Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

26.10.2021 10:32 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 26.10.2021 г.

Мать города

Автор: Виктория КУДИНОВА

15 октября исполнилось 100 лет со дня рождения акушера-гинеколога, заслуженного врача РСФСР Полины Антоновны Шачневой, которая в 50-70-х годах работала заведующей Гурьевским роддомом, а потом вела прием в женской консультации г. Гурьевска. За годы своей работы Полина Антоновна помогла появиться на свет 18 тысячам (!) малышей, и благодарные гурьяне вдобавок к ее многочисленным государственным званиям присвоили ей еще и свое, неофициальное — «мать города». Однако близкие и бывшие коллеги легендарного женского доктора говорят, что не только за огромное количество принятых родов получила Полина Антоновна свое народное признание, но и за материнское отношение ко всем, кто ее окружал.

Полина –

значит «малыш»

Родом Полина Антоновна из крестьянской семьи. Родилась в деревне Новая Михайловка Саранского района Мордовской АССР. Когда девочке было 12 лет, семья, спасаясь от репрессий, переехала в Гурьевск.

Не все знают, что на самом деле по документам любимого в народе женского доктора звали не Полина, а Пелагея, что значит «морское побережье». Но приставшее к ней производное от Пелагеи имя Полина, означающее «малыш», словно предначертало ее судьбу.

Прямо перед войной, в 1939 году, Полина поступила в Томский мединститут. Когда началась Великая Отечественная война, большинство студентов их института призвали на фронт: 1 и 2 курсы – фельдшерами, 4 и 5 курсы – врачами. 3 курс, на котором как раз и училась Полина Антоновна, оставили доучиваться — тылу тоже нужны были врачи. Получила диплом Полина Антоновна в 1944 году и в тот же год вышла замуж за Павла Михайловича Шачнева – в те годы тоже студента Томского мединститута, а впоследствии талантливейшего хирурга, поставившего на ноги многих гурьян.

Два года после окончания института Полина Антоновна работала в институте в должности ординатора кафедры акушерства и гинекологии, а в 1946-м молодые врачи приехали по направлению работать в Гурьевск.

Скорая помощь

Состояние, в котором находилась гурьевская медицина в те годы, когда Шачневы приехали сюда работать, хорошо показано в письме Полины Антоновны супругу, написанном в 1945 году. Она находилась в декретном отпуске со старшим сыном и, приехав погостить к родителям в Гурьевск, писала: «Советы родителей склоняются в сторону того, чтобы мы работали в Гурьевске. Здесь легче встать на ноги в экономике, да и они, чем могут, помогут. Врачей здесь не хватает. Хирурга в больнице нет, режет фельдшер, к нему все боятся идти, ухо-горло нет совсем, невропатолога тоже, глазник – фельдшер, но гинекологов — 2».

На работу Полину Антоновну взяли в роддом, который в те годы находился около нынешнего автовокзала. Новый роддом (в здании которого сегодня находится инфекционная больница) был построен позже, и, как говорят коллеги Полины Антоновны, она принимала в создании проекта здания самое активное участие.

Жили Шачневы в бараке на ул. Революционной, и когда кому-то в городе требовалась срочная помощь, из больницы, которая тогда располагалась в сосновом бору, приезжал конюх на бричке и стучал кнутом в окно. Не важно, какое за окном было время суток, Полина Антоновна или Павел Михайлович собирались и ехали к больному.

Позже, по словам младшего сына Полины Антоновны и Павла Михайловича, нынешнего заведующего хирургическим отделением Гурьевской больницы Владимира Павловича Шачнева, родители переехали в квартиру на улице Ленина, где был установлен стационарный телефон. И этот телефон не замолкал практически никогда – Полина Антоновна и Павел Михайлович то кого-то консультировали по телефону, то их вызывали на работу. Коллеги вспоминают, как Полина Антоновна, шутя, жаловалась, что совершенно не может ничего испечь. Если поставит тесто, то ее обязательно вызовут в роддом, и тесто в итоге перекиснет, если успеет поставить пирог в духовку, то придется оставить его недопеченным.

«С работы до дома,

- рассказывает Владимир Павлович, — идти было всего 800 метров, но мама могла идти час». Весь город ее знал, все останавливали, спрашивали совета, да и сама Полина Антоновна всегда интересовалась людьми – обязательно расспрашивала их о самочувствии, о родных. Она не могла равнодушно пройти мимо чужой беды. Близко знавшая Полину Антоновну Любовь Григорьевна Мартыненко вспоминает, как однажды они шли с Полиной Антоновной по улице и увидели, как к задремавшему на остановке незнакомому пареньку подъехал милицейский УАЗик. Полина Антоновна моментально среагировала и обратилась к милиционерам: «Не забирайте его, пожалуйста, мы все уладим, все будет хорошо». Она обладала невероятным даром убеждения, ее мягкий материнский голос, который она никогда не повышала, влиял на всех окружающих невероятно. Милиционеры уехали, а Полина Антоновна тихонько тронула паренька за руку: «Молодой человек, просыпайтесь». Парень действительно сразу проснулся и спокойно ушел. Благодаря Полине Антоновне все для него закончилось благополучно. Так заканчивалось практически все, за что она бралась.

Без паники!

Родов в те годы было много, за сутки в роддом могло поступить по 5-7 рожениц. Случаи бывали всякие, но Полина Антоновна никогда не паниковала, не кричала на коллег. Она моментально умела принимать правильные решения, раскладывать все по полочкам и отдавать подчиненным ясные и четкие указания.

А еще ради спасения человека она никогда не боялась рисковать своей репутацией. В те годы сельский роддом был в Новопестерево, неотягощенные роды принимали акушерки. А вот если у стоящей на учете женщины была какая-то патология или роды пошли не так, то роженицу должны были везти не в Гурьевский роддом, а в роддом поселка Инской. Но что значит — в родах что-то пошло не так? Это значит, что помощь женщине нужно было оказывать как можно скорее, и акушерки в обход правил привозили рожениц туда, куда было ближе – в Гурьевск. Были врачи, которые, ссылаясь на инструкцию, всякими правдами и неправдами пытались не брать таких пациентов, ведь в случае неблагоприятного исхода родов (риск которого при патологии крайне высок) врач нес за это полную ответственность. Но Полина Антоновна, говорят ее коллеги, не отказывала никогда, даже недовольства по поводу того, что женщину привезли не «по адресу» не выказывала.

От тяжелых пациентов она, бывало, не отходила сутками. Если требовалось, оставалась после дежурства, а когда сельские территории нашего района стали относиться к Гурьевской больнице, могла выехать по вызову в какую-нибудь из сельских амбулаторий и, если была необходимость, остаться там на всю ночь. Так, однажды в Новопестеревскую участковую больницу после неудачного криминального аборта поступила женщина. Привезли ее крайне тяжелую – без сознания, беременную, да еще и с ожогами (горе-повитуха, пытавшаяся сделать женщине подпольный аборт, когда беременная потеряла от ее манипуляций сознание, с перепугу облила ее вместо холодной воды кипятком). Вызвали реанимационную бригаду из Гурьевска. Состояние у пациентки было такое, что всем было ясно: женщина умрет. Но вместе с бригадой приехала Полина Антоновна, которая, как про нее говорили, и мертвого могла из могилы поднять. Подключили женщину к кислороду, сделали все необходимые манипуляции, сама Полина Антоновна осталась дежурить у кровати больной на всю ночь, и к утру женщину удалось стабилизировать, перевезти в Гурьевск и благополучно родоразрешить. Женщина выжила. И подобные случаи в практике легендарного доктора были совсем не редки.

Роддом стал родным домом

В 1952 году Полину Антоновну назначили заведующей роддомом. И это была отдельная, непростая глава в жизни врача. В семейном архиве Шачневых сохранилась газета «Знамя Ильича» за 1965 год, в которой рассказывается, какой сложный путь прошла Полина Антоновна, сколько ночей не спала, как практически поселилась в роддоме, чтобы снизить детскую смертность и свести к нулю смертность женскую, сделать наш роддом образцовым. Как пыталась приучить некоторых сотрудников работать по совести не только днем, когда все видят, но и ночью, когда никого из начальства в роддоме нет, как сплачивала коллектив.

Лидия Алексеевна Прозорова, в те годы работавшая в детском отделении роддома, вспоминает, что Полина Антоновна была нетерпима к двум вещам – халатности в работе и вранью. К вранью — особенно!

Но при всей своей требовательности она никогда не ругала сотрудников прилюдно. Если кто-то допустил промашку, приглашала к себе в кабинет и за закрытыми дверями спокойно, не повышая голоса, высказывала свои замечания. Выйдя из кабинета, тут же забывала о неприятном инциденте и дальше вполне доброжелательно, как будто ничего и не произошло, общалась с провинившимся.

«Всех своих подчиненных она воспринимала как детей, — говорит Лидия Алексеевна, — всегда помогала советом. Если ее кто-то чем-то угостит, никогда не съест сама, всегда пригласит всех и усадит пить чай. Из отпуска обязательно привозила всем сувениры. Привезет, выложит все на стол и смеется: «Это для моих ребятишек».

Простая Богиня

Уже будучи на пенсии, в 1980 году Полина Антоновна перешла работать в женскую консультацию. Много лет отработавшая с ней на приеме Надежда Ивановна Чинякова вспоминает, как, возвращаясь с работы, она могла запросто подхватить Полину Антоновну под ручку. Как-то, увидев это, к ней подошла Нина Родионовна Старченко, тоже очень уважаемый в городе, легендарный акушер-гинеколог, и спросила: «Как Вы можете так запросто подойти и взять под ручку Полину Антоновну? Она же такая авторитетная и уважаемая в городе врач, почти Богиня! Почему Вы не побоялись и решили, что она вот так запросто может идти с Вами под руку? Даже я бы на это не решилась». Надежда Ивановна тогда очень удивилась, потому что при всей своей авторитетности и знаменитости Полина Антоновна была очень простой в общении, она одинаково внимательно относилась и к большим начальникам, и к простым пациентам, а уж тем более к своим коллегам. Она была немногословна, но к каждому могла найти свой подход, для каждого подбирала точные, очень правильные и нужные слова. Кого-то могла успокоить, кому-то, напротив, строго сказать: «Вы хотите здорового ребенка? Значит, нужно срочно ложиться в больницу». И люди ее слушались, потому что безгранично доверяли.

Завещание

Не стало Полины Антоновны 26 ноября 1984 года. Болезнь настигла ее неожиданно. Видимо, понимая, что уйдет, лежа в больнице, Полина Антоновна написала для своего сына Владимира Павловича и его супруги Натальи Алексеевны Шачневых, заканчивавших мединститут и собиравшихся приехать в Гурьевск работать, письмо-завещание. В нем она очень коротко сформулировала свои главные жизненные и профессиональные ценности и принципы. «Берегите друг друга, — написала Полина Антоновна, — берегите Антона (от ред. — старшего сына Владимира Павловича и Натальи Алексеевны), не забывайте дом и отца, брата и сестру, дружите семьями. Благополучно заканчивайте институт, а учиться придется всю жизнь, особенно первые пять лет. Профессию вы выбрали тяжелую, но очень нужную людям. Любая болезнь тяжела, даже самая маленькая, никогда не говорите, что это пустяк. Для врача иногда это пустяк, а для больного важно. Будьте всегда самими собой и людьми, даже тогда, когда жизнь накладывает какие-

то испытания. Всего вам доброго и благополучия во всем. Целую, мама».

Очевидцы говорят, что на похоронах Полины Антоновны народу было столько, что, казалось, попрощаться с ней пришел весь город. И плакали все так, будто хоронят родного человека – маму или кого-то очень-очень близкого. Наверное, эта скромная, спокойная, но в то же время такая сильная и талантливая женщина и правда смогла стать для гурьян такой.

…Через год в Гурьевск приехала работать акушером-гинекологом сноха Полины Антоновны Наталья Алексеевна Шачнева. Заходя к ней на прием, многие женщины удивлялись: «А где Полина Антоновна?», словно забывали, что ее уже нет. Богини не умирают, а матери… Матери, к сожалению, уходят. Но, уходя, они всегда оставляют частичку себя, своей души в своих детях или в целом городе детей, а еще – свой наказ: беречь друг друга, дружить и при любых обстоятельствах оставаться людьми.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

352