в литгруппе были и такие, как П. Чех. Он проявил исключительную невосприимчивость к замечаниям критического порядка, мог и умел выслушивать только похвалы. Когда же литгрупповцы подмечали в его произведениях голый формализм, указывали ему на двусмысленность образов, Чех старался не замечать своих противников.

В чём главный недостаток произведений П. Чеха?

Внутренняя пустота, безыдейность, аполитичность его стихотворений прикрывались нарядной внешностью: звонкими аллитерациями, яркими образами, оригинальными рифмами.

Эти, чисто формальные стороны стихов подкупающе действовали на участников литературных «сред». Мы в своё время, до выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», не смогли до конца вскрыть ошибки Чеха и указать на них автору. Этим объясняется появление в печати его стихотворения «Лист кленовый», в котором кроме праздного любования пустыми мелочами, ничего нет.

С первого дня своего существования наша литературная группа нацеливала молодых авторов на кузбасские темы. Разговорами об этом богата была почти каждая «литсреда», почти все её участники признавали и даже горячо поддерживали мысль о создании художественных произведений, посвящённых Кузбассу.

Но, к сожалению, темы Кузбасса, его стремительного роста, героических подвигов в годы Отечественной войны, предстоящего гигантского развития – привлекательнейшие из возможных тем – по-прежнему остаются неразработанными.

В чём причина такого разрыва между нашими стремлениями и тем, что мы успели сделать?

У нас, членов литературной группы, в творчестве молодых поэтов и прозаиков преобладали лирические мотивы. Причём это – не гражданская лирика, полнокровная, жизнеутверждающая, а интимная, замыкающаяся в узкий мирок, заслоняющая современную кипучую действительность.

Незачем повторять, что никчёмность такой лирики давно разоблачена и отвергнута советской литературой. На кемеровских «литсредах» (внимание: сейчас будет Небогатов! – Примечание Н. Инякиной) не раз критиковали М. Небогатова за стихотворения, в которых он смотрел на окружающий мир сквозь призму тоски и грусти о потерянной или «ненайденной» любимой. Небогатов исправляет свою ошибку. В этом можно убедиться по его последним стихотворениям «Машинист», «Другу-физкультурнику», «М. Горький», «Страна и вождь», где он, хоть и не без срывов, рисует жизнь правдиво, реалистически.

Сейчас М. Небогатов работает над циклом стихов о настоящем и прошлом города Кемерово.

Г. Замятиной (из Прокопьевска) мы не помогли расстаться с настроениями одиночки-отшельника, который не может найти места в обществе и замыкается в себе. За сочностью языка её стихов, меткостью образов мы не сумели рассмотреть главного – упадочничества, обречённости лирического героя Замятиной.

Постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград» открыло нам глаза, и только тогда мы увидели ошибки Замятиной.

Цепкость, с какой она держится за литературное творчество, знание шахтёрской жизни позволяют надеяться, что Замятина создаст бодрые, современные, нужные произведения. Об этом говорят первые главы поэмы о шахтёрах Кузбасса, о борьбе за уголь в годы Отечественной войны.

Есть недостатки в творчестве и других членов литературной группы.

Так, В. Ольгин, один из самых зрелых кузбасских поэтов, подчас увлекается формой в ущерб искренности и простоте стиха. Гибкие и мускулистые строки его иногда теряются в длиннотах (поэма «Старик»).

Но В. Ольгин умеет откликаться на важнейшие события в жизни нашей страны. Его газетные стихи злободневны, целеустремлённы, доходчивы. Параллельно работе над поэмой «Старик», посвящённой потомственному шахтёру, В. Ольгин закончил цикл стихов о Горной Шории.

Достойно успел зарекомендовать себя Д. Серёгин. «Водопад», «Родина», «Золотой Китат», – стихотворения, показывающие незаурядные способности Серёгина. Скупо, но точно и взволнованно передаёт автор чувства советского человека, знающего, за что он любит свою родину.

Особенно похвально в творчестве Д. Серёгина стремление отобразить природу Кузбасса, показать его богатства.

Стихотворения А. Полозовой по-прежнему грешат недоработками. Но автор напористо берётся за разработку местных тем и при более серьёзном отношении к своим стихам может добиться успеха.

Прозаики составляют меньшинство нашей литературной группы и пишут они (кроме А. Волошина) (Александр Никитич Волошин, 1912-1978, – наш первый в Кузбассе Сталинский лауреат за роман «Земля Кузнецкая», так же, как и Геннадий Молостнов – был в первой пятёрке профессиональных писателей в момент создания писательской организации Кузбасса. – Примечание Н. Инякиной) непростительно мало.

Д. Усольцев за время существования литгруппы дал три рассказа и столько же очерков. Судя по «Старой штольне, «Поездке в Альжерас», Усольцев за второстепенными деталями иногда теряет основную тему произведений. В «Старой штольне», например, на описание черепа лошади он тратит почти четверть всего рассказа. Между тем Усольцев взялся за серьёзнейшую тему: запечатлеть в своих очерках историю развития угольного Кузбасса.

А. Волошин (из Сталинска) своими рассказами и новеллами доказал, как много можно сделать, черпая материалы из сегодняшней советской действительности. С первого рассказа «В ночь под новый год», напечатанного в газете «Кузбасс», до «Огней на шахте», «Белой ласточки», «Нельзя умирать», «Обиды» и «Русого парня», Волошин приподнято, правдиво, ярко и выразительно показывает жизнь простых советских людей. Смело рисует запоминающиеся и близкие нам образы, психологически верно объясняет поведение своих героев. Шахтёр и горнячка, разведчик и санитарка, вчерашний воин, возвратившийся на стройку, – главные герои его произведений.

Русский офицер, Волошин в рядах передовых частей Советской Армии прошёл большой путь до Эльбы и, вернувшись на родину, смело и броско, одинаково любовно и успешно рисует как солдата, так и шахтёра. Знание своих героев до задушевных тайн позволяет Волошину каждый раз по-особенному, но всегда с выгодной стороны, показать рядовых людей – защитников родины, трудолюбивых созидателей.

Однако, в произведения А. Волошина просачиваются схематичность в изображении героев, надуманность положений («За синим камнем»), излишняя стилизации языка.

Наряду с плодотворной работой над очерками и рассказами, Волошин продолжает роман о кузбассовце – участнике Отечественной войны.

И. Балибалов (Иван Алексеевич Балибалов, 1911-1991, кемеровский журналист, летописец города Кемерово. – Примечание Н. Инякиной) пишет о первых строителях Кузбасса. И. Романов – о шахте имени Сталина. Н. Шушканов хочет отобразить замечательный путь передового коллектива химиков.

***

Кемеровская литературная группа, взявшись за трудное дело, по-прежнему верит, что кузбасскую литературу можно и нужно создавать. Партийные и советские работники в городах и районах нашей области, особенно местные газеты и радиовещание, должны помочь начинающим поэтам и прозаикам выйти на правильный творческий путь.

Естественна тяга, которую испытывают иногородние авторы к нашей литературной группе.

К. Григорьев и В. Герасимов (из Сталинска) присылают свои произведения для обсуждения на литературных «средах». Судя по басням и лирическим стихотворениям, К. Григорьев обладает тонким юмором, владеет разнообразными формами стиха. В произведениях В. Герасимова чувствуется острая наблюдательность. Немногими словами он умеет рассказать о значительных событиях. Но выводы его не всегда правильны, и литературная группа указала автору на его ошибки.

Н. Горячева пробует свои силы в нескольких жанрах. Участники «листред» обсуждали её очерки, пьесы, рассказы, первую половину фантастической повести о Кузбассе. Несмотря на многие недостатки, произведения Н. Горячевой дороги своей простотой, жизненностью, взволнованностью повествования.

Нам кажется, что пришла пора, когда необходимо собрать начинающих поэтов и прозаиков Кузбасса и объединить их, организовать и выпускать «Альманах» (как сделали сталинградцы и ворошиловградцы), ускорив этим назревающее рождение нашей кузбасской литературы.

Партия и правительство придают исключительно важное значение литературе, и надо сделать всё возможное, чтобы у нас были художественные произведения, достойные Кузбасса.

А. КОСАРЬ

// Кузбасс, № 229 от 17 ноября 1946 года, с. 3.

Послесловие: поскольку несколько раз упоминался альманах (в том числе, уже с названием «Сталинский Кузбасс»), мы с вами обязательно познакомимся с подготовкой номеров этого издания, которые именовались КНИГАМИ – первая, вторая, третья… Прочитаем и стихи Михаила Небогатова, напечатанные в первом же номере альманаха. И обложку этого самого первого номера – книги – тоже покажу.

На сегодня, пожалуй, всё. В следующий раз соберём те сообщения об очередных занятиях на «литсредах», где будет звучать имя «Небогатов».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23