Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

14.06.2019 11:40 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 14.06.2019 г.

Научите ребенка быть счастливым

Автор: Елена Беседина

Руководитель Центра сопровождения семьи «Солнечный город» в г. Кемерово Светлана Верхотурова сама настойчиво пригласила нас на встречу. Ей есть что сказать тем родителям, которые воспитывают необычных детей, и тем, которые еще не знают или не понимают, что их ребенок необычный. То, что Светлана желает помочь именно жителям нашего района, тоже неслучайно. Но давайте обо всем по порядку. Разговор с родителями маленьких детей предстоит серьезный.

Личная история

Верхотуровы в Гурьевске прожили большую часть своей жизни. Вадим занимался бизнесом. Светлана работала начальником отдела поддержки предпринимательства администрации Гурьевского района. Их жизнь круто изменилась, когда Светлана родила второго ребенка – девочку с синдромом Дауна. Не буду описывать ее чувства и переживания как человека, женщины, матери... Было все – и слезы, и минуты отчаяния… Но решимости помочь своей девочке было все-таки больше. Светлана сразу поняла, что психологическое образование ей очень кстати. Закончила магистратуру и защитила диссертационную работу об основах коррекционной работы с «солнечными» детками, ведь именно так называют «даунят». Главным ее «объектом исследования» стала собственная дочь Маша, которая вместе с мамой проехала полстраны, побывала не в одном медицинском и реабилитационном центре, встретилась с разными специалистами работающими в области дефектологии и коррекции и соответственно прошла не один десяток курсов лечения и реабилитации. Сегодня Маше 7 лет, она посещает детский сад, свободно разговаривает, поет, танцует, читает и собирается на следующий год пойти в школу. Чего ей стоят все эти достижения, знают, пожалуй, только сама Маша и мама Света. Но слишком проста была бы задача Светланы, если бы она хотела «вытащить» только свою дочь. Несколько лет назад Верхотуровы переехали в Кемерово, и Светлана открыла свой центр сопровождения семьи. Она назвала его «Солнечный город» и набрала группу детей с синдромом Дауна.

Город

необычных детей

Сегодня в «Солнечном городе» есть все для полноценной работы с детьми, но главное – есть специалисты, настоящая команда единомышленников: дефектологи, логопеды, невролог, клинический психолог и педагог по физической культуре. Сама Светлана является дефектологом, АВА-терапевтом, психологом. Она не перестает учиться и за последние годы получила несколько дипломов и с десяток сертификатов, дающих ей право работать по самым современным и эффективным методикам, чтобы помочь детям с самыми разными недугами и их родителям.

Помимо детей с синдромом Дауна, Центр работает с детьми имеющими разные нарушения психического развития, но самой большой категорией среди воспитанников Центра сегодня являются дети с расстройством аутистического спектра (РАС). И эта проблема, по словам Светланы, в последнее время стремительно набирает обороты. Детей с нарушением аутистического спектра становится все больше.

«Звоночки»

Аутизм считается поведенческим диагнозом. При его постановке специалист наблюдает за особенностями поведения, за тем, как ребёнок обращается к людям, общается, как играет, какие имеются особенности поведения.

Проявления аутизма можно заметить с первого года жизни ребенка. Бывает и так, что до 2-3 лет ребенок развивается нормально, а затем происходит регресс. На что нужно обратить внимание? Светлана Верхотурова не просто обращает внимание родителей на странности в поведении ребенка, она призывает в полный голос: если есть особенности, которые вы не может контролировать и влиять на них – срочно идите к специалисту.

О каких особенностях говорит дефектолог?

1. С ребенком сложно найти зрительный контакт, он не смотрит в глаза.

2. Нет привязанности к матери и отцу. Ребенок не тянет к родителям ручки, не плачет, когда родители уходят, и не радуется их приходу, проявляя равнодушие.

3. Малышу не нравятся объятия и прикосновения.

4. Ребенок очень избирателен в еде. «Если он полгода сидит на сухариках и воде, а другая пища вызывает у него рвотный рефлекс, нужно обязательно обращаться к специалистам», — подчеркивает Светлана Александровна.

5. Если ребенок бурно реагирует на внешние раздражители — свет, звуки — это тоже отклонение от нормы.

6. Ребенок мало произносит звуков, слов.

7. Ребенок редко улыбается и не стремится играть с другими детьми.

8. Малыш «залипает» на каких-то предметах, может бесконечно долго наблюдать за ними, особенно за однообразными движениями.

9. Ребенок истерит или, наоборот, абсолютно безучастен к внешнему миру.

10. Проявлением аутистического спектра может быть агрессия, гиперактивность, отсутствие внимания у ребенка.

Когда время

не лечит

Нельзя сказать, что все это стопроцентные характеристики аутизма. Диагноз может поставить только специалист. Но важно не упустить момент. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем эффективнее можно скорректировать его поведение.

Специалисты утверждают, что ранняя диагностика – самая важная деталь в преодолении аутистического состояния ребенка. Другие симптомы, такие как отсутствие или нарушение речи и коммуникативных навыков проявятся уже позднее. Проблема с каждым годом все больше «прописывается» в организме ребенка, оставляя свой след в структуре головного мозга, и с возрастом все тяжелее будет ее преодолеть. А если родители обратят внимание на особенности поведения своего малыша еще в младенческом возрасте, то справиться с ней не составит труда, так как необратимые патологические процессы еще не запустились.

Специалисты говорят: аутизм неизлечим. Но в то же время аутизм – это не приговор. Светлана знает из опыта, что дети, прошедшие долговременную реабилитацию в их центре, могут учиться в школе, общаться с другими детьми и быть полноценными членами общества. Их заболевание будет проявляться в особенностях характера и интеллектуального развития. Зачастую такие детки бывают гениальны! Из них вырастают художники, поэты, музыканты.

Способы разные, цель одна

Современные методики уже научно доказали свою эффективность. Главное – своевременность обращения, правильно поставленный диагноз, грамотное следование процедурам и регулярность в занятиях. А еще терпение родителей. И тогда цель будет достигнута. Это не рекламный лозунг, это уверенность специалистов, рожденная в результате многих лет работы с детьми, которым нужна помощь. Например, в центре «Солнечный город» есть дети, которых родители привозят из Москвы, из Казахстана, из других городов области. Кстати, есть маленькие пациенты и из Гурьевска. Для каждого разрабатывается индивидуальная программа, которой родители следуют, дистанционно получают консультации и раз в несколько месяцев привозят ребенка на очные занятия. Это один из способов работы с детьми. Есть интенсивные программы, когда в течение недели ребенок занимается с разными специалистами и инструкторами. Есть индивидуальные и групповые тренинги. Условия здесь создаются исключительно исходя из потребностей ребенка. Этот коллектив уже знает, что делать, если ребенок при первом посещении буквально «бегает по потолку» или, наоборот, ни на что не реагирует. Шаг за шагом малыш учится выполнять задания, слушать, разговаривать, адекватно реагировать на педагога и родителей, брать других детей за руку. В качестве мотиваторов в ход идут различные жетоны, игрушки, карточки желаний.

Я спрашиваю Светлану, что она считает результатом своей работы? «То, что меня дети любят, — отвечает она, не задумываясь, — и с большим желанием идут на занятия. А еще, — говорит она, — ребенок скрывает в себе удивительные способности. И когда удается эти способности раскрыть, и ребенок начинает говорить, реагировать на окружающих, проявляет творчество – это большая радость и для меня, и, конечно, для родителей. Это и есть победа».

Слово

за родителями

Светлана Александровна подчеркивает, что роль родителей в воспитании, лечении и реабилитации особенного ребенка, ключевая. Сколько родителей занимаются своим ребенком, у которого есть особенности в развитии? Смею предположить, что немногие. К слову сказать, центр «Солнечный город» в

г. Кемерово единственный по своей специфике. Сегодня его посещают около 60 детей в возрасте от 1,5 до 10 лет. Это, как говорят специалисты, капля в море, потому что проблема аутизма в обществе приобретает глобальный характер. Центр осуществляет выездные консультации в другие города, для иногородних проводит консультации с написанием коррекционной программы на дому.

Российский ученый, профессор В.Я. Матвиевский – автор уникальной методики работы с детьми с РАС, создатель благотворительного фонда «Аутизм победим!» говорит об этой проблеме честно и понятно. Он так определяет состояние аутичного ребенка: «У аутичных детей полностью подавлен ориентировочный рефлекс, т. е. у них отсутствует ощущение трехмерного пространства и себя в нем. Весь мир для таких детей – это их собственное тело, за рамки которого они не выходят». И далее: «Наша методика основана на том, чтобы помочь аутичным детям принять окружающее их пространство, помочь им испытать эмоции, присущие здоровым детям». И главная роль в этом процессе принадлежит родителям. У профессора есть особый комплекс занятий, когда родителям, потерявшим контакт с аутичным ребенком, помогают снова в него влюбиться. «Чтобы научить своего ребенка быть счастливым и испытывать положительные эмоции, мама сама должна быть счастлива», — говорит В.Я. Матвиевский.

И последнее. Если говорить о причинах аутизма, то с медицинской точки зрения, это заболевание имеет наследственный, генетический характер. Но сегодня это не только медицинская, но и социальная проблема. Раньше большое значение в жизни человека имел физический труд и коллективное общение, поясняет В.Я. Матвиевский. А современный образ жизни практически исключает оба этих фактора. «Наше общество с каждым годом все больше стремится к индивидуализации и замкнутости», — утверждает профессор. Разрушаются детско-родительские отношения. Беременная мама чуть ли не до родов работает, думает о зарабатывании денег. Родив ребенка, тоже торопится его отдать в детсад, няне и т.д. И зачастую сами родители «загоняют» своего ребенка в аутистическое состояние: малыш ждет маминой ласки и ее теплого взгляда, а мама в этот момент смотрит в телефон или другой гаджет. Зрительного контакта не происходит. А как только ребенок начинает реагировать на звуки и предметы, занятые родители вручают ему телефон с бесконечно бегающими по экрану шариками или человечками… Ребенок замолкает, «залипает» на однообразной игрушке, перестает «раздражать» маму, а весь мир перестает «раздражать» его… «Мы идем по пути аутизации общества», — дают неутешительный прогноз специалисты-неврологи. Мы можем смириться с этим, а можем помочь своему ребенку преодолеть барьеры, которые вдруг встали на его пути. И если вы сторонник второго сценария, действуйте уже сегодня.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

202