Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

15.10.2018 09:48 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 15.10.2018 г.

Учительское сердце не знает покоя

Автор: Александра Харитонова

Учитель начальных классов школы №11 Татьяна Петровна Савченко очень гордится своей профессией, а еще тем, что не предала детскую мечту – с 9 лет она твердо знала, что будет учить малышей читать и писать, рассказывать им об окружающем мире и наблюдать за тем, как ребята выводят в прописях первые слова. И вот уже 40 лет она с радостью идет в школу к своим ученикам, а дети с нетерпением ждут каждый ее урок.

Радость открытий

В классе у Татьяны Петровны суматоха: ребятишки достают из рюкзаков тетради, громко переговариваются, мальчики хвастаются друг перед другом тем, что решили задачу быстрее остальных. Когда на перемене в класс входит Татьяна Петровна, ребята, вопреки ожиданиям, не стараются быть прилежными учениками и стоять «по струнке», а наоборот – весело встречают ее: кто-то бежит, чтобы ее обнять, кто-то — чтобы рассказать о том, как провел выходные.

Спросив нескольких малышей, кем они хотят стать, когда вырастут, вразумительного ответа я так и не услышала. А вот если бы тот же вопрос прозвучал в адрес второклассницы новокузнецкой школы Тани Зинковой (сегодня Савченко), то бойкая девчонка уверенно ответила бы: «Учителем».

«Во многом на мой выбор повлияла первая учительница Валентина Васильевна — заботливая и внимательная женщина, на которую хотелось равняться», — рассказывает Татьяна Петровна. В отличие от некоторых сверстников, которые иногда филонили и не выполняли «домашку», Тане нравилось учиться, на все вопросы учительницы она знала ответы и спешила поднять руку. Даже на каникулах Таня вместе с подругами играла в школу, воображала, как входит в класс, дает задания ученикам, объясняет решение задач. Осознание того, что преподавание – ее стезя, только укрепилось, когда ей предложили стать пионервожатой. Восхищенные взгляды ребятишек, их доверие и любовь, то, как они с нетерпением ждут каждого ее слова, подкупали.

«Сердце привело меня в начальную школу. Для меня нет большего удовольствия, чем возиться с малышами, они шумные, смешные, непосредственные, а главное – любопытные. Изо дня в день эти почемучки задают мне самые разные вопросы, иногда на редкость серьезные, порой – забавные. С ними я каждый раз открываю мир заново, с ними я вечный ребенок», — признается Татьяна Петровна.

Но прежде чем провести свой первый урок, моей собеседнице самой надо было сесть за парту в Киселевском педучилище. Выбор профессии родители девушки одобрили, а вот бабушка до последнего пыталась отговаривать: «Тань, зачем тебе эта работа? Ни выходных, ни праздников. Выучись лучше на инженера». Однако Татьяна твердо стояла на своем.

Учеба давалась ей легко, несмотря на то, что преподаватели спрашивали со студентов строго, как с будущих коллег. Обычно студенты-педагоги больше всего боятся практики в школе. Но Татьяна Петровна – исключение из правил. Страха перед десятками пристальных детских взглядов она не испытывала никогда. Может, и свой первый урок она помнит плохо потому, что для нее это не было «примеркой» профессии, она с детства готовилась к этой роли, и тогда, перед второклассниками киселевской школы оказалась в «своей колее».

После педучилища Татьяна продолжила обучение в Новокузнецком педагогическом институте на факультете методики начального обучения. Но после его окончания попала в школу не сразу – не было вакансий. Год девушка проработала в психоневрологическом интернате Прокопьевска, а в 1978 году заведующая Гурьевским гороно Нина Петровна Винюхина позвала ее преподавать в школу №11. «Город мне не понравился – серый, угрюмый. Сильно переживала поначалу из-за того, что у меня здесь не было ни друзей, ни знакомых. Возникали мысли вернуться в Новокузнецк, но вскоре встретила своего будущего мужа и осталась», — рассказывает Татьяна Петровна.

И если Гурьевск встретил молодую учительницу неприветливо, то ученики и их родители души в ней не чаяли. Первый выпуск Татьяна Петровна помнит отчетливо не только потому, что дети попались как на подбор — умные и трудолюбивые, но и благодаря взрослым, в особенности председателю родительского комитета Михаилу Васильевичу Чекухину, который всегда приходил на помощь в организации детского досуга и учебы. Нашла Татьяна Петровна в школе и сильных наставников, которые долгие годы направляли ее на учительском поприще — Галину Ивановну Оболенскую и Нину Константиновну Килину.

Наша семья

Каждый раз, встречая первоклашек 1 сентября, Татьяна Петровна при знакомстве с новыми учениками говорит: «Ребятишки, мы теперь семья». И не лукавит. «Дети, с которыми проводишь каждый свой день, не могут остаться чужими, — говорит Татьяна Петровна. — Мы вместе учимся, играем, грустим и веселимся. Ребята чувствуют, что их любят, ждут и стремятся к источнику этого тепла». Беспокоится учительское сердце о своих подопечных не только в стенах школы. Бывало, увидит учительница, как ее первоклашки вереницей идут на уроки танцев в Клуб горняков, свои дела тут же отложит, но проследит, чтобы малышня в сугроб не завалилась, не запнулась, не поранилась.

Больше всего в учениках Татьяна Петровна ценит доброту и открытость, а еще стремление порадовать других. При упоминании последнего качества учительница вспомнила своего бывшего ученика Виталия Силиванова. «Он учился в музыкальной школе, а у нас в старом здании школы в учительской хранился аккордеон. Виталий выпросил его у учительницы музыки, чтобы развлекать одноклассников на переменах. Мы между уроками не скучали — вспоминали с ребятней частушки, Виталий играл народные и эстрадные песни, а те, кто учился хореографии, танцевали», — вспоминает Татьяна Петровна.

Каждое расставание с выпускниками ей дается нелегко, со слезами, но ученики 5-6 классов еще долго прибегают на переменках к первой учительнице, чтобы порадовать ее своими успехами и рассказать о проблемах, а она всегда выслушает и поможет советом.

Многие родители учеников благодарят Татьяну Петровну за те знания, которые она вложила в их детей. Но все-таки самое приятное, когда повзрослевшие выпускники доверяют ей самое дорогое – своих детей, потому что знают — она научит их не только читать, писать, но и раскроет их скрытые таланты, поможет побороть неуверенность в себе и научит общаться со сверстниками.

За 40 лет в школе много что изменилось — появились интерактивные доски, электронные пособия, которые многие учителя старой закалки восприняли в штыки. Но Татьяна Петровна от таких инноваций в восторге, пускай на первых порах и не все получалось гладко, но молодые коллеги помогли. Есть такой помощник у Татьяны Петровны и в семье – младшая дочь Софья, которая пошла по стопам матери. «Признаться, отговаривала, ведь это профессия, требующая полной отдачи, легко «сгореть» на работе, но она настояла на своем. Вся в меня, — с гордостью говорит сейчас Татьяна Петровна. – Видимо, преподавание у нашей семьи уже в крови». Софья преподает математику в старших классах, Татьяна Петровна возится с малышами, но говорить о «своих» детях и школе они могут часами.

…В том, что она выбрала правильный жизненный путь, Татьяна Петровна не усомнилась ни разу. «Когда я захожу в класс и начинаю общаться с учениками, у меня появляется такая легкость внутри! Почувствуешь ее однажды и не сможешь отказаться, – с улыбкой говорит она. – Душа поет, по-другому и не скажешь».

А уже выросшие дети в свою очередь никогда не забудут ее крепкие объятия на переменках, слова ободрения, похвалу красной пастой на полях тетради «Молодец!» и будут бережно хранить ту частичку сердца своей первой учительницы, которую она однажды отдала им 1 сентября.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

119