Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

26.03.2019 10:44 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 26.03.2019 г.

Театр – это диалог сердец

Автор: Александра Харитонова

«Кем я хочу стать, когда вырасту» — такое сочинение писал, пожалуй, каждый школьник. Написала его в четвертом классе и режиссер-постановщик театральной студии РДК с. Малая Салаирка «Под маской грима» Марина Александровна Абубакарова. В сочинении она честно рассказала о том, что хочет научиться актерскому мастерству и играть в театре. Но откровение четвероклассницы учитель не оценил. «Тракторист, продавец или воспитатель детского сада - вот нужные профессии, — сказал он. — От актрисулек толку немного». Тогда эти слова больно кольнули Марину. И одновременно не на шутку раззадорили. Захотелось доказать, что люди искусства приносят пользы не меньше, чем специалисты рабочих профессий.

Навстречу экспериментам

После окончания школы девушка поступила в Кемеровское областное училище культуры на режиссерское отделение. За два с половиной года Марина научилась ставить спектакли с нуля, заучивать тексты и играть не хуже профессиональных актеров. «Теории было мало, мы все осваивали на практике и много выступали, — рассказывает Марина Александровна. — Главным наставником стал наш преподаватель Андрей Михайлович Семьянов. Он обладал поразительной способностью видеть каждого актера насквозь и подбирать для него роли, которые мог сыграть только этот человек».

В 1991 году Марина Александровна устроилась работать в РДК с. Малая Салаирка режиссером-постановщиком. «Оказалось, что у нас в селе много детей и взрослых, которые хотели бы играть на сцене, — рассказывает Марина Александровна. — Поэтому уже спустя месяц я набрала достаточно желающих, чтобы создать любительский театр». Так и появилась театральная студия «Под маской грима». Постепенно из нее возникло еще два разновозрастных коллектива-спутника. В коллективе «Арлекин» играют дети 6-7 лет — именно они, подрастая, пополняют ряды «Под маской грима». Выпускники же основной студии переходят в другой коллектив – «Автограф», где играют 11-классники и взрослые. Репертуар у театральной студии самый разнообразный: музыкальные спектакли, сказки, юмористические шоу-программы, клоунада, интермедии, постановки для народных гуляний, литературно-музыкальные композиции по стихотворениям русских поэтов. «Зацикливаться на чем-то одном скучно, — говорит режиссер-постановщик, — поэтому стараемся всегда экспериментировать и дарить нашему зрителю новые эмоции».

Без стеснения

и страха

Каждый спектакль начинается с поиска интересного сценария. «Я ищу в интернете готовые пьесы или сказки и переделываю их под свою актерскую труппу, — говорит Марина Александровна. — Наблюдая за детьми, постоянно общаясь с ними, я уже знаю, кто подойдет на ту или иную роль». После утверждения и разбора сценария каждый актер отдельно работает над своим образом. Однако не каждый ребенок может самостоятельно продумать все детали, мимику и походку персонажа, поэтому Марина Александровна с радостью приходит на помощь и репетирует с ними индивидуально.

Каждый юный актер «Под маской грима» знает, что для заучивания сценария зубрежка — последнее дело. Она может не только лишить удовольствия от процесса подготовки спектакля, но и в корне загубить актерскую игру. «Мои ученики запоминают текст с помощью образов, рисуют в голове ассоциации из написанного в пьесе, — рассказывает Марина Александровна. — Такая методика помогает им не только запомнить слова, но и оставаться на сцене максимально естественными». А чтобы дети развивали свою фантазию, Марина Александровна дает своим подопечным актерские этюды, например, изобразить неодушевленные предметы – стул, телефон, кипящий чайник или горячую печку. И оказывается, что даже такие элементарные вещи дети видят по-своему, не так, как взрослые.

«Есть мальчишки и девчонки, у которых актерство в крови, они могут с легкостью сыграть персонажа или выйти на сцену», — говорит режиссер-постановщик. Конечно, есть дети, которые и после десятого занятия не могут без стеснения проявлять свои эмоции. Еще сложнее настроить таких закрытых ребят на выступление перед публикой. Но есть специальное упражнение, способное убрать подобные «психологические зажимы». «Надо напрячь все тело, а потом резко бросить невидимый «камень» и громко выдохнуть, — объясняет Марина Александровна. – Ребятам это упражнение очень нравится». Перед выходом на сцену дети за кулисами частенько помогают друг другу настроиться на нужный лад: балуются, шутят, препираются, толкаются. Но как только начинает звучать музыка, они тут же собираются и начинают играть. «Это и отличает актеров-детей от взрослых. Они верят во все, что происходит на сцене, они по-настоящему живут здесь», — говорит режиссер-постановщик. Еще одно отличие детей и взрослых из актерской студии – отношение к ролям. Если взрослым подавай злодеев и разбойников, под маской которых можно покуражиться и похулиганить, то дети относятся к таким ролям с недоверием – все-таки злой персонаж выглядит порой непривлекательно не только внутренне, но и внешне.

Конечно, красочный спектакль невозможно создать без верных помощников. Над внешним обликом персонажей Марина Александровна работает вместе с руководителем объединения творческих коллективов «Гармония» Еленой Кривичевой, именно она делает эскизы и шьет наряды юным актерам. Художник РДК Ольга Борисова рисует декорации и готовит реквизит, порой довольно объемный, например, для новогодней сказки она смастерила сани для Деда Мороза в реальную величину. Если в спектакле есть музыкальные номера, актеры занимаются вокалом с хормейстером РДК Светланой Антипиной, танцевальные движения ребята отрабатывают вместе с хореографами Еленой Шестоперовой и Ксенией Антиповой, музыкальным оформлением спектакля занимается Алексей Агафонов, а заведующая массовым сектором РДК Елена Пестерева помогает в организации и создании спектакля. «Для постановки работы одного режиссера и актеров не достаточно, — признается Марина Александровна, — слаженная команда – вот залог успеха на сцене. И мне очень повезло с коллегами, которые всегда готовы прийти нам с детьми на помощь».

О диалоге

со зрителем

и ощущениях

на сцене

За 27 лет существования студии «Под маской грима» актеры сыграли более 100 спектаклей. И каждый раз зал был полон зрителей – и взрослых, и детей. Но несмотря на внушительный опыт игры на сцене, даже Марина Александровна порой волнуется перед выходом. «Страх и волнение – разные вещи, — говорит режиссер. – Первое провоцирует стресс, а второе появляется из-за предвкушения общения со зрителем, ожидания его реакции на наши старания. Если актер не волнуется перед спектаклем, то, по моему мнению, он утратил внутри себя что-то важное».

На мой вопрос, чем же так пленяют зрителей театральные постановки, Марина Александровна ответила откровенно: «Театр – живой. Зритель приходит в зал и находится в гуще событий, он смеется с актерами, плачет, проживает ту жизнь, что мы ему показываем. Человек никогда не испытает подобного чувства в кинотеатре, ведь фильм снят давно и собран по кусочкам из десятков дублей. Актер же наблюдает за живой реакцией зала, зрители видят актерскую игру, порой с шероховатостями и казусами, но она уникальна, и в точности никогда больше не повторится. Театр – это диалог двух сердец. Зрительского и актерского».

И пока длится такой диалог между актерами «Под маской грима» и их поклонниками, пока находят они общий язык и получают от этого обоюдное удовольствие, никому и в голову не придет засомневаться в нужности и важности профессии актера.

Впрочем, Марина Александровна Абубакарова написала об этом еще в четвертом классе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

18