Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

14.04.2020 13:22 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 14.04.2020 г.

Зерно жизни

Автор: Виктория КУДИНОВА

Пословицу «что посеешь, то и пожнешь» знают все, но для новопестеревского фермера Вячеслава Суховольского, выросшего в селе и больше 20 лет работающего в сельском хозяйстве, она имеет более глубокий, даже сакральный смысл. Потому и сеять на своей земле он старается не только пшеницу и овес, но и разумное, доброе, вечное, а именно – любовь к родному краю и интерес к работе на земле.

Два начала

Когда Вячеслав Суховольский начинает говорить о воспитании сельской молодежи, остановить его невозможно. Мы проговорили с ним почти три часа, и, кажется, не обсудили и сотой доли того, что волнует фермера, отца двоих детей и депутата Вячеслава Суховольского. Волнует же его судьба российской глубинки в целом, и судьба его родного села Новопестерево в частности.

Его отец — Дмитрий Александрович Суховольский — всю жизнь отработал в Новопестеревском совхозе трактористом. Мама – Валентина Геннадьевна – директором в местной школе, к слову, она — Заслуженный учитель Российской Федерации. И, кажется, что два этих начала – любовь к земле и тяга к педагогике так и живут в Вячеславе с самого детства.

За трактор отец посадил Славу рано, лет в 14 разрешил работать на нем самостоятельно. Дмитрий Александрович оказался человеком прозорливым и в начале 90-х годов одним из первых решился выйти из Новопестеревского совхоза, чтобы создать свое КФХ. Новоиспеченному фермеру отдали в качестве приданого два стареньких трактора и выделили земельный пай – неудобицу, которую совхозу обрабатывать было тяжелее всего. С этого и начался их семейный бизнес, точнее, семейное дело. Выращивали в первые годы пшеницу, ячмень, картофель, держали много скотины – поросят, коров, кур. Рабочих рук в хозяйстве не хватало, поэтому помощником Вячеслав стал рано – помогал и дома со скотиной, и в поле — с посадкой-уборкой. «Особенно тяжело, — вспоминает Вячеслав, — было с картофелем. Посадить, обработать и убрать его — было полбеды, а вот перебрать, разложить по сеткам, отгрузить — это да!» Для этого съезжалась вся близкая родня Суховольских. Несмотря на эти сложности, после школы Слава все равно решил пойти по стопам отца, поступил и окончил Кемеровский сельхозинститут по специальности «Агрономия».

Бригада

После учебы вернулся в родное село. О том, чтобы уехать куда-то, даже не помышлял. Как это, говорит, уехать с той земли, на которой ты вырос?! Два года работал в Горскинском совхозе бригадиром полеводства, многому научился там, а потом получил приглашение на работу в Новопестеревскую школу – управляющим учебным хозяйством в школьную производственную бригаду.

Эта бригада работала при школе столько, сколько Вячеслав себя помнит. Через нее прошли сотни сельских ребят, в том числе и он. Преподавал в ней в его школьные годы Анатолий Усольцев – это вместе с ним Дмитрий Суховольский принял судьбоносное для их семей решение выйти из совхоза. И Вячеслав многому научился, работая в этой бригаде, там же, без отрыва от учебы, получил права на управление трактором. В те годы все деревенские мальчишки оканчивали школу уже с правами — это гарантировало, что без работы они точно не останутся, а родное село не останется без специалистов.

В бригаде он отработал с 2004 по 2009-й. Вместе с ним — еще два педагога – Леонид Викторович Ануфриев и Александр Генрихович Серебренников. Работа была поставлена серьезно. Учили мальчишек разбираться в сельскохозяйственной технике, обрабатывали 235 гектаров школьной земли, выращивали зерновые. У бригады было семь единиц техники и куча навесного оборудования. Средства, вырученные после сбора урожая, тратились на развитие бригады, поощрение детей и нужды школы. Много раз бригада становилась участником и призером областных мероприятий и соревнований. В общем, гремела на всю область.

…А потом Новопестеревская школа из средней превратилась в основную. Детей стало мало, педагогов стали сокращать, получать права, учась на базе школы, дети перестали. «Да и много ли наработаешь с младшими классами?! 10-летних пацанов за руль не посадишь», — говорит Вячеслав Дмитриевич и очень жалеет, что в том виде, в котором она была, бригады в школе не стало. Он тоже уволился из школы, сосредоточившись на работе собственного КФХ. Сегодня у них с отцом в пользовании 500 га земли. Из них 250 га используется под сенокосы, остальные — под посадку пшеницы, ячменя, гречихи, гороха. Держат скот, птицу, разводят пчел.

Работа есть

Себя работой Суховольские обеспечивают. Уверены, что обеспечат делом и детей. Сын Вячеслава Владислав окончил сельхозтехникум, учится на третьем курсе Кемеровской сельхозакадемии, станет механиком. Дочь Настя тоже выбрала специальность, чтобы вернуться в село. Она обожает возиться с животными, поэтому учится в сельхозтехникуме на ветврача.

Но вдвоем Настя и Влад село не поднимут. Чтобы район жил и процветал, оставаться в селе должно большинство вчерашних школьников.

Вячеслав Дмитриевич листает «Знаменку» и удивляется количеству вакансий в нашем районе, особенно – в селах и деревнях. Кадры для села в трудные постперестроечные годы перестала готовить не только Новопестеревская школа… Сельские ребятишки, окончив школу, стали стремиться уехать подальше от малой родины. «А нужно, чтобы они поверили в перспективность сельского хозяйства, увлеклись этим делом, увидели, что оно может быть высокотехнологичным и наукоемким», — говорит Вячеслав Суховольский и снова возвращается к школе.

Школа не отпускает

«Прийти в школу легко, а уйти – нет, всю жизнь будет тянуть», — цитирует мне Вячеслав Дмитриевич одного из педагогов Новопестеревской школы. Его в школу тоже тянет, и он нашел способ туда вернуться, пусть и на общественных началах. С прошлого года стал ребятишкам из Урска, Горскино и Новопестерево бесплатно организовывать курс профпробы «Тракториста-машиниста». Говорит, что учиться призжают даже девчонки.

А три года назад Вячеслав был на форуме в родном сельхозинституте (сейчас академии), и ему предложили посотрудничать — открыть на базе своего хозяйства «базовое предприятие», где бы студенты могли проходить практику. Вячеслав согласился. «Где-то же дети должны учиться крутить гайки», — говорит он.

В институте познакомился и подружился с научным сотрудником расположенного в Подмосковье Всероссийского НИИ фитопатологии Константином Викторовичем Боровским, который работает в отделе болезней картофеля и овощных культур. Константин Викторович предложил Новопестеревской школе включиться в эксперимент. Для этого нужно было посадить картофель на участке школьного огорода и внести координаты участка в специальную программу. Экспериментом заинтересовались несколько ребятишек, директор школы Ольга Воронько их начинание поддержала. Дети «подключили» к спутнику не только школьный участок, но и свои домашние огороды. Поддержал школьников и Кемеровский НИИ сельского хозяйства, он выделил новопестеревцам для посадки 360 кг картофеля сорта «Любава». А дальше за участком стал наблюдать метеоспутник и присылать юным экспериментаторам ежедневные прогнозы и рекомендации, предупреждать, когда стоит провести обработку картофеля от болезней, когда окучить и т.д.

Параллельно за участком следил сотрудник подмосковного НИИ и тоже давал ребятам через группу в WhatsApp рекомендации. В течение всего лета ребята вели дневник наблюдений, а потом описали, что увидели. Свои выкладки представили на Всероссийском конкурсе «АгроНТИ» и стали его победителями в одной из номинаций. Так ребятишки из маленького сибирского села не только смогли стать свидетелями и участниками внедрения в сельском хозяйстве самых современных космических технологий, но и вышли на всероссийский уровень, почувствовали, что большие дела можно вершить и в глубинке.

Прикоснуться

к космосу

Когда Вячеслав рассказывает об этих космических технологиях – метеоспутниках, квадрокоптерах, робототехнике, уже во всю работающих на аграриев, у него самого глаза горят, как у десятилетнего пацана. «А представляете, — вспоминает он, — каково это было увидеть ребятишкам, когда они ездили на этот конкурс?!»

В этом году пошли дальше, решили исследовать почву пришкольного участка на состав и болезни. Договорились с сельхозакадемией, что приедут два студента и вместе с детьми возьмут такой анализ на пришкольных участках Новопестеревской, Малосалаирской, Горскинской и Сосновской школ. Три последних школы с этого года тоже решили подключиться к «космической» программе наблюдений за картофелем. Для посадки картофеля Малосалаирской школе Кемеровский НИИ выделил 150 кг картофеля «Невский». С Горскинской школой посадочным материалом поделятся либо малосалаирцы, либо Новопестеревская школа.

Кроме того, Новопестеревскую и Сосновскую школы в ближайшие несколько лет ждет еще один эксперимент. Приезжавший на открытие Сосновской школы Константин Боровский привез обеим школам по несколько уникальных картофелин двух разных сортов, один сорт (пока без названия) выращен в пробирке, другой привезен прямо из Перу – родины картофеля.

Чтобы развести картофель для посадки в школьных огородах, несколько лет ребята будут выращивать картофель в чистой земле в вазонах. Планировалось, что они посадят его сами, но коронавирус внес свои коррективы. Чтобы не испортить посадочный материал, который уже пророс, в Новопестеревской школе Вячеслав посадил его вместе с сыном и студентом сельхозтехникума им. Левина Хетаком Базаевым, проходящим практику на базе хозяйства Суховольских. «Знаменке» посчастливилось стать свидетелем старта этого эксперимента. О его результатах мы постараемся рассказать вам осенью.

Школьники же пока осваивают теорию и вместе с детьми со всей России слушают лекции научных сотрудников Подмосковного НИИ в режиме видеоконференций.

... Всего эксперимент с картофелем рассчитан на несколько лет. Вячеслав Дмитриевич рассуждает, что за эти годы все его юные участники, конечно, тоже вырастут и выказывает робкую надежду, что увлекутся сельским хозяйством, выберут для учебы аграрный техникум или вуз, вернутся в родное село. Не могут не вернуться! Как фермер с 20-летним стажем, Вячеслав Суховольский сравнивает ребятишек с маленькими пшеничными зернышками, которые для получения хорошего урожая мало просто посеять. Ими нужно постоянно заниматься – наблюдать, обеспечивать плодородной землей, удобрять, питать, защищать от болезней, любить. И только тогда а в конце сезона можно надеяться на достойный урожай.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

119