Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

31.01.2018 10:06 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 31.01.2018 г.

Имя менять – судьбу выбирать?

Автор: Виктория КУДИНОВА

Сотрудники нашего ЗАГСа подсчитали: в прошлом году 18 жителей района сменили имя, отчество или фамилию, не считая тех женщин, которые сменили фамилию в связи с замужеством. Что же заставляет людей отказываться от самого приятного для человеческого слуха слова – своего имени? И влияют ли подобные перемены на жизнь человека? Попробуем разобраться.

С чистого листа?

В семье приемной мамы Татьяны Кузнецовой имена детям меняли несколько раз. Например, у Даши, одной из дочерей Татьяны Михайловны, много лет назад начались необъяснимые проблемы в поведении. Традиционные методы воспитания не помогали, и тогда знакомые посоветовали: «Надо к бабушке-знахарке». Узнав, что семья Татьяны много путешествует и выступает с концертами на публике, ведунья вынесла вердикт: «Сглазили». С проблемами Даши семья тогда справилась собственными силами, а вот только что взятым в семью другим детям — Андрею и Наташе – чтобы защитить их от «сглаза», решили сразу сменить имена. Рассказывают, что когда выбирали новые имена, ни на какие значения имен не обращали внимания, просто смотрели на ребенка, произносили разные имена и ждали душевного отклика на какое-то из них. Душа откликнулась на Мишу и Настю.

Полуторагодовалый Андрюшка на смену имени никак не отреагировал. А четырехлетняя Наташа, услышав, как новая мама, словно пробуя на вкус новое имя дочки, произносит на разные лады: Настя, Настенька, Настена, Настюша, прыгала от радости чуть ли не до потолка. По словам Татьяны, новое имя Наташе-Настеньке словно добавило сил, воодушевило девочку, она на глазах стала меняться в лучшую сторону.

«Может, все дело было в том, что Настя, придя в новую семью и одновременно сменив имя, начала жизнь с чистого листа?» — спрашиваю Татьяну. «Не знаю, может, и так», — пожимает она плечами.

Из Наташи –

в Настеньку

Этот же вопрос я позже задала педагогу-психологу центра «Здоровье и развитие личности» Светлане Швецовой. «Новое имя в новой семье, конечно, может дать человеку какой-то дополнительный стимул, — ответила она, — но память человеческая — штука крайне сложная. Воспоминания нельзя стереть, просто перевернув жизненную страницу и сменив имя. Вы вспомните: когда женщина выходит замуж и берет фамилию мужа, сколько ей требуется времени, чтобы к ней привыкнуть? Это только на первый взгляд кажется, что переписал фамилию в паспорте — и все, на самом деле за этим кроется многое. Новая фамилия дает женщине новый статус, принадлежность к другому роду. В семью мужа нужно вливаться: считаться с ее традициями, привычками, а это не так-то просто. А у Наташи, между прочим, сменилось не только имя, но и семья, и чтобы привыкнуть к распорядку, образу жизни, в себе нужное было много изменить. На мой взгляд, больше на поведение дочери Татьяны могло повлиять не то, что у нее появилось новое имя, а то, что новая мама стала произносить его с новой интонацией — Настенька или Настюша. То, как мы произносим имя ребенка, может напрямую отражаться на наших отношениях с ним». «Бывает так, — продолжает Светлана Васильевна, — что человек, став взрослым, ненавидит свое имя только потому, что его в детстве никогда не называли ласково. Или называли так, как ему не нравилось. В моей практике был случай. Я работала в школе, пришла знакомиться с детьми, и один мальчик представился: «Вадим». Ну, Вадим и Вадим, я так его и называю. А их классный руководитель услышала и говорит: «А почему вы его Вадимом называете? Мы его Вадиком зовем» «Потому что он сам так представился», — отвечаю. Берем его тетрадку, смотрим. «Вадим» — написано его рукой. «А раньше он Вадиком подписывался», — говорит учительница. Мальчик, оказывается, давно вырос, он теперь не Вадик, а Вадим, а учителя этого не заметили. И произойти такое может не только в школе, но и в семье. Между тем для ребенка это может быть крайне важно. Поэтому, чтобы не доводить до смены имени, обращайте внимание на то, как сам ребенок себя называет, посмотрите для интереса, какой у него ник в соцсетях и играх – это тоже отражение его представлений о себе.

Не имя красит человека

Тем временем Даша в семье Кузнецовых подрастала. Благодаря любви и вниманию новой мамы от старых проблем не осталось и следа, но годам к 11-12 девочка стала просить сменить ей имя, а заодно отчество и фамилию. И к 14 годам, когда пришло время получать паспорт, исполнила свою мечту. С отчеством и фамилией не сомневалась, отчество взяла Александровна, в честь нового папы Александра Люлькина, фамилию мамину – Кузнецова. А вот имя они с мамой выбирали долго. Остановились на двух – Кристина и Ангелина. «В имени Кристина меня смутило то, что оно вроде как крест на человеке ставит, — рассказывает Татьяна. – А имя Ангелина, с которым лично у меня ассоциировалось все самое светлое и доброе, ко многому Дашу обязывало. Мы с ней долго разговаривали о том, что смена имени во взрослом возрасте — это очень серьезный шаг. С одной стороны, чтобы соответствовать имени Ангелина, нужно много над собой работать, а с другой — многое зависит и от самого человека. Если человек хочет что-то изменить, он в первую очередь должен трудиться сам. Мне кажется, что дочь это поняла и действительно старается меняться».

Светлана Швецова соглашается с нашей героиней Татьяной в том, что имя человека – это всегда некий выданный ему аванс. Только вот мы не всегда знаем, какой именно аванс – хороший или плохой. Тут все зависит от личного опыта. Если человек меняет имя на приятное ему, надеясь, что теперь все станут относиться к нему лучше, он ошибается. «Вот вы сказали, имя Ангелина – это от ангела, — говорит Светлана Васильевна, — и я подумала: точно, от ангела. Но раньше у меня были совсем другие ассоциации, связанные с этим именем. Так что рассчитывать при смене имени на волшебные перемены в жизни все же не стоит, нужны усилия, желание измениться. По этой же причине, кстати, не стоит называть детей в честь кого-то. У ребенка с тем человеком, в честь которого вы его назвали, могут сложиться совсем не такие теплые отношения, как у вас. А если назвать так все же очень хочется, то не говорите об этом ребенку, чтобы чужое имя и ваши ожидания не довлели над ним».

Как Жене

стать Евой

«Вообще, если ребенок вдруг завел разговор о том, что хочет сменить имя, отчество или фамилию, — говорит Светлана Васильевна, — это сигнал к тому, что родители должны насторожиться и как минимум выслушать ребенка. Надо спросить его, почему он решил это сделать? Чего ждет от этого изменения? Иногда ребенку просто придумывают какие-то обидные прозвища, основанные на фамилии, и ему бывает достаточно рассказать, что отца в детстве дразнили точно так же. Когда мне девочки в школе жалуются, что мальчишки дразнят их из-за фамилии, я всегда утешаю их: «Девочки, вы вырастите и выберете себе такого мужа и такую фамилию, какую захотите, а мальчишки будут носить свою фамилию до конца жизни!» Это помогает. Иной раз можно решить проблему, просто изменив форму имени. Я, например, была удивлена, что Рина Зеленая на самом деле Екатерина, Катя. А еще у меня была знакомая, которую все звали Ева, но по документам она была Евгения, Женя. Чтобы не обижать родителей, она не стала менять в документах имя, которое ей не нравилось, а просто придумала для друзей производное от него».

Что касается истории дочери Татьяны Даши, которая сменила имя, отчество и фамилию, то она, по мнению Светланы Васильевны, вызывает как раз не беспокойство, а радость. Такая смена имени с точки зрения ребенка — это некое восстановление справедливости, благодарность новым родителям. Ей хочется носить отчество и фамилию тех людей, которые ее реально воспитывали. И таких историй в практике Светланы Васильевны, когда дети брали отчества или фамилии отчима, который их вырастил, или приемных родителей, очень распространены. И это нормально. Плохо, по словам психолога, когда случается прямо противоположная ситуация. К примеру, при установлении отцовства биологический отец соглашается платить алименты ребенку, но ставит условие: сменить ему отчество и дать его фамилию. Для ребенка это может стать настоящей психологической травмой. Потому взрослые должны сначала хорошо подумать, прежде чем делать какие-то шаги в этом направлении.

Не хочу быть крестьянкой, хочу – столбовой дворянкой!

По словам руководителя органа ЗАГС Гурьевского района Оксаны Чумаковой, принимая у человека заявление о смене имени, отчества или фамилии, о причинах они не спрашивают. Это сугубо личное дело обратившегося, но по косвенным признакам и разговорам понимают, что причин несколько. Основную долю занимают случаи возврата людей к родовым фамилиям. С одной стороны, это дань моде, особенно, если родовые фамилии какие-то громкие, вроде Шереметьевых или Юсуповых. «А с другой стороны, — говорит уже Светлана Швецова, — бывает, к родовым фамилиям возвращаются разведенные женщины. Чаще всего так происходит, когда развод был настолько тяжел, что женщина не хочет, чтобы о бывшем муже ей напоминала даже его фамилия».

Нередко люди меняют имена, если они плохо сочетаются с отчеством или фамилией или родители назвали ребенка, а потом, спустя какое-то время, передумали. В последние годы много меняют имен приехавшие в Россию на ПМЖ иностранные граждане. Если имя трудно произносится на русский лад, его меняют на более простое.

В памяти Светланы Васильевны всплыл случай, когда родители сменили имя долго болевшему ребенку. Ребенок действительно выздоровел. По какой причине это произошло – то ли потому, что просто изрос, то ли потому, что лечение помогло, она сказать затрудняется, но родители свято верили в то, что благодаря новому имени.

Был случай в практике сотрудников ЗАГСа, когда мужчина, увлекающийся музыкой, взял себе «музыкальную» фамилию. В больших городах наверняка есть и случаи, когда люди вписывают в документы псевдонимы, к которым они привыкли, но для нас это не так актуально. Хотя, как оказалось, имена Миша и Настя, которые дали Кузнецовы своим детям, в документы не вписаны, в них они по-прежнему Андрей и Наташа. Так что с точки зрения закона новые имена пока не более чем сценические псевдонимы, которые, впрочем, оба ребенка в будущем собираются узаконить.

Но вот станут ли они или другие гурьяне, решившиеся по каким-то причинам изменить свои имена, счастливее, здоровее, успешнее — зависит, на мой взгляд, уже не от того, насколько удачно было выбрано имя, а лишь от того, что они сами готовы сделать ради этих изменений к лучшему.

С точки зрения церкви

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Гурьевска отец Александр (Галевич):

- Когда совершается Таинство Крещения, священник читает молитву на наречение имени, и в этот момент воцерковляющемуся человеку нарицается имя, освященное одним из святых угодников божьих, и этот святой становится небесным покровителем, молитвенником христианина.

Чтобы изменить жизнь человека в лучшую сторону, многие несведущие люди советуют «перекреститься» с другим именем. Но понятия «перекреститься» в церкви нет, потому что Таинство Крещения для человека — это как плотское рождение, только в духовном плане, а рождение повторить нельзя.

В практике православной церкви существует чин, при котором верующий может изменить имя, это когда христианин принимает монашеский постриг. Но в этом случае он как бы умирает для прежней, мирской жизни и начинает новую духовную жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1607