Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

10.08.2020 10:36 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 04.08.2020 г.

Жертв – миллионы. Это пчелы

Автор: Елена Беседина

В Гурьевском округе произошла массовая гибель пчел. В управление сельского хозяйства с этой проблемой обратились 15 пасечников. Треть из них пришла в редакцию. Пчелосемьи погибли в Малой Салаирке, Раздольном, в районе садов в Гурьевске. Почему же гибнут пчелы?

Масштаб бедствия

Причем гибнут пчелы не только в Гурьевском округе, эта проблема актуальна для пчеловодов всего Кузбасса. По информации областных СМИ, мор медоносных пчел произошел в Крапивинском, Беловском районах, в Панфилово и Прокопьевске. Предварительно ущерб оценивается в 1 млн рублей.

В области первые случаи гибели пчел произошли 19 июля. В Гурьевском округе это случилось 23 июля. Пчеловоды рассказали, что на следующий день они собрались на сход в пос. Бачатском и предварительно оценили ущерб. По их словам, в Беловском и Гурьевском районах пострадало 48 пасек, на которых погибло 673 пчелосемьи, а это, по примерным подсчетам, более 54 млн пчел. Для многих труды десятилетий, любимое дело и возможность получить доход от продажи меда пошли прахом. Большинство пчеловодов написали заявления в полицию. В межмуниципальный отдел МВД России «Беловский» обратились 11 местных жителей, в полицию Крапивинского района – 3, в отделение МВД России по Гурьевскому району поступило 13 заявлений. Сотрудники полиции организовали проверки. В конце прошлой недели пострадавшие пасеки в Гурьевском округе посетили представители министерства сельского хозяйства и управления ветеринарии по Кемеровской области. Образцы погибших насекомых и мед направили на исследования. Результат исследований обещают в конце этой недели. После проведенных проверок будут приняты решения в соответствии с законодательством, сообщает ГУ МВД по Кемеровской области. Министр сельского хозяйства Кузбасса Андрей Ариткулов также считает необходимым в этой проблеме «разобраться досконально».

Что же пошло не так?

Пчеловоды грешат на фермеров, которые проводят химобработку рапсовых полей, где «кормятся» пчелы. Но официального подтверждения этому пока нет. В защиту фермеров приводится несколько аргументов. Во-первых, они ежегодно делают химобработку, однако такая массовая гибель насекомых произошла впервые. Во-вторых, аграрии всей области ежегодно проходят обучение в Россельхозцентре по обращению с препаратами для борьбы с сорняками и вредителями. Также минсельхоз области утверждает, что все фермеры региона используют в работе только разрешенные препараты. Кроме того, как сообщает министр сельского хозяйства Кузбасса, анализ, взятый в Панфилово, где в середине июля тоже были случаи гибели пчел, показал, что химических веществ в пчеле не обнаружено.

Получается, что ничего нового в работе фермеров не произошло. Вести химобработку им не запрещено. Это законная и необходимая в борьбе с вредителями деятельность. Те, кто работает не первый год, знают, как обрабатывать, когда обрабатывать, чтобы не навредить. То, что ядохимикат становится безвредным для пчел через несколько часов после обработки, знают и фермеры, и пчеловоды, поэтому, как правило, обработка проводится в сумерки либо ранним утром, когда пчелы не летают. Дело в том, что в этих взаимоотношениях не может быть противостояния. Если не будет сельхозпосадок, у пчеловода не будет меда, если не будет пчел, у фермера не будет урожая. Однако в этот раз что-то пошло не так.

Кемеровская область впервые столкнулась с проблемой гибели пчел, в то время как многие регионы России забили тревогу еще в прошлом году. Массовый падеж пчел был зарегистрирован в Татарстане, Курской, Калужской, Брянской, Новосибирской, Омской областях, в Алтайском крае. В 2019 году пчеловоды обратились к президенту В.В. Путину на пресс-конференции с просьбой принять меры в связи с массовой гибелью пчел в России. Многие пчеловоды и учёные уверяют, что в исчезновении пчёл виноваты все же опасные для них и человека пестициды и гербициды, которыми сельскохозяйственные предприятия обрабатывают поля. На данный момент, вещают интернет-источники, в ответ на обращения пчеловодов есть только законопроекты по контролю за использованием химикатов и по защите пасек от их вредного воздействия.

Вопросов больше,

чем ответов

Проблема гибели пчел поставила и перед сельхозпроизводителями, и перед пчеловодами, и перед различными ведомствами немало вопросов. Среди них вопросы качества химикатов, взаимодействия фермеров, пчеловодов и ведомств, своевременного оповещения пчеловодов о химобработках, регистрации пасек в похозяйственной книге, а также соблюдение всех ветеринарных требований по содержанию пчел, потому как эти насекомые имеют с десяток болезней, которые тоже могут быть причиной их массового мора.

Кроме того, люди хотят знать, не опасно ли теперь собирать грибы и ягоды в лесах и на полях в наших окрестностях, безвреден ли мед, который сейчас продается на рынках области, как ситуация влияет на здоровье человека и как гибель пчел повлияет на экосистему в целом и на урожай ближайших нескольких лет?

Что делаем?

Какие шаги предприняты на сегодняшний день?

Первое. Взяты пробы на исследование причин гибели пчел. Результаты будут в конце текущей недели.

Второе. Управление сельского хозяйства Гурьевского округа создало в WhatsApp группу, в которую вошли пчеловоды и фермеры, для своевременного оповещения о химобработках. Чтобы стать членом этой группы, необходимо позвонить по тел. 5-20-21 и оставить свои контакты.

Третье. Управление сельского хозяйства предлагает памятку пчеловодам, где пошагово расписывает порядок действий пчеловодов, потерявших пчелосемьи (Смотрите стр. 16). В полном объеме памятку можно найти на сайте администрации Гурьевского округа. Сегодня мы публикуем ее в сокращенном варианте.

Когда будут получены результаты лабораторных исследований и будут сделаны выводы о причинах гибели пчел, «Знаменка» к этой теме вернется.

Артур Мовсесян, сельхозпроизводитель:

- По поводу мора пчел, который, якобы, является следствием того, что мы обрабатываем поля ядохимикатами, должен сказать следующее. Во-первых, наши специалисты ежегодно проходят обучение по применению средств защиты на полях. И применяются эти средства с помощью автоматики на машинах. Компьютер отслеживает количество воды, химиката на определенную площадь, и ошибки быть не может.

Во-вторых, препараты мы берем проверенные, у официального дилера, европейского производства. У многих пчеловодов ульи и сегодня стоят в полях либо рядом, и пчелы не погибли. В рапсе, можете сами это увидеть, живут муравьи, летают бабочки. В ядовитой среде жизни бы там не было! Мы не обрабатываем поля уже 12 дней, остановили все обработки, а сообщения о гибели пчел продолжают поступать. Кроме того, наши препараты содержат репеллент, то есть дают отпугивающий эффект для насекомых, поэтому пчела просто не стала бы кормиться с обработанного химией поля. Даже не полетела бы к нему.

У меня своя версия того, почему пчелы гибнут. В магазинах продается предостаточно препаратов для борьбы с вредителями, и наши садоводы и огородники ими активно, причем бесконтрольно, на глазок, пользуются. А многие препараты намного серьезнее, чем те, которыми пользуемся мы на полях. Например, препарат для борьбы с колорадским жуком, как правило, 1 класса опасности. А его используют повсеместно. И почему есть уверенность, что пчела полетит не на ближайший картофельный цветок или куст садовый, а именно на рапсовые поля за 5 километров, а то и дальше?

Мы не можем использовать сильную химию на полях, потому что зачастую она имеет остаточное действие, то есть сохраняется в продукции. А продукцию мы продаем за рубеж и проходим жесткий контроль качества. И если наш продукт по качеству не пройдет, мы будем иметь большие проблемы: штрафы, потерю покупателей, потерю продукции и в итоге – потерю доходов. Поэтому злоупотреблять химией нам не выгодно.

Сегодня я всем говорю: я закона не нарушал и использовал только разрешенный препарат. У нас запрашивают информацию полиция, прокуратура. Взяты на анализ пробы растений, почвы, химической продукции со склада. Я в первую очередь заинтересован в том, чтобы компетентные органы разобрались в этой проблеме. Я даже предлагаю пчеловодам отдать своих пчел на анализ в НИИ и готов его сам оплатить, чтобы только найти решение, потому что нам нужно работать дальше, а без химобработки мы урожай не спасем.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

176