Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

06.08.2018 13:39 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 06.08.2018 г.

Быть пчеловодом – значит, быть немного пчелой

Автор: Александра Харитонова

Предложение поехать на пасеку семьи Дворянчиковых я приняла с восторгом, хотя признаться, пчел боюсь с детства. Но уж больно заинтриговал меня глава семейства Константин, который вскользь обмолвился и про своих заграничных пчел, и про собственную методику выведения пчеломаток, да и попробовать душистый мед, который пасечник величал «монофлерным», было любопытно. И вот два дня спустя мы с Константином, его женой Оксаной и дочкой Аленой едем на пасеку в предгорья Салаирского кряжа близ реки Бирюля.

Костин рой

Мчимся по размытой дождями дороге, и пчеловод заводит разговор о своих любимицах-пчёлах, о которых, как выяснилось, он может говорить часами, поражая своими энциклопедическими знаниями. Многие пчеловоды приходят к своему увлечению уже в зрелом возрасте, для Константина же пчеловодство – одно из самых ярких воспоминаний детства. Отец его держал небольшую пасеку, однако «сладкая» жизнь длилась недолго, пчелы погибали одна за другой под натиском болезней. Но, несмотря на это, тяга к пчеловодству сохранилась, мальчик часто бегал к знакомому пчеловоду Петру Куприяновичу Булыгину, который работал на совхозной пасеке. «Под его опекой было 120 пчелосемей. Тогда мне казалось, что это гигантское число, а сейчас у меня у самого столько же», — с улыбкой говорит Константин.

С тех самых пор у Кости появилась мечта — когда-нибудь обзавестись своей пасекой, чтобы каждый день слушать беспокойный гул пчел, а в конце лета лакомиться тягучим янтарным медом, принесенным его трудягами-пчелками. Как известно, мысли материальны, вот и желание моего собеседника было услышано. Первыми пчелами Константин обзавелся случайно. Приятель Сергей Кочкин позвал в гости на свою пасеку, собрались там местные пчеловоды, как начинающие, так и старожилы, обменяться опытом, поговорить о своем житье-бытье. Тем же вечером из улья хозяина пасеки вылетел рой пчел – верный признак того, что в пчелосемье не все в порядке: либо матка старая, либо места в улье маловато для такого количества жильцов. Загнать такой рой обратно в тот же улей нельзя, а улететь «беглецы» могут куда угодно. Все присутствующие, зная о мечте Константина иметь свою пасеку, закричали: «Костин рой! Забирай его себе». Так он и поступил. Через некоторое время пасечники отдали ему еще два ройка. Из тех роев пасечник вывел 7 пчелосемей, а вскоре их количество дошло и до трех десятков. С этого скромного «капитала» и началась история пчеловода Константина Дворянчикова, которая длится вот уже 18 лет.

Пчеловодство

по науке

Спустя еще десять минут скачков по ухабам, добираемся до пасеки. В самом центре поляны в окружении разноцветных ульев стоит ярко-синий фургончик, куда и приглашают меня Дворянчиковы. Пока на газовой горелке подогревается чай, я узнаю Константина с новой стороны — как грамотного зоотехника.

«Любой пчеловод — по природе своей экспериментатор. В нашем деле нельзя просто купить пчел, сложить руки и тихо ждать, пока они принесут тебе мед, — рассказывает Константин. — Быть пчеловодом — это значит, стать немного пчелой, такой же трудолюбивой и беспокойной». И это не просто красивые слова, забот у пасечника действительно много. Каждый год нужно обновлять пчелиную кровь. Долгое время Константин покупал маток в Кисловодском пчелопитомнике Мукачево, чтобы расширять семейство. Несколько лет спустя решил попробовать выводить маток самостоятельно. Племенной материал он заказывает в Германии, 100 евро за матку — дорого, но, как признается пчеловод, это того стоит. Генофонд немецких маток смешивается с генами карпатских трутней из Кисловодского пчелопитомника, то есть трутнями местной регенерации, потомство получается стойким к любым местным болезням и к сибирскому климату. Высоко оценили такой гибрид и другие пчеловоды, только в этом году Константин продал 95 маток собственной селекции и 63 молодые пчелосемьи (пчелопакета).

За чашкой чая пробую первую ложку меда. Сладкий вкус без горчинки и терпкости, а аромат какой душистый! Константин рассказал, что весь секрет такого вкуса в том, что пчелы приносят нектар только с дикорастущих медоносов, таких как иван-чай, луговой василек, дягиль, лесная малина и клевер. Последний медонос пчеловод отметил отдельно, так как немногие пчелы имеют достаточную длину хоботка, чтобы опылять клевер, но пчелы его селекции могут. Продолжая тему экспериментов, стоит сказать и про то, что семейная пасека Дворянчиковых кочующая, каждый год ульи перевозят на новое место, чтобы пчелы собирали больше нектара.

«Я постоянно нахожусь на пасеке. Пчеловод должен заботиться о здоровье своих маленьких работников, замечать признаки болезни еще на начальной стадии. Американский гнилец, клещевой варроатоз, аскосферос... За пчелами глаз да глаз нужен», — рассказывает Константин. Моему вопросу, не одиноко ли ему одному на пасеке, пчеловод искренне удивился, ведь даже если жена и дочка не приезжают вместе с ним, то у него собеседников больше 50 тысяч в каждом улье. Уже позже я узнала, что родился Константин в таежном поселке Тайдонский, с 15 лет полюбил охоту, в одиночку уходил в лес ставить капканы, частенько приносил домой трофеи — колонков, норок, хорьков. Хотел одно время даже на охотоведа выучиться. Поэтому то, что я назвала «одиночеством» для Константина скорее удовольствие, которое он получает от общения с природой.

От кельи до воскового особняка

За разговором мы с Константином уже пришли на пасеку, где мне в целях безопасности выдали средство защиты – сетку пчеловода. «Видишь, пчелы они, как люди, — говорит пчеловод, указывая на ульи, которые отличаются друг от друга количеством надставок,- у кого-то пятиэтажный особняк, у другого — двухэтажный дом, а у кого-то и вовсе скромная келья. Порода одна, а развиваются по-разному». Константин, не торопясь, открывает один из ульев и подзывает меня. Осторожно подхожу к деревянному «домику». Заметив мой страх, Константин накрывает пчелок тканью и предлагает мне приложить к ней ладонь. Душа уходит в пятки, но любопытство побеждает, и я кладу руку. Под теплой тканью копошатся сотни пчелок. «Ты не бойся, они хоть и дикие, но миролюбивые», — успокаивает меня пасечник. И как бы в доказательство тому убирает ткань, опускает лицо к открытому улью в нескольких сантиметрах от пчел. А те даже не обращают внимания. Озвучиваю догадку, что они уже видят в Константине хозяина, вот и не жалят. «Это не собаки и кошки. У пчел нет хозяев, они свободные, сами по себе», — отвечает пасечник. Секрет такого «равнодушия» со стороны насекомых прост — опытный пасечник знает характер пчел и умеет вести себя с ними, работает всегда спокойно, лишний раз не потревожит их, не отгонит, даже если они летают возле лица. Играет роль и то, что селекция немецкой породы Карника отличается от прочих спокойным нравом.

В продолжение экскурсии подходим к весовому улью, чтобы проверить, сколько за вчерашний день пчелы собрали нектара. Почти три килограмма! После переработки из каждого килограмма нектара получится 600 грамм душистого меда. «Медовый сбор во многом зависит от погоды, в позапрошлом году собирали по 70 килограммов с одной пчелосемьи, в прошлом только 33. В этом году погода нас совсем не балует», — с горечью говорит Константин. Но хоть снег весной, хоть град летом работа пасечника продолжается, пчелы — народ нетерпеливый, ждать не будет.

Кто в пчелиной семье голова?

Таким вопросом озадачил меня Константин. Чтобы вы ответили? Думаю, что как и я, сердце семьи — пчела-матка. А оказалось, ответ находится совсем рядом со мной. Вот он голова всех пчелосемей — пасечник. Любой улей в нужное русло направит, отводок сделает, магазин на домик вовремя надставит, выход роя не допустит. Где полечит пчелку, где кровь обновит.

Даже в самые сложные периоды жизни, когда, казалось, что уже нет ни сил, ни времени на пасеку, Константин признается, крамольных мыслей отказаться от своего детища не возникало. «Это мой внутренний мир. Если ты не любишь пчел, не готов с ними нянькаться, как с детьми, то уж лучше и не начинать вовсе. Главное — любовь, а опыт и особая чуйка появятся со временем»,- объясняет пчеловод.

Есть у Дворянчиковых общая мечта. Сделать мед максимально доступным для всех. Чтобы люди воспринимали его не как лекарство от недугов, а как обычный продукт питания, который бы вошел в повседневный рацион каждого. Однако выбирать мед надо с умом. У каждого пчеловода свои фирменные секреты проверки на подлинность. Константин тоже дал мне несколько советов.

Во-первых, мед можно поджечь, при этом настоящий продукт будет пахнуть травами, а фальсификат – жженым сахаром. Во-вторых, щедро зачерпнуть мед ложкой, поднять ее на полметра и вылить лакомство в тарелку. Если струя не прервется и сложится янтарной горкой – это признак качественного меда.

В-третьих, следует приобретать мед только у проверенных пасечников, тогда и в экспериментах на подлинность надобность отпадет. Ни один настоящий пчеловод никогда не возьмется испортить свой мёд! В этом деле главный сертификат — совесть.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1630