Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

08.04.2020 11:28 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 08.04.2020 г.

В главной роли – театральный костюм

Автор: Александра Харитонова

27 марта в мире отмечается День театра. Конечно, чаще всего в этот день поздравления принимают актеры, ведь их зритель знает в лицо. Однако есть у Мельпомены – покровительницы театра — служители, которых не видит аудитория, но без которых вряд ли состоялся бы хоть один, даже самый гениальный, спектакль. Костюмеры. Именно они помогают актерам сродниться с персонажем, обескураживают зрителей фантастическими костюмами, а порой и спасают артистов от казусов на сцене. О важности сценических костюмов и непростой миссии костюмера «Знаменке» рассказывают директор ГДК Елена Дерябина, режиссер-постановщик Анжелика Рубцова и костюмер Надежда Терентьева.

Театр начинается с…

По словам директора ГДК Елены Дерябиной, интерес к театру у гурьян возник задолго до того, как был построен современный Дворец культуры. С возникновением комсомольской ячейки в 1919 году молодежь стала пробовать себя на сцене, читать стихи, ставить первые пьесы. Так появился ТРАМ – театр рабочей молодежи. Уже в стенах ДК комсомольцы ставили не только спектакли, но и полноценные оперетты – «Морской узел», «Вольный ветер». А какое же театральное действо без костюмов? Конечно, в то время не было такого разнообразия тканей и фурнитуры, как сегодня, да и финансов на богатые костюмы не хватало. Поэтому нередко костюмы шили из подкладочной ткани, ситца и других простых тканей. Cведений о тех временах осталось мало, так что проследить, с чего зарождалась костюмерная ДК, непросто. Говорят, что штатного костюмера как такового не было – костюмы для работников ДК и участников творческих коллективов шили в ателье или у местных мастериц. Сегодня сохранилось лишь несколько таких раритетов из советского времени, среди них рубашки-вышиванки, в которых выступала команда КВН ГПТУ в 80-х.

С начала 90-х годов сотрудники ДК стали смелее добавлять театрализацию в концерты, а в график выступлений прочно вписались новогодние спектакли для детей. Именно тогда возникла острая необходимость в костюмере, который бы шил авторские наряды, ориентируясь на особенности сценария и личность каждого персонажа.

Хранительница тайны перевоплощения

Этим человеком 23 года назад и стала Надежда Терентьева. Еще будучи школьницей, она окончила курсы кройки и шитья, но несмотря на интерес к рукоделию, профессию выбрала далекую от творчества — стала финансистом. Осенью 1996 года ее вместе с дочками пригласили на концерт в ГДК, посвященный Дню матери. «Тогда я только-только вышла из декрета и искала работу, — вспоминает Надежда, — оказалось, что в ДК требуется костюмер. Сомнений было много, но решила рискнуть!» О принятом решении она никогда не жалела. Надежда отлично помнит один из первых костюмов, который она сшила для детского спектакля. «Это был образ Снежной Королевы, — говорит костюмер. — Платье получилось на загляденье, но не хватало в нем сказочности, поэтому я решила добавить к нему накидку с декором». Бусин, страз или еще каких-то украшений не было, поэтому Надежда использовала подручные материалы. Из пластиковых бутылок костюмер нарезала десятки полосок, которые позже измельчила ножницами, превратив их в «ледяные иголки». Прикрепив эти пластины к накидке, Надежда каждую «иголку» украсила пенопластовым шариком. Зрители старания костюмера оценили. «Да, сейчас этот костюм не вызвал бы фурора у современных детей, — говорит Надежда, — зритель стал более требовательным. Но этот опыт вселил в меня уверенность, что даже из самых обычных вещей можно сделать что-то волшебное». Сегодня на счету мастерицы более 700 костюмов, сшитых с нуля. Надежда успевает одевать и театральную труппу ДК, и коллектив индийского танца «Чандни», и фольклорный ансамбль «Калинка». «С костюмами в народном стиле приходится повозиться, каноны есть, но всегда хочется добавить что-то свое, — признается Надежда, — и на такой случай у меня есть магическая книга». Так костюмер называет «Книгу народных костюмов», которую ей подарил руководитель Народного хора русской песни Николай Александрович Вялых. Иллюстрации настолько вдохновляют, что замечено – стоит на них только посмотреть, в голову обязательно придет стоящая идея. Так, например, на женских платьях солисток «Калинки» появилось особое кружево, которое Надежда сама связала из серой льняной нитки.

Другое дело – обшивать танцоров индийских танцев. Перед созданием костюмов для танца все нюансы – цвет, фасон, декор наряда — обговариваются с руководителем коллектива Татьяной Арыковой. Важно, чтобы костюм говорил с танцем на одном языке. «Помимо пошива новых костюмов для 30 девочек часто приходится перешивать старые, — говорит костюмер. — Дети быстро растут, поэтому для их удобства необходимо постоянно удлинять юбки или переделывать рукава». Также Надежда изготавливает для «Чандни» и аксессуары – тканевые «крылья» и кувшины из папье-маше. Украшением костюмов для своих подопечных занимается Татьяна Арыкова, она вышивает их бисером, приклеивает стразы и пришивает пайетки. И за эту помощь Надежда Федоровна очень ей благодарна.

Главное,

чтобы костюмчик сидел!

Но все же самая кропотливая работа для костюмера – создание нарядов для театральных постановок. Проработка образов начинается с читки сценария, а после Надежда общается с художественным руководителем, который объясняет свое видение героев. Для костюма важна каждая деталь – подвижный персонаж или нет, какого он роста, есть ли особенности внешности, к примеру, горб или большой живот. Если для персонажа важна мимика, то костюм делается открытым, чтобы актер играл «своим лицом», если же нет, то шьется маска. «Иногда в наших спектаклях присутствуют абстрактные персонажи, — рассказывает режиссёр-постановщик Анжелика Рубцова, — например, Тьма или Огонь. Как они должны выглядеть? Над этим мы с Надеждой Федоровной и ломаем головы. В одной из постановок участвовала Лень. Общими усилиями был придуман костюм, акцентом которого стали огромные глаза на плечах. С помощью лески актриса управляла веками, и создавалось ощущение, что Лень еще чуть-чуть и уснет. Реакция детей, впервые увидевших этого персонажа, оказалась бурной. А ведь это был всего лишь эпизодический герой, у которого было от силы три реплики! Но персонаж запомнили все – и дети, и взрослые. «Сегодня интересный сценический костюм — это половина успеха спектакля, — говорит директор ГДК Елена Дерябина. – Современных детей сложно удивить, им мало только истории и актерской игры. Нужна зрелищность. И чем фантастичнее костюм, тем крепче вера маленького зрителя в сказку».

После обсуждения облика персонажа Надежда делает несколько эскизов и подбирает ткань. Если нужен наряд феи, то и ткань будет «летящая», а если костюм для животного, то использует искусственный мех или велюр, который имитирует шерстку. Отдельно обговариваются «спецэффекты» — добавление флуоресцентной ткани, которая светится в темноте.

Пошив костюмов чаще всего проходит в авральном режиме – костюмер работает и в мастерской, и дома. Особенно много времени занимают ростовые костюмы, которые уже более 12 лет являются визитной карточкой ГДК. «Если для обычных нарядов существуют выкройки, то готовых схем для изготовления шоу-костюмов нет даже в интернете, — рассказывает костюмер. – Каждый персонаж конструирую самостоятельно». А учесть надо многое. Ростовой костюм должен идеально держать форму, а также быть комфортным — не стеснять движения актера и не мешать дыханию. И прежде чем отдать костюм на тест-драйв актеру, костюмер примеряет наряд несколько раз сам, чтобы выявить изъяны. «Такой щепетильный подход к костюмам необходим, — говорит режиссер-постановщик Анжелика Рубцова, — ведь, если ты на сцене чувствуешь себя скованным, лишний раз боишься руку поднять или прыгнуть, то о какой хорошей актерской игре вообще может идти речь?»

Успех актера

в руках костюмера

Но на составлении образа из имеющихся вещей в костюмерной и пошиве новых нарядов обязанности костюмера не заканчиваются. Он, как боец невидимого фронта, во время любого выступления всегда находится за кулисами. Бывает так, что во время спектакля из-за слишком активных движений актера что-нибудь оторвется или сломается замок. Стоит артисту зайти за кулисы, Надежда Федоровна тут же начинает чинить, благо, набор для первой швейной помощи из ниток и иголок у нее всегда с собой. Помогает костюмер артистам и в переодевании. Случается так, что за одно выступление актер меняет «обмундирование» четыре раза, и на каждое перевоплощение есть не более трех минут! Провести такое переодевание, не потеряв никаких аксессуаров и деталей костюма, может только опытный костюмер.

…Порой костюмеров называют театральными невидимками, ведь перед зрителями блистают лишь их творения. Но эта история не про ГДК. В нем каждый сотрудник может попробовать себя в качестве актера. Надежда Федоровна не раз участвовала в спектаклях и концертах, однако сцене она предпочитает собственную мастерскую. Именно в ней рождаются костюмы, которые не только умело подыгрывают актерам, но и вызывают самые яркие эмоции у зрителей разных поколений. А это для Надежды Федоровны дороже света любых софитов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44