Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

05.09.2017 08:53 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 01.09.2017 г.

Читай, пока молодой

Автор: Александра Харитонова

«Одни телефоны и компьютеры на уме. Совсем ничего не читают!» — подобную жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от родителей, и от педагогов. Кроме того, бытует мнение, что сегодня даже те, кто читают книги, выбирают несерьезные жанры, такие, как фэнтези, детектив и хоррор. Классику читают исключительно в рамках школьной программы, а порой и вовсе пробегают глазами текст в сокращенном варианте.

Слово — детям


В конце прошлого учебного года я отправилась в школу №11, чтобы узнать мнения школьников – завсегдатаев библиотеки, какая литература их интересует, почему не все школьники – люди читающие, и как они сами увлеклись чтением.
Здесь я встретилась с Сашей Холодовым, Верой Сандаковой, Аленой Борискиной и Лешей Балако.


Оказалось, что пристрастия у всех разные. Главное, что заслуживает внимание Саши Холодова – это энциклопедии. «Одно время у меня была мечта — стать астрономом, — рассказывает он, — в школьной библиотеке нашел справочник про созвездия. Втянулся. Еще читаю книги по истории. Уроков, чтобы во всем разобраться, недостаточно, а мне интересны подробности. У меня с детского сада тяга к научной литературе, мне тогда подарили «Я познаю мир», так до дыр зачитал. Художественная литература мне мало понятна, все эти чувства, скрытые знаки, метафоры, душевные метания… Зачем они? А может, я еще не нашел книгу, которая меня бы зацепила».


Леша Балако успевает читать все и сразу: «Обычно читаю несколько книг параллельно, мне это не мешает, в голове ничего не путается. Например, на переменах в библиотеке беру Марка Твена, пару страниц почитаю и опять на урок. В автобусе — Жюль Верн. Дома – «Война и мир» Толстого. Есть и пятитомник физики, который время от времени просматриваю. Это когда скучно, для развлечения», — на полном серьезе заявляет Леша.


Алена Борискина все свободное время посвящает… Ремарку: «Я самостоятельно учу немецкий, и литературу Германии, конечно, в стороне оставить не могла. Ремарк мне понравился из-за главной идеи: война — совершенно бессмысленная вещь. Я в восторге от его стиля, нравится искать подтекст между строк. Люблю Достоевского, жанр антиутопии — Замятин, Оруэлл… Меня притягивают книги, в которых есть человеческие переживания, изменение характера в разных обстоятельствах. В детстве никто не заставлял сидеть с книжкой, сама этого захотела в старших классах. Тут главное не механическая читка — лишь бы узнать содержание, а сознательное, вдумчивое чтение».


Согласитесь, что такой круг интересов вызывает уважение. Но почему не все одноклассники этих ребят увлечены книгами?


Саша Холодов считает, что дело в том, что чтение – это труд, а трудиться любят не все. Поэтому придумывают отговорки, что времени нет: «Говорят, мол, подготовка к ЕГЭ все силы забирает, но дело тут не в этом. В средних классах экзамены были далеко, вечера посвободнее, и тогда никто с книжкой не сидел». Вера Сандакова видит проблему несколько иначе: «Даже наши сверстники, не то, что школьники младшего и среднего звена, не понимают художественный язык, задумки автора. Но в школе классику все вынуждены читать, этого требует школьная программа. Вот и получается выполнение плана — дочитать со страницы А до страницы Б, это мало кому покажется увлекательным».


Полагаю, что Веру-то из-под палки не заставляли читать, она пришла к этому другим путем… «Я начала вслед за старшей сестрой. Она всегда из библиотеки что-то приносила. Я утаскивала у нее эти книги и читала, а сестра их даже не открывала, — смеется Вера. — Родители мне мало читали, сама научилась рано — в четыре года. А дальше просто сыграл роль интерес ко всему новому».


Лешу Балако тоже не заставляли читать насильно: «В детстве родители никогда не принуждали меня что-то делать — будь то домашняя работа или чтение. Они полагались на мою сознательность, а я их не подводил. В шестом классе заинтересовал Кир Булычёв, атмосферные у него произведения. И я считаю, что те, кто не читает, просто еще не встретили свою книгу. Надо подбирать правильно. То, чем восторгается один, может совершенно не понравиться другому. Для начала лучше брать книги потоньше, попроще — рассказы, повести, лучше — из современной литературы. Многие не хотят читать, потому что не понимают написанного.

Взрослые могут помочь тем, что вовремя подскажут, что читать: например, ребенку понравился фильм, экранизация книги, так почему бы не дать ему ее почитать?»
По мнению ребят получается, что огромную роль играет то, насколько правильно выбрана книга: она должна быть понятной и интересной. И, конечно, любовь к книге нельзя привить насильно – как, собственно, и любовь к чему-то другому.

Читать или не читать — вот в чем вопрос


Встреча со школьниками произвела на меня приятное впечатление и даже вселила радость: читающие ребята есть. Образ ребенка, который прячется под одеяло с фонариком, чтобы почитать главу-другую, не канул в лету.


Но читают, увы, не все: по данным ВЦИОМа соцопрос 2010 года показал, что 35% населения России вообще не читают книг, а у 18% жителей страны их даже нет дома! Среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет практически не читает каждый четвертый опрошенный.


Что будет, когда сегодняшние не читающие школьники пополнят эти ряды? Или это не так уж и страшно, ведь сейчас есть источники информации помимо книг. И главный из них — интернет. Какая разница, узнает ребенок новое, перелистывая страницы, или кликая «мышкой» на ссылки? Но различия есть.


При чтении книги (даже самой легкой по содержанию) мы прилагаем усилия, соотносим действия героев со своим опытом, обогащаем речь новыми словами, расширяем кругозор. Чем больше ребенок читает литературы, тем легче воспринимает и интерпретирует информацию. Воображение от просмотров роликов в интернете развивается слабее, чем от фантазирования на почве текста. У старшего поколения не было альтернативы книгам, сейчас же дети с ранних лет сжимают в руках не сборник сказок, а пульт от телевизора. Увы, визуальная информация воспринимается легче, и мозг почти не напрягается (и не развивается!), ведь все уже придумано и нарисовано за них. А как чтение влияет на развитие личности, можно суть по моим собеседникам: Леша Балако поражает своим словарным запасом и интересными суждениями, Саша Холодов закончил школу с золотой медалью, Вера Сандакова набрала 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, а Алена Борискина, всегда интересовавшаяся психологией, поступила в КемГУ на дефектолога.

Пример перед глазами


Потеря массового интереса к чтению — проблема серьезная. И родом она из детства, ведь если ребенок не привык читать, то, став взрослым, своих привычек он не изменит.


Раньше ребенок рос в доме, где наблюдал за родителями, которые читают по вечерам книги и журналы, у него был пример перед глазами, который подсказывал ему: все читают – и я читаю.


Сейчас все по-другому: уставший после работы родитель включает телевизор. Проще усадить непоседу перед экраном и выбрать мультфильм, который точно займет его внимание на пару часов. Интернет — условно-бесплатная няня, которая всегда под рукой. Вечера с книгой — в прошлом.


А читать ребенку надо с самого рождения, даже когда он еще ничего не понимает. Если взять книжку с яркими иллюстрациями и вместе с ним рассматривать картинки, обсуждать с малышом то, что он видит, это станет не только развлечением, но и будет развивать его, вызовет интерес к книге. Кстати, Саша Холодов, когда мы с ним беседовали, рассказал, что в детстве ему бабушка всегда читала перед сном сказки Шарля Перро и Андерсена. А когда подрос – поменялись ролями, и уже бабушка засыпала под его чтение…


Надо заинтересовывать, а не заставлять. Не навязывать те книги, которые вам нравились в детстве (теперь не Маршак занимает головы детей, а Гарри Поттер), ориентироваться на «веяния времени» и желания ребенка. Если человек тянется к другой литературе — не стоит это воспринимать в штыки, пусть начнет читать хоть что-то. Может быть, это «что-то» послужит началом крепкой любви к книгам на долгие годы.


Меняется время, и детям сегодня меньше нравится читать, чем их сверстникам 40 и 30 лет назад. Но и огульно обвинять молодежь в том, что она не хочет читать, тоже не стоит: если ваш ребенок сидит с планшетом, то, может быть, он в этот самый момент дочитывает последнюю главу захватывающей истории, ведь электронные книги никто не отменял.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

61