Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 30.04.2020 г.

Мои прадеды - моя гордость

Автор: Клара Селезнева

Дмитрий Константинович Зиновьев. 1983 год

Я никогда не интересовалась тем, как и где воевали мои прадеды. Но когда ко мне подошел мой сын и спросил: «Мама, а у нас кто-нибудь в семье был на войне?», — мне стало стыдно, что я ничего не могу ему рассказать. Я стала искать. Что-то отыскала в интернете, что-то вспомнила моя мама. И вот мои небольшие истории о предках-ветеранах Дмитрии Константиновиче Зиновьеве и Василии Николаевиче Гаврилове готовы. Сегодня я хочу поделиться ими с читателями газеты «Знаменка».

Осколок остался на всю жизнь

Мой прадед (мамин дедушка) Дмитрий Константинович Зиновьев родился в 1909 году в Новосибирской области. Когда началась война, у него уже была семья: жена и трое детей. Мама рассказывала, что он был суровым и молчаливым человеком. Особую строгость лицу придавал стеклянный глаз, казалось, что, когда он смотрел на тебя, то насквозь видел. В семье прадед никогда не рассказывал про войну. Хотя все знали, что он воевал, что был ранен, видели его награды, которые со временем растерялись.

С помощью сайта «Подвиг народа» я разыскала некоторые данные о своем прадеде, нашла описание подвига, за который он был награжден орденом Красной Звезды. Дмитрий Зиновьев на фронте служил стрелком в 385-м стрелковом полку. 27 июня 1942 года недалеко от Сталинграда шли ожесточенные бои. В неравном рукопашном бою солдат Зиновьев убил трех фашистов и взял в плен немецкого офицера. В тот же день прадед был тяжело ранен в правый глаз. Долго лечился в госпиталях. Один осколок врачи достали, а другой так и остался в глазу на всю жизнь. Дмитрий Зиновьев по ранению был демобилизован. Вернулся к семье в Новосибирскую область, а в 1947 году все вместе они переехали в Гурьевск. Прадедушка всю жизнь проработал в Гурьевском стройуправлении. Умер он в 1975 году.

После того, как я нашла описание подвига своего прадеда, он долго не выходил у меня из головы. Я представляла, насколько это было страшно, жестоко, больно. Но это была война. И понятно, что прадеду не хотелось в мирное время, когда вокруг бегали и смеялись малыши, еще и еще раз вспоминать те кровопролитные бои.

Детский гробик не понадобился

О своем втором прадеде – папином дедушке Василии Николаевиче Гаврилове – я практически ничего так и не узнала. Известно только, что родился он в 1908 году в Ленинграде, потом жил в Республике Карелия. Когда началась Великая Отечественная война, прадед сразу же ушел на фронт, дома остались жена и четверо детей. На войне Василий Гаврилов служил старшим сержантом в 114-й стрелковой дивизии, был командиром отделения. Погиб прадед 21 июня 1944 года в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле. Там же он и похоронен в братской могиле.

Бабушка Роза Васильевна (дочь прадеда Василия) рассказывала, как они выживали в войну, когда проводили отца на фронт. Ей тогда было 8 лет. В начале войны на Карелию стали наступать финны, началась эвакуация жителей, в основном это были женщины, дети и старики. Семья Гавриловых собрала свои пожитки и тоже двинулась в путь. Плыли на барже через Ладожское озеро. Вдруг налетели вражеские самолеты и начали бомбить. Бабушка вспоминала, как это было страшно: «Вокруг черная неспокойная вода, от бомб образовывались огромные волны, баржу сильно раскачивало, казалось, что она вот-вот перевернётся». В баржу, которая плыла рядом, попала бомба: доски, мешки, люди – все разлетелось в разные стороны и затонуло. Гавриловы добрались до берега, дальше их путь продолжился по железной дороге в Сибирь.

Баба Роза вспоминала, что в вагоне, в котором они ехали несколько месяцев, было темно, сыро, грязно и очень холодно. К стенам были прибиты деревянные полки в два, а то и в три яруса. Спать на таких «кроватях» было неудобно. В центре вагона стояла небольшая буржуйка, но она совсем не грела. Поезд ехал только ночью, днем стоял, пропускал поезда, которые шли на фронт.

Постоянно хотелось есть и пить. От голода, холода и антисанитарии люди стали болеть и умирать. Хоронили их на стоянках, недалеко от железной дороги. На каждой стоянке оставляли одну, две, а то и больше могил.

Бабушка Роза тоже заболела. Старенький дедушка, который ехал вместе с ними, из подручных материалов стал мастерить гробик, говорил: «Хоть Розу похороним по-человечески». Гробик стоял рядом с полкой, на которой спала Роза. Но девочка выжила.

В Сибирь Гавриловы приехали, спустя 6 месяцев. Остановились и стали жить на станции Яшкино Кемеровской области. Прабабушка работала на железной дороге, дети занимались хозяйством. В 1944 году в дом пришла похоронка на Василия Гаврилова. Маленькая Роза запомнила этот день на всю жизнь. Мою прабабушку в свое время выдали замуж не по любви. Муж пил, бил нелюбимую жену, издевался над ней. Главу семейства все боялись, и когда узнали, что он погиб, растерялись: то ли плакать, то ли радоваться.

Когда я услышала эту историю, долго не могла прийти в себя. Но не мне судить этих людей. Времена были другие, жизнь была другая. Своему прадеду Василию Николаевичу Гаврилову я благодарна за жизнь, которую он нам всем подарил ценою своей жизни. А перед прабабушкой преклоняюсь за ее выносливость, терпение и силу воли. Для меня они все герои!

Накануне юбилея Великой Победы я поздравляю всех ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и вдов с праздником. Желаю им здоровья и долгих лет жизни. А о тех, кто погиб на фронте, кто вернулся домой, но не дожил до этого знаменательного дня, нам всем надо помнить и передавать истории о своих предках молодому поколению.

Эту похоронку получила семья Гавриловых в 1944 году

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29