Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

06.11.2018 10:49 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 06.11.2018 г.

И мысли, и сердце – своим пациентам

Автор: Виктория КУДИНОВА

В десятом классе книгоману Славе Дюгаю попала в руки книга гениального советского кардиохирурга Николая Амосова «Мысли и сердце». Книга недетская, написанная честно, без прикрас, временами даже жестко, но подросток прочел ее на одном дыхании. Потом была еще одна книга этого автора, а потом еще одна и еще… Парень и сам не заметил, как прочел все книги Николая Михайловича и влюбился в медицину без оглядки. Она покорила его сердце и захватила все мысли. Ему казалось, что романтичнее и героичнее этой гуманной профессии нет и быть не может. К окончанию школы Слава твердо решил, что тоже станет врачом. Кардиологом.

Между разумом

и сердцем

Однако мы предполагаем, а Бог располагает. Сразу после школы поступить в мединститут у Вячеслава Дюгая не получилось. Осуществил он свою мечту и поступил в Кемеровский мединститут только спустя 15 лет, когда ему было уже 32 года. Но из-за того, что времени было упущено много, выбрал не кардиологию, а акушерство и гинекологию. Пока учился, работал на «скорой», а после института, в 1986 году по распределению был направлен в Гурьевский роддом.

Азам профессии интерна Вячеслава Дюгая учил легенда гурьевской медицины Валерий Павлович Астанин. И это оставило на всей жизни и карьере Вячеслава Александровича неизгладимый след. Сегодня он признается, что у него нет в работе нелюбимых дел. А вот особенно любимые — есть. С первых дней медицинской практики он обожает две вещи — работать с беременными и принимать роды. В свое время Вячеславу Александровичу даже посчастливилось восемь лет возглавлять Гурьевский роддом, и приятнее звуков, чем крики новорожденных, для него никогда не было и нет до сих пор.

«А начинать страшно было? — спрашиваю у Вячеслава Александровича. — Руки не дрожали?» «Нет, — отвечает, — не дрожали». И признается, что в молодости редко кто из врачей по-настоящему боится. Понимание всей меры ответственности за пациента, а с ним и настороженность приходят к врачам с годами и опытом. И в этом смысле доктору Дюгаю и его пациентам и повезло, и не повезло одновременно. Не повезло, потому что он пришел в медицину тогда, когда у большинства его коллег за плечами был уже огромный опыт работы. А повезло, потому что первые свои шаги в профессии он делал достаточно зрелым человеком. К тому времени он уже четко понимал, что хороший доктор – это не герой, понапрасну рискующий жизнями больных, а думающий на десять шагов вперед, ежедневно стоящий перед сложным выбором человек. Это только в кинофильмах доктор, выбирая между возможностью гарантированно сохранить жизнь матери и крохотным шансом спасти и мать, и еще нерожденное дитя, всегда идет на риск и, не сомневаясь, выбирает второе. В реальной жизни все гораздо сложнее. Здесь хороший врач должен всегда выбирать не сердцем, а разумом, и помнить о том, что у этой женщины, кроме нерожденного ребенка, возможно, уже есть дети. И обязательно спросить себя, как в случае неудачи он посмотрит им в глаза? Как скажет родным пациентки о том, что у них никогда не будет больше детей, внуков, братьев и сестер, потому что их жены, дочери, мамы больше нет? Как? Эти вопросы, заданные самому себе, не позволяют врачу рисковать.

Поспорить с Богом

«А ведь на врача часто смотрят как на Бога, способного творить чудеса», — напоминаю я Вячеславу Александровичу. «Да, медицина сегодня действительно шагнула далеко вперед, — говорит он, — каждый день появляется новое оборудование, прогрессивные методики лечения, современные лекарства. Лечению поддаются те болезни, которые еще недавно считались неизлечимыми. Благодаря тому, что медицинские аборты стали безопаснее и доступнее, из нашей жизни исчезла такая страшная вещь, как криминальный аборт, а вместе с ним и его непредсказуемые последствия. Зато процедура ЭКО стала доступнее, и многие, обреченные раньше на бездетность, пары теперь могут стать родителями. Научились медработники выхаживать и тех младенцев, которые раньше были безнадежными. Мне 70 лет, а я каждый день открываю интернет и слежу за тем передовым опытом, который появляется в гинекологии. Что-то нам по-прежнему не доступно, что-то получается внедрить. Но все же мы, врачи, по-прежнему люди, а не Боги. И иногда, даже помогая пациентам, мы не до конца понимаем, как это работает, и почему одна совершенно здоровая пара остается бездетной, а другая, с кучей проблем, без труда обзаводится наследниками». «Наверное, с Богом не поспоришь», — резюмирую я. «Не поспоришь», — вроде бы, соглашается Вячеслав Александрович, и тут же рассказывает историю, как ему за пациентку пришлось побороться. Несколько лет назад к ним в отделение поступила женщина, которой требовалось срочное переливание крови. Но пациентка оказалась из сектантов, которым религия не позволяет совершать эту процедуру, поэтому ни она сама, ни родственники разрешение на переливание не подписывали. Разговоры, уговоры, объяснения не помогали, поэтому, чтобы спасти женщину, пришлось перейти к тяжелой артиллерии – угрозам отдать под суд тех, кто из-за своих убеждений подвергает женщину смертельной опасности. Это подействовало, родственники разрешение на переливание подписали, и больную удалось спасти.

Семь раз отмерь

«К сожалению, случаи, когда пациентки не только не помогают доктору, но еще и вредят собственному здоровью, это не редкость, — говорит Вячеслав Александрович. – Ругаю беременных девчонок за курение, они не слушают. Потом рожают детей с патологиями и удивляются: откуда? Так вы вспомните, какой образ жизни вели во время беременности, и поймете, откуда».

Сегодня, по словам Вячеслава Александровича, в акушерстве и гинекологии наблюдается сразу несколько тенденций. С одной стороны, из-за половой распущенности общества его пациентки очень помолодели. С другой стороны, роженицы стали гораздо старше. Если раньше роженица за сорок была большой редкостью, то сегодня это уже норма. А проблем со здоровьем к этому возрасту женщина, как правило, накапливает уже прилично. Плюс еще одна наблюдаемая гинекологами тенденция – изменение женской конституции, строения тела женщины, к примеру, постепенное сужение таза. Так что рожать современной женщине становится все сложнее. Отсюда – увеличение количества случаев кесарева сечения. Многие упрекают врачей за этот рост. Но это, по словам Вячеслава Александровича, опять из серии, что выбрать: благородный, но неоправданный риск или не столь героичный, но гарантированный, выверенный успех.

Вячеслав Александрович – за выверенность. Говорит, что принцип «семь раз отмерь, один раз отрежь» для него в работе был и остается основополагающим. Почему? Потому что один необдуманный шаг врача может испортить человеку жизнь. Есть вещи, которые, единожды «отрезав», не пришьешь обратно. Именно поэтому Вячеслав Александрович никогда никуда не спешит, и как бы сильно занят не был, всегда находит несколько минут, чтобы поговорить с решившейся на аборт женщиной или ее близкими. Спрашиваю: скольким малышам он подарил шанс на жизнь, отговорив женщин от аборта? Считать даже не берется. Просто отвечает, что многим. Мамочки регулярно останавливают его на улице, показывают новорожденных малышей и благодарят за это подаренное счастье – быть мамой и за то, что он когда-то не дал им поторопиться и принять опрометчивое решение.

…В свой юбилей Вячеслав Александрович признается, что попросит у судьбы только одного – тоже не торопиться и дать ему возможность пожить подольше, чтобы еще поработать. Силы есть. Может, и ушел бы, но сменить его пока некому – к сожалению, нет у дверей гинекологии очереди из молодых врачей. А уйти просто так он не может. Мысли и сердце, отданные медицине больше полувека назад, не позволяют.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

586