Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

12.11.2018 11:01 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 12.11.2018 г.

Виват, театр!

Автор: Александра Харитонова

Искрометный юмор, непредсказуемые сюжетные повороты и поражающие даже самую смелую фантазию костюмы — такие сюрпризы подготовили зрителям работники ГДК в новой сказке «Красная Шапочка и Инопланетяне». О том, как рождается спектакль — от замысла до волнительного экзамена перед зрителями, где искать вдохновение и чем «дышит» закулисье во время выступления, рассказывают директор ГДК Елена Дерябина, режиссер-постановщик Анжелика Рубцова и актеры труппы.

По законам театра

...Когда во время спектакля в зале выключили свет, и в темноте «загорелись» неоном два инопланетянина, дети от восторга даже ахнули. И не только они. Сказка «Красная Шапочка и Инопланетяне» способна изумить и любого взрослого. Баба Яга, поющая хиты леди Гаги, роботизированная Красная Шапочка и бабушка – «божий одуванчик», покоряющая просторы нашей Вселенной на летающем корабле... Традиционная сказка благодаря коллективу ДК приобрела совершенно новое прочтение, которое интересно и понятно нынешнему поколению детей.

«Впервые поставить спектакль мы попробовали в 2008 году, — говорит директор ГДК Елена Дерябина, — до этого у нас были театрализованные новогодние программы, которые включали в себя конкурсы, игры и подарки. Детям нравилось, но нам — работникам ГДК, было тесно в этих границах, хотелось рассказать полноценную историю, проявить свои актерские способности и вдоволь поиграть с характерами персонажей». Так появилась постановка «Дед Мороз Ау.Ру, или Проделки королевы Мышильды». Спектакль прошел с полным аншлагом, а восторженные отзывы детей и их родителей заставили задуматься: а почему бы не устраивать такие представления не только под Новый год? И закрутилось.

С 2012 года в рамках федерального проекта «Театр детям» актерская труппа радует свою публику тремя сказками в год — осенью, зимой и весной. «С дебютного спектакля изменилось многое. Мы стали смелее выражать себя, театральное действие разбавлять трюками и элементами мюзикла. Стараемся впечатлить зрителя ростовыми куклами и постоянной сменой декораций, — рассказывает Елена Дерябина. — А три года назад купили специальное освещение, которое позволяет нам использовать флуоресцентную ткань и в нарядах, и в реквизите — результат завораживает».

В единстве — сила

Авторский сценарий, написанный с нуля, «начитка» текста и заучивание «расходок», вживание в образ и волнение перед выступлением — все как в настоящем театре. В актерскую труппу входят всего несколько человек: директор ГДК Елена Дерябина, руководитель шоу–группы «Смак» Анжелика Рубцова, заведующий отделом досуга Александр Константинов, руководитель коллектива современного танца «Мамба» Нина Курилова, заведующая отделом по организации досуга детей и подростков Наталья Сухорукова и участник художественной самодеятельности Максим Бахарев. Малочисленный состав, но каждый из театралов готов примерить на себя любое амплуа, сделать персонажа харизматичным и запоминающимся.

Конечно, такой глобальный театральный проект воодушевляет не только режиссера и актеров, но и всех работников ГДК без исключения. Костюмер Надежда Терентьева придумывает фантастические наряды, чего только стоит светящаяся шестирукая богиня из спектакля «Время чудес или тайна волшебного пера»! Художник Роман Колединцев рисует потрясающие декорации и готовит реквизит, бывает, что работает ночами напролет, но успех спектакля важнее. За звук и видеосопровождение отвечает звукорежиссер Андрей Сухоруков, он же обрабатывает голоса актеров на вокальных партиях. Методист Светлана Крупина освоила для себя новую профессию — светооператора, начинала с азов, а сейчас уже смело экспериментирует с освещением. Создать неповторимую атмосферу волшебной сказки помогают и дети, которые занимаются в дизайн-студии «Парадиз» и коллективе индийского танца «Чадни».

«Мы — непрофессиональные театралы, у нас нет особых условий для показа спектаклей, но все неудобства восполняет наша энергия и желание сделать досуг гурьян разнообразнее. Приезжая в другие города, я всегда стараюсь попасть на детские спектакли, чтобы перенять опыт, — говорит Елена Дерябина. — И я горжусь своими коллегами, мы ничуть не уступаем некоторым ТЮЗам».

На сценарий вдохновила…конфета

И во многом это заслуга сценариста и режиссера-постановщика Анжелики Рубцовой. Работа над сказкой начинается задолго до написания сценария — со сбора материала, изучения постановок других театров, чтения пьес, поиска истории, которая подойдет для сцены ГДК, актерского состава и возможностей технического оснащения. После такой основательной подготовки Анжелике пишется легко — две недели и сценарий готов!

«Когда создаешь новую сказку на основе традиционной, то стараешься затронуть не только вечные темы, такие как любовь и дружба, но и актуальные на сегодня, — рассказывает сценарист. — Например, нужно в пьесе обыграть Год добровольца — ввожу в повествование зверьков-волонтеров, тему экологии — персонажи борются с загрязнением рек. Люблю хулиганить и сталкивать сказочные реалии с интересами современных ребятишек — игрушками, музыкой, мультфильмами, гаджетами. Зрителя нельзя «кормить» одним и тем же. Дети меняются. И мы должны меняться вместе с ними». А чтобы ориентироваться в увлечениях детей, у Анжелики дома есть свой консультант — 6-летний сын Артем. Он первый и самый грозный критик мамы: если ему все понравилось, то проверено — зал потонет в овациях.

На мой вопрос об источниках вдохновения, Анжелика ответила честно, что творческий импульс можно получить из любой мелочи: мимолетного разговора со знакомым на улице, невпопад сказанной фразы, и даже... из конфеты. Вот так, рассматривая пестрый фантик, она придумала идею для экологической весенней сказки «Три дождя тому назад».

Режиссер Анжелика строгий. Любит своих актеров и себя загонять в непривычные условия. Например, на репетициях ее герой идет в одну сторону, а на выступлении — уже совершенно в другую. Это приучает подстраиваться к партнеру и обстоятельствам, выкручиваться из казусов и «включать» настоящего актера, а не просто с выражением зачитывать текст на сцене.

«На ошибки своих актеров я реагирую спокойно, все-таки мы непрофессиональные артисты. Если не так исполнил, можно повторить, репетиции для того и существуют. Репетировать – значит достигать. И не важно, с какого раза ты сделал все правильно – с первого или пятого», — добродушно добавляет Анжелика.

Как это сложно — вживаться в образ, она знает и сама. Репетирует много дома, запираясь в ванной, отрабатывает мимику, голос, походку, чтобы было максимально правдиво. Роль Бабы-Яги — любимая, к «правильным» персонажам она относится настороженно, уж больно любит безобразничать.

О казусах, закулисье и благодарных зрителях

Но не только режиссеру нравится проверять нервы актеров на прочность. И аппаратура порой вносит в представление свои коррективы. В прошлогодней новогодней сказке случился казус. После сцены с шутливой перебранкой Бабы-Яги и Кощея должна была идти песня, но вместо музыки в зале повисла тишина. Актеры быстро среагировали, продолжили браниться и настолько вошли в раж, что от их болотных «обзывашек» зал от смеха не мог сдержать слез. Случаются и банальные технические заминки — надо задник поменять или закрыть кулису, а механизм не поддается, ребята за сценой стараются, да все без толку. Приходится тогда самим персонажам с невозмутимым видом решать проблему с реквизитом.

Однако пока на сцене разыгрывается сказка, за кулисами происходит свой собственный спектакль. «Порой я не только выступаю в качестве актрисы, но и танцую вместе со своими ученицами из «Мамбы», — делится эмоциями актриса Нина Курилова. — Приходится «перепрыгивать» из костюма в костюм. Особенно сложно это сделать, когда играешь в ростовой кукле — на тебя долгое время светят софиты, поролон от пота намокает. После пары таких перевоплощений заходишь за кулису и падаешь от усталости». Но самые забавные моменты можно наблюдать за несколько минут до начала спектакля. Кто-то доделывает декорации, выразительно объясняя коллеге на жестах, что надо делать, а кто-то в предвкушении своего выхода к зрителям активно крестится и молится. «Мандраж перед выступлением — это профессионально, — развенчивает предрассудки режиссер. — Когда актер не беспокоится о том, как пройдет выступление, значит, он относится к этому поверхностно. А вот если коленки трясутся, то все в порядке — человек отыграет достойно, потому что знает — испортить зрителям впечатление от спектакля не имеет права».

Особое удовольствие актеры получают от реакции зала. «Бывает, ждешь своей сцены, за кулису одним глазком подглядываешь и тихо рапортуешь коллегам: «Вон дети засмеялись, шутку оценили», — говорит актер Максим Бахарев. Бывает и так, что бурно реагируют там, где актеры и не ожидали вовсе, значит, сыграли здорово. Но порой зал молчит. И у актеров в голове лишь одна мысль: «Что мы сделали не так? Все, провал». А после финального действия зрители встают и не жалея ладоней аплодируют артистам. Дети особенно правдивы в высказываниях, поэтому Анжелика Рубцова всегда наказывает вахтерам: «Слушайте, что говорит ребятня после спектакля». И когда ей передают слова восхищения, то для всей труппы — это высшая награда, ведь работают они на улыбку.

...Любому театру необходимо признание, актерам – благодарный зритель. И судя по залу Городского Дворца культуры, который в день премьеры с трудом смог уместить всех желающих, своих преданных поклонников труппа уже нашла.

Максим Бахарев, актер: — Участвую в постановках уже третий год. Мое счастье как театрала, в том, что чаще всего мне достаются выразительные роли: то я милейший снеговик, то самодовольный кот. За это время воплотить образ злодея удалось лишь однажды — играл Кощея Бессмертного, хотелось бы еще раз преобразиться в отрицательного персонажа, например, разбойника, отъявленного негодяя, и максимально похулиганить на сцене.

Нина Курилова, актриса: — У меня три актерские стези: либо я играю ведьму и болотную нечисть, либо Красную Шапочку и Снегурочку, либо коня Юлия из мультика «Три богатыря». Последняя роль особенно тяжело дается, в ростовой кукле надо танцевать, я подсчитала как-то, за год переодевалась в Юлия 120 раз. Люблю юморные роли, чтобы можно было включить «дурня». От сцены получаю настоящий кайф, так что даже если мне Анжелика Александровна скажет: «Нина, ты сегодня червяк». Я и слова против не скажу, прыг в костюм и поползу.

Наталья Сухорукова, актриса: — Любой выход на сцену — особенный. И мандраж испытываешь перед каждым без исключения. Здесь главное – это сказать первую реплику, вложить в нее нужные эмоции, и тогда волнение отступает, ты становишься более уверенным в себе, и, наблюдая за реакцией зала, уже можешь понемногу импровизировать. Конечно, случается и так, что нужные слова вылетают из головы. Это страшно, но коллеги всегда выручат, подскажут, либо обыграют ситуацию так, что зрители и не догадаются о заминке.

Надежда Терентьева, костюмер: — Рождение каждого театрального костюма – процесс трудоемкий, но это мне в радость. Режиссер объясняет свое видение персонажей, мы вместе решаем, каким будет костюм. Я читаю сценарий, делаю эскизы, ищу вдохновляющие фото в Интернете. Сроки обычно сжатые, на последний спектакль за неделю сшила три костюма – Красную Шапочку и две ростовые куклы инопланетян. Порой я помогаю менять декорации и переодеваться актерам, а еще и сама немного актриса – закадровый голос рассказчика сказок.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

68