Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

17.11.2020 09:00 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 17.11.2020 г.

«Собачий» вопрос

Автор: Виктория КУДИНОВА

Почти год в России работает закон «Об ответственном обращении с животными…», который наложил вето на отстрел бездомных собак. Как теперь в нашем округе решается вопрос с четвероногими бродяжками?

Осмотр,

стерилизация, бирка

По закону, принятому в декабре 2018 года и вступившему в силу 1 января нынешнего года, пойманных на улице бродячих животных нельзя ни отстреливать, ни усыплять, а можно только помещать в специальные питомники и стерилизовать.

1 июня администрация Гурьевского округа заключила контракт с ООО «УК Жилкомхолдинг», по которому до конца года на нашей территории должно быть отловлено 55 бродячих собак. Все они должны быть помещены в питомник, осмотрены ветврачом, привиты от бешенства, стерилизованы, отмечены биркой и возвращены туда, откуда взяты. Из областного бюджета на эти цели выделено 540 тысяч 200 рублей. По словам начальника отдела жизнеобеспечения администрации Гурьевского округа Сергея Шипицына, 42 собаки уже прошли эту процедуру, еще 13 побывают в питомнике до конца года.

Стоит сказать, что далеко не у каждой территории Кузбасса получилось найти подрядчика, и не каждый подрядчик справился с заданием. ООО «УК Жилкомхолдинг» с обязательствами пока справляется. На улицах города действительно появились собаки с яркими бирками на ушах.

Медлить было нельзя

Офис подрядчика находится в поселке Бабанаково Беловского района. Не могу сказать, что моему звонку там обрадовались, но на интервью согласились и на осмотр питомника тоже дали «добро».

При встрече заместитель директора УК ЖКХ ООО «УК Жилкомхолдинг» Светлана Снегирева говорит, что они уже просто устали от постоянных жалоб и скандалов зоозащитников и многочисленных проверок, организованных по их заявлениям. Ждут подвоха от каждой встречи и каждого звонка, хотя скрывать им нечего.

Женщина рассказывает, что связываться с новым не только для них, но и для всего Кузбасса делом они не хотели – хлопот и ответственности много, прибыли — мало. Вернее, прибыли нет вообще, на «ноль» бы выйти. «Почему, — удивляюсь я, — если по контракту на каждую собаку выделяется почти 10 тысяч рублей?» Потому что объем работ, по словам Светланы Сергеевны, большой. Получается, что на эти средства нужно приобрести специальную пластиковую бирку, выехать на территорию, поймать собаку, привезти в питомник, заплатить ветеринару за осмотр, прививку от бешенства и стерилизацию. Оплатить месячное пребывание собаки в питомнике (две недели до операции и две — после) с двухразовым ежедневным кормлением. А потом – отвезти на то место, где она была поймана. Перевозить собаку нужно в спецмашине, строго соблюдая кучу условий.

Машины и оборудования для отлова собак на предприятии не было, специалистов, умеющих обращаться с бродячими собаками, понятное дело, тоже. Но главное — ни в Гурьевске, ни в Белове не было ни одного собачьего приюта. Есть пункты передержки в соседних городах, но в них были готовы взять лишь несколько животных. Пребывание каждого из них обошлось бы от 1 тыс. рублей в сутки, в месяц — от 30 тыс. рублей. А еще расходы на доставку, стерилизацию… В контракт явно не уложишься.

Предвидя эти проблемы, на конкурс выходить компания не хотела. И вышла, как говорит Светлана Сергеевна, только потому, что об этом сильно попросила администрация г. Белово, а потом и Гурьевского округа. И еще потому, что работники этой компании тоже ходят по улицам и понимают, что проблема с бродячими собаками достигла критического уровня, и медлить с ее решением дальше нельзя. На аркане

Купили бирки, оборудование для отлова, спецмашину. Уговорили специалистов ветстанции работать с ними по тем низким ценам, которые прописаны в контракте. На собственные средства построили вольеры для собак. Премудростям отлова и содержания бездомных собак пришлось учиться самим – «лопатить» интернет, консультироваться с профессионалами. Стали работать. И тут началось!

Зоозащитники взялись караулить их машину на улицах, снимать разоблачающие ролики и выкладывать в соцсети, писать заявления во все инстанции – прокуратуру, администрацию, депутатам. Особо активные «волонтеры», как они сами себя называют, ночью перелазили через забор в питомнике и пытались открыть клетки, выборочно покормить животных, выпустить на волю.

Светлана Сергеевна много раз разговаривала с этими зоозащитниками, предлагала работать цивилизованно: хотите видеть, как содержатся животные – пожалуйста, только под присмотром наших специалистов и с определенной периодичностью, а не ночью в одиночку, когда вздумается. Все же собаки – они и есть собаки. Загрызут кого-нибудь, кто будет отвечать? Привозить животным корма – тоже пожалуйста, только если кормить, то всех, а не только щенков на глазах у остальных собак… Говорит, что даже предлагала волонтерам поработать в питомнике. За деньги. Не согласились. Зато летом в соцсети попал видеоролик, выложенный зоозащитниками. На видео работники компании пытаются на аркане затащить собаку в спецмашину. Со стороны кажется, что собаку душат.

Светлана Сергеевна рассказывает про эту собаку. Убрать ее с городских улиц много раз просили беловчане, потому что она кидалась на детей. К слову сказать, компания никогда не выезжает на отлов по собственной инициативе, только по заявке заказчика (в нашем случае – администрации Гурьевского округа), которая, в свою очередь, составляется по жалобам жителей. Сначала огромную собаку удалось заманить в клетку с вкусностями . Пока везли до питомника, она разгрызла металлическую(!) сетку на клетке и сбежала. Второй раз ни одна уличная собака на одну и ту же приманку не попадется. «Собаки, — говорит Светлана Сергеевна, — настолько умные существа, что прячутся, едва услышав звук нашей машины». Поэтому собаку и пришлось ловить арканом. Проверки показали, что с ней все в порядке – жива, здорова, уже давно отпущена на свободу. Только вот у сотрудников компании после всей этой травли осталось неприятное ощущение, что это они побывали в аркане, а не собака.

Сержант

Построенный приют находится в Черте. Место для строительства вольеров специально искали подальше, чтобы не мешать жителям поселка, но лай все равно слышен издалека. На входе меня встречает сидящий на цепи огромный лохматый пес. Его придерживают Павел Войтов и Юрий Хохлов. Павел и Юрий числятся в ООО «УК Жилкомхолдинг» разнорабочими. На деле на них и отлов, и доставка собак, и сам питомник. «А это — Сержант», — представляют они пса. Сержант – это кличка, хотя пес действительно нынче на службе. Еще недавно он был бездомным и жил около администрации поселка Снежинский. Пугал прохожих грозным видом и лаем, кормился, как и все бездомные собаки — тем, что подавали сердобольные снежинцы, и тем, что находил, распотрошив мусорные контейнеры. Пройдя все предписанные собачьим доктором процедуры, остался при питомнике. «Стар он уже для улицы, не выживет», — пожалели его ребята. Теперь пес охраняет территорию и честно зарабатывает на кусок хлеба, точнее, на сваренную на настоящем мясном бульоне кашу. На жизнь не жалуется, а при любом удобном случае радостно облизывает Павла и Юрия.

Надо сказать, что Сержант остался в питомнике на вполне законных основаниях. Контракт позволяет не возвращать на улицу собаку в трех случаях — если для нее нашлись хозяева; если ветеринар посчитал, что собака настолько больна, что гуманнее ее усыпить, нежели вернуть на улицу; и если собака агрессивна. К сожалению, оставлять навсегда в питомнике агрессивных собак у ООО «УК Жилкомхолдинг» возможности нет. Благотворителей, желающих оплатить такое проживание, пока тоже. А вот случаи усыпления были. Однажды усыпили собаку из-за прогрессирующей шизофрении — животное сгрызло себе хвост и уже принялось за лапы.

К счастью, случаев обретения собаками дома больше, чем усыплений. С этим питомнику как раз здорово помогли беловские волонтеры. Не те, что выкладывали разоблачающие ролики. Другие. Вместо громких призывов к гуманности они тихо делали доброе дело — пристраивали животных. «Сейчас, — огорчается Светлана Сергеевна, — куда-то пропали». И добавляет, что если найдутся желающие помочь в этом деле, они будут только рады. Стараются пристроить собак и сами работники ООО «УК Жилкомхолдинг». Общими усилиями за 4 месяца найден дом для четырех гурьевских собак.

Одна из них – огромный белоснежный алабай Ума, квартировавший раньше в одном из дворов Гурьевска, а теперь поселившийся в доме хозяйки приюта Светланы Сергеевны. Женщина показывает мне ролик в телефоне: Ума радостно носится по ее двору вместе с двумя другими ее собаками. Только вот фотографироваться, в отличие от них, выросших дома и с удовольствием позирующих, не любит, отворачивается.

В сопровождении Павла и Юрия иду по питомнику. Здесь всего 42 вольера — добротные, чистенькие, просторные. Вместо подстилки в вольерах сено, как собаки любят. В металлических мисках (гордость Светланы Сергеевны) – каша. Часть собак уже с бирками, значит, все процедуры ими пройдены, осталось дождаться, пока заживут швы, и тогда их отпустят. Остальные – напротив, только в начале пути — на двухнедельном карантине, предшествующем стерилизации. Собаки все разные – большие и маленькие, тихие и шумные, одни остервенело грызут сетку вольера в надежде выбраться, другие лежат совсем безучастно, даже головы не поднимают в мою сторону, и к полным мискам с едой не притрагиваются… Собаки разные. Глаза у всех одинаковые — полные тоски и безнадеги. Только не питомник виноват в том, что у этих собак такие глаза. Виноват тот, кто выбросил их когда-то на улицу. Их или их родителей. А в питомник, как бы удивительно это не звучало, собаки зачастую возвращаются. Так, собака по кличке Черная вернулась из Нового Городка. А на прошлой неделе, рассказывают ребята, в Гурьевске две собаки бежали за их машиной от места, где их оставили, аж до выезда из города.

Но означает ли это, что мы на правильном пути, и проблема бродячих собак в нашем округе в ближайшее время будет решена?

Догнать свой хвост

«Если все останется так, как есть, — считает Светлана Сергеевна, — то все усилия будут тщетными. Мы постоянно будем пытаться «догнать свой хвост» и ходить по кругу, когда нужно действовать на опережение». Солидарен с ней и директор Гурьевского ЖКХ Герасим Далакян, который знает проблему изнутри, поскольку в прежние годы его предприятие занималось отловом бездомных собак. Свои слова они подкрепляют простой арифметикой.

Сколько сегодня собак на улицах нашего округа, никто достоверно не знает. По разным подсчетам – от 200 до 400. Но до тех пор, пока не был принят закон, запрещающий убивать безнадзорных животных, ежегодно Гурьевское ЖКХ убирало с улиц около 150 собак. Численность удавалось более-менее держать под контролем, но совсем искоренить проблему не получалось — попрятавшиеся по теплотрассам животные быстро восстанавливали свою популяцию. Это немудрено, если учесть, что одна самка в среднем может принести 8-10 щенков в год, которые в свою очередь еще через год уже способны дать потомство. А дальше – геометрическая прогрессия…

Понятно, что 55 стерилизованных собак в год в этой ситуации ничего не решают. На их место быстро будут приходить другие, более молодые, более агрессивные собаки, и мы будем постоянно находиться в роли догоняющих. А чтобы переломить ситуацию и остановить рост популяции, нужно стерилизовать не менее 80% поголовья собак в год.

«Но даже если средства на это будут выделены, — говорит Светлана Сергеевна, — с объемами мы не справимся. Нужно либо минимум в два раза увеличивать финансирование по контракту, чтобы можно было привлекать к работе частные ветклиники, которые сейчас отказываются работать по низким расценкам, и принимать на работу еще людей, либо строить большой, теплый питомник – мест на 100-200, с оборудованным кабинетом для ветврача, подведенными коммуникациями, кухней». Но в том-то и проблема, что средств на строительство питомника новым законом не предусмотрено. Он отдает это на откуп частным компаниям и благотворителям. Однако желающих построить питомник за свой счет нет.

…Зато жалоб на собак по-прежнему много. Так, чуть больше месяца назад от двух собак пострадала гурьянка Татьяна. Они напали на нее внезапно, выскочив из-за гаражей, и стали хватать за ноги. От неожиданности женщина упала в грязь. Упала на живот, будучи на 28 неделе беременности... Разъяренные псы рвали ей ноги, а она не могла встать. Попросила проходившую мимо женщину помочь, но та отказалась, сказала, что сама боится собак, и… пошла дальше. Каким чудом Татьяне удалось подняться и спастись, она не понимает до сих пор. Уколы от бешенства ей ставить не стали – слишком опасно для малыша на таком сроке. Напавших собак после ее жалобы вроде поймали и отвезли в питомник, провели нужные процедуры, пометили биркой и… выпустили. Только пострадавшей от укусов Татьяне легче от этого не стало. Да, эти собаки теперь не заразны и не будут плодиться. Но зубы-то у них остались! А у нее остался дикий страх перед собаками, незажившие по сей день раны и робкая надежда, что падение и укусы не отразятся на малыше.

Жалуются на бродячих собак жители округа и в редакцию, и в Роспотребнадзор, и в другие инстанции. По данным Гурьевской межрайонной прокуратуры, в прошлом году по поводу нападения собак к ним обратились три человека. В этом году — уже два. По данным Территориального отдела Роспотребнадзора г. Гурьевска, в медучреждения Гурьевского округа в прошлом году обратилось 170 человек, пострадавших от собак и кошек, за 10 месяцев этого года – 151 человек.

И эта печальная статистика не закончится никогда, если мы вместо помощи тем, кто хоть что-то пытается сделать для решения этого набившего оскомину «собачьего» вопроса, будем ловить их на аркан ошибок и душить любое хорошее начинание. Если так и будем выбрасывать на улицу надоевших животных, проходить мимо просящей о помощи беременной женщины. Если так и будем пытаться ухватить проблему за хвост вместо того, чтобы, наконец-то, сделать шаг на опережение.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

226