Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

14.07.2017 10:06 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 14.07.2017 г.

Металлу литься – сердцу биться

Автор: Татьяна Копытова

 Так уж получилось, что Александр Николаевич Рогов свой стаж на Гурьевском металлургическом заводе считает от одного профессионального праздника металлургов до следующего, потому что пришел работать на завод как раз в середине июля – 16 числа. С тех пор прошло уже 25 лет – и интересных, и трудных, и радостных. В этом году День металлурга у Александра Николаевича особенный, и не только из-за четвертьвекового рубежа в работе: накануне праздника старший мастер чугунолитейного отделения мартеновского цеха Александр Николаевич Рогов получил высокую награду — ему была вручена Почетная грамота Министерства промышленности и торговли России.

О том, что металлы плавятся, а потом разливаются, приобретая нужную форму, Александр Николаевич узнал на первом курсе литейного факультета СМИ – раньше просто не задумывался об этом. Жил в поселке Щебзавод, окруженном шахтами и разрезами, где парни по окончании школы традиционно выбирали в качестве будущей профессии горное дело. И он вместе со всеми поехал поступать в КузПИ, но по конкурсу не прошел. Старшая сестра, живущая в Новокузнецке, подсказала, что в СМИ на литейном факультете он со своими баллами пройдет, и решение было принято. «Отучусь год, потом переведусь на горное дело», — планировал тогда студент Рогов. Но, несмотря на то, что на первом курсе им в основном преподавали общеобразовательные предметы, появился интерес в учебе: сыграл роль курс «Введение в специальность», который позволил узнать много нового про металлы, да и экскурсия на КМК произвела впечатление. Причем Александра Николаевича настолько «зацепило», что он, отслужив три года в морфлоте – в ту пору из-за недобора в армии со студентов сняли бронь и всех призвали служить, после демобилизации пришел учиться на 2 курс литейного факультета, горное дело было забыто напрочь. Из-за армии учеба растянулась на целых 8 лет, но родители поддержали, сказав, чтобы учился на дневном, и за это Александр Николаевич и по сей день благодарен, что выучили, вытянули – он получил качественное образование.


На четвертом курсе прошло распределение, а к пятому его отменили, и выпускники сами искали себе место работы. Александр Николаевич к тому времени был уже человеком женатым, жена Елена Викторовна тоже закончила литейный факультет, и у них был двухгодовалый сын. Решили ехать в Гурьевск: жена была отсюда родом, да и производственную практику они проходили на нашем заводе.


Но именно в этом, 1992-м году, литейный цех нашего завода прекратил выпуск печного литья – им были забиты все склады и базы, спроса не было. Значит, и специалистов столько уже не нужно было. Тесть Александра Николаевича Виктор Александрович Поздняков поспособствовал, чтобы зятя взяли на работу, а его дочь — жена Александра Николаевича — вынуждена была заняться другой работой.
Приняли на работу Александра Николаевича завальщиком шихты, освоил это дело, а потом подменял всех и вся, чтобы освоить и другие литейные профессии. Добрым словом он вспоминает Н.И. Обухова, который помогал ему понять премудрости формовки изложниц, Ю.А. Воровина, который работал на обрубке – золотой, по словам А.Н. Рогова, человек был, и спокойный, и рассказать и показать все умел. В 1996 году Александр Николаевич стал старшим вагранщиком, в 1998-м – мастером. А с десяток лет назад он возглавил это производство, и хоть шли постоянные реорганизации — то литейщиков выделяли из мартена, то снова объединяли с ним, суть остается прежней: он все это время – самый главный литейщик на заводе. Чугунолитейное отделение, которым он руководит, делает изложницы для мартеновского цеха, фасонное литье для нужд завода. Александр Николаевич рассказывает, что когда грянул первый кризис, на заводе стали поговаривать о полном закрытии литейного производства, о том, чтобы литье покупать на стороне. Но поездили по округе, и выяснилось, что никто не брался изготавливать всю номенклатуру, что была необходима, да и цены были в 3-4 раза выше себестоимости изделий, производимых литейщиками завода. Вопрос решился сам собой, и вклад литейщиков в удешевление товарной продукции на заводе очень ценится. Они освоили много новых отливок. Александр Николаевич вспоминает, как осваивали литье завалочных мульд, которые прежде завод покупал на Запсибе: долго не получалось, руководство завода уже решило – не сможем, оставим все как есть. А литейщики пробовали и пробовали отливать мульды, и у них получилось, и до сих пор они обеспечивают ими завод – в пять раз дешевле покупных, технология отработана. А особенная гордость у Александра Николаевича, да и у всех литейщиков, возникает тогда, когда они делают что-то «на сторону», выполняют заказы, и завод получает за это деньги. «Не только помогаем экономить, но и доход приносим!» — улыбается Александр Николаевич.


В чугунолитейном отделении сегодня работает 50 человек, из которых 14 – электромеханослужба, и чисто литейщиков – всего 36. Редкой стала профессия литейщика, и даже в его родном институте больше нет литейного факультета: специальность стала настолько узкой, что осталась только кафедра литейного производства. «Сейчас уже мало грамотных литейщиков, и новых таких же уже не выучат, утрачивается преемственность», — подводит итог Александр Николаевич. Жаль, тем более что этот древний – второй после ковки – способ обработки металлов до сих пор востребован, ведь в том же прокатном стане, на котором производится товарная продукция нашего завода, две трети деталей – литые. Все равно не обойтись без литья, литейное производство – основа металлургии.
Работа здесь не из легких. «Но что такое тяжелая и что такое легкая работа? – рассуждает Александр Николаевич. – Легкая работа – это работа в удовольствие: человек может весь день кувалдой махать и считать свою работу легкой, если это ему нравится. Легкой работа должна быть не физически, а морально». Он признается, что на работу ходит – без преувеличения – как на праздник. Сейчас вот четвертую неделю в отпуске – и соскучился, рвется на работу. Там – практически его вторая семья, коллектив, в котором он старается поддерживать домашнюю атмосферу, идя навстречу людям, зная заботы и чаяния каждого – у кого дети маленькие, у кого родители престарелые, у кого какая проблема образовалась. И люди отвечают ему тем же.


Кстати, в коллективе всего с десяток «старичков», много молодежи. «Придут, поработают – тяжело. Уволятся, помотаются, поищут лучшей жизни и снова к нам возвращаются», — рассказывает Александр Николаевич. Потому что это – завод, потому что завод — это стабильность, ведь на заводе и в лихие перестроечные времена, и в кризисы зарплату — кстати, одну из самых высоких для нашего города — выплачивают день в день.


Кстати, деньги никогда не были мерилом счастья для Александра Николаевича, его главное богатство – дети и внуки. У них с Еленой Викторовной два сына: Данилу 13 лет, Денису – 27, и он сам уже дважды папа — у них с женой Людмилой подрастает сын Богдан, а недавно родилась дочка Катюшка. Вот оно, главное счастье, самое бесценное богатство.


«И завод будет работать. Он, как сейчас иногда говорят, «курочка, несущая золотые яйца». Это про его уникальность – завод выпускает широкую номенклатуру продукции, в том числе – маленькими партиями. Крупные предприятия на это не идут, им это не выгодно, а наш завод на этом выигрывает», — говорит про будущее завода Александр Николаевич. И свое будущее он связывает только с ним. Когда в июне этого года Александру Николаевичу исполнилось 50 лет, директор завода В.Н. Дворянчиков ему сказал: «Даже не собирайся на пенсию, раньше 60-и не пойдешь, давай работай». «Рад слышать, лишь бы литейка работала, а я куда от нее денусь?» — таким был ответ Александра Николаевича.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

134