Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

18.08.2020 15:43 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 18.08.2020 г.

«Мы были в полной боевой готовности»

давно стали разбирать старые фотографии и документы и нашли дневник нашего дедушки – участника Великой Отечественной войны Василия Ивановича Артищева. Писал он его, когда ему был 81 год. Мы хотим рассказать читателям о судьбе нашего деда-фронтовика.

Родился Василий Иванович Артищев в 1924 году в семье крестьянина. В 1937 отца арестовали и расстреляли. Мать с тремя детьми осталась одна. Все пошли работать в колхоз. В своем дневнике дед пишет: «Нас со всех сторон преследовали как врагов народа. Когда началась война, старшего брата на фронт с восемнадцатого раза взяли, потому что как узнают, что отец был репрессирован, отправляют домой. Правда, повоевал он недолго. Погиб под Сталинградом в 1942 году».

Василий ушел на войну 24 августа 1942 года. Новобранцев повезли на восток, в Монголию. Вот что писал дед о тех событиях: «Я попал в первую пулеметную роту, командовал пулеметным расчетом. Сразу же начались полевые тактические занятия, ночные боевые тревоги с бросками 15-20 км в полном боевом снаряжении. И так каждую ночь. Мы постоянно были в полной боевой готовности. 8 августа 1945 года нас подняли по тревоге, мы направились в сторону монгольско-китайской границы. Готовились к бою. К вечеру стали подтягиваться танки, самоходные орудия, минометы, артиллерия. В час ночи взвилась красная ракета, загудела вся боевая техника и мы пошли через границу. Сопротивления не было. Перешли перевал Большой Хинган, подошли к китайскому городу, пошли дальше. Всю ночь старший группы вел нас по болоту. Вышли к сопке, по карте определили, что это была высота 202/2. По рации связались с начальником штаба, он закричал, почему мы так далеко отошли от штаба. И вдруг с восточной стороны раздались выстрелы в нашу сторону. Смотрим, а там на нас движется группа человек 50-60. Мы сообщили об этом командиру, он пообещал прислать подкрепление. Я из пулемета дал короткую очередь. В ответ по нам стали стрелять, мы отстреливались, как могли. Противник стал окружать нас. Но тут подошло подкрепление – рота автоматчиков из третьего батальона разведроты. Нас сняли с этой высоты, и мы направились к своим. Стали готовиться к штурму города Тоонань. При наступлении особого отпора не было, быстро город взяли, пошли дальше – на город Тосуань. Погрузились на машины и колонной поехали, тут на нас налетела японская авиация и стала бомбить. Мне дали команду установить свой пулемет для стрельбы по воздушным целям. Для этого мне понадобилось несколько минут. Но самолеты вдруг улетели. Город, на который мы шли, оказался заминирован, мы пошли в обход, с другой стороны. Город взяли с боем. Дальше шли бои вдоль железной дороги в сторону Порт-Артура. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала».

В марте 1947 года дед демобилизовался, вернулся в родной колхоз. В 50-е годы окончил курсы комбайнеров-трактористов, почти 30 лет работал механизатором в Горскинской МТС и четыре года трудился управляющим фермой. На заслуженный отдых вышел в 60 лет.

В военных архивах мы нашли документы о награждении Василия Ивановича Артищева орденом Великой Отечественной войны 2 степени и медалью «За отвагу». Как указано в наградном листе, «сержант Артищев награжден медалью за то, что в период боевых действий против японских захватчиков с 9 по 31 августа 1945 года показал себя умелым сержантом, хорошо управлял отделением в трудных условиях при совершении марша по безводным степям Монголии и преодолении хребта Большой Хинган, задачу выполнил с честью».

Умер Василий Иванович Артищев в 2008 году, ему было 84 года.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4