Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

04.04.2017 11:31 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 03.04.2017 г.

Три эпохи Гурьевского рудника

Источник: Пресс-служба ЕВРАЗа

85 лет исполнилось Гурьевскому филиалу Евразруды. 24 марта 1932 года первые тонны флюсового известняка были отправлены на Кузнецкий меткомбинат и вошли в шихту первой доменной плавки. С 1964 года рудник обеспечивает сырьем и ЗСМК. 

Изучать Гурьевское месторождение известняка начали в 1927 году в период проектирования КМК. Строились два предприятия одновременно, и до сих пор продолжают работать на один результат – производство металла.

Сначала была лошадь


Про первые годы работы предприятия можно узнать только из рукописных воспоминаний рударей прошлого века или рассказов, услышанных от дедов. В то время в карьере работали вручную. Куски известняка отрубали ломиками и кайлом, измельчали кувалдой. Лопатами грузили в вагонетки. По карьеру вагонетки перевозили лошади до лебедок, с помощью которых известняк поднимали наверх. Рядом с карьером были проложены железнодорожные пути. Известняк перегружали в полувагоны и отправляли на завод.

На смену пришел паровоз


В середине 30-х в карьере появились первые паровозы.


– Не труд, а каторга была, – вспоминает Александр Иванович Шевцов, бывший помощник машиниста паровоза, позже 23 года проработавший на тепловозе. – Помощник все делал, но главная его задача была – следить за котлом. Бери лопату и бросай уголь в топку.


В ноябре 1959-го первые паровозы заменили на более экономичные паровозы новой серии, а в сентябре 1977-го Гурьевский рудник получил первый тепловоз.
– В карьерах локомотивный маршрут хоть и небольшой, но сложный: кривизна и подъемы рельсового пути до 40 метров на каждый километр. Везти состав из полувагонов, загруженных известняком, было нелегко, – рассказывает Александр Евлампиевич Жуков, ветеран рудника с 40-летним стажем, из которых 25 лет отработал на тепловозе.


Особенно сложно было транспортировать известняк по Карачкинскому карьеру, где подъемы были более крутыми, чем в Малосалаирском. Но молодежь не боялась трудностей. Комсомольско-молодежная бригада, в которой работал Жуков, не один раз выполняла месячный план на 115%.


Карьер постоянно расширялся и углублялся. Когда нужно было прокладывать рельсовые пути к новым местам погрузки известняка, в помощь монтерам пути направлялись работники других цехов. График работы выдерживали в любое время года, не нарушая поставки сырья металлургам.


– Сначала работали вручную, потом начали использовать подъемники, которые поднимали шпальные решетки и стыковали, – вспоминает Владимир Викторович Лановский, отработавший на руднике больше 42 лет. – Потом со слезами на глазах разбирали то, что сами же и строили.

Конвейер – современно и эффективно


Замена паровозов на тепловозы, первый электрический экскаватор «Шкода», первые станки ударного бурения, новое фабричное оборудование, которое постепенно вырабатывалось и становилось неэффективным – это уже история.


В 2004 году Гурьевский рудник вошел в состав Евразруды, и появилась возможность обновить технику и построить новое современное производство. В мае 2011-го в эксплуатацию ввели дробильно-сортировочный погрузочный комплекс мощностью 2 млн. 900 тыс. тонн сырого известняка в год.


Сейчас известняк из карьера доставляется по конвейерам: от дробилки первичной стадии дробления до сортировочных грохотов и дробилок вторичного дробления и далее до погрузочного комплекса.


Комплекс полностью автоматизирован. Технологическим процессом дробления, сортировки и обогащения управляет один человек – диспетчер.


– Основные параметры работы оборудования отображаются на мониторах компьютеров, и диспетчер в реальном времени контролирует работу техники и может оперативно реагировать на любые изменения и отклонения от нормы, – говорит Алексей Сушенцев, директор Гурьевского филиала АО «Евразруда» с 2013 года. – За погрузку продукции, общий вес и распределение груза по вагонам отвечает оператор поста управления.

Работаем без отходов


Основной потребитель продукции – ЕВРАЗ ЗСМК. Металлурги ежемесячно получают от 90 до 103 тыс. тонн флюсового известняка в зависимости от потребностей. Известняк фракции 0-40 мм отправляется в Абагурский филиал Евразруды: зимой до 45 тыс. тонн в месяц для профилактирования концентрата, летом – 25 тыс. тонн. Продукцию приобретают и сторонние потребители, строители и дорожники.


С началом работы нового дробильно-сортировочного комплекса появился и новый вид товара – аспирационная пыль. Благодаря современным аспирационным установкам пыль собирается в большие биг-бэги – мягкие контейнеры для хранения и транспортировки сыпучих материалов. Так известковая пыль готова к продаже. С покупателями уже заключили договор на весь 2017 год.

Золотой коллектив


Сейчас в Гурьевском филиале работают 238 человек. Коллектив небольшой, но дружный и работоспособный.


– Сказать про коллектив «золотой» — это даже не в полной мере раскрыть его суть, – подчеркивает Алексей Сушенцев. – Наш коллектив слаженный, профессиональный и готов решать любые задачи.


По сравнению с другими известковыми карьерами, качество гурьевского известняка наиболее высокое. В сыром виде он содержит 54% кальция – такой подарок сделала природа. Но и коллектив не стоит на месте, стремится к лучшему, чтобы выполнять все требования клиентов по качеству продукта.
– Мы гордимся, что у нас есть имя, – говорит Алексей Сушенцев. – Гурьевский рудник знают и ценят. В этом заслуга наших ветеранов и всего коллектива.

Цифры и факты

Гурьевское месторождение известняка образовалось 410 млн. лет тому назад на месте Западно-Сибирского тропического моря. Останки самых древних обитателей Карачкинского карьера – брахиоподов – сегодня хранятся в краеведческом музее Гурьевска, а раньше они вместе с кораллами и моллюсками активно усваивали из морской воды известь, строили из нее свои скелеты, панцири и раковины. Оставив после себя слой известняка мощностью до двух километров, морские животные дали людям возможность работать.

235 млн. тонн сырого известняка добыто за 85 лет эксплуатации Гурьевского месторождения. Если его погрузить в вагоны, получится железнодорожный состав длиной 47 млн. 560 тыс. км. Таким поездом экватор Земли можно обернуть 1186 раз!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, что известь добавляют:


* в сахар? Негашеную известь добавляют в сок сахарный свеклы или сахарного тростника, чтобы очистить сироп от примесей, тогда сахарный сироп становится белым;
* в масло? Известковая вода снижает кислотность сливок перед процессом пастеризации для последующего производства сливочного масла;
* в асфальт? Гашеная известь образует нерастворимые соли кальция, которые препятствуют проникновению влаги в дорожное покрытие, и срок службы дорожного полотна увеличивается в среднем на 25%. Если поверхность нового асфальта обработать известковой водой, то после испарения воды дорожное полотно станет твердым и через 15 минут можно пропускать машины.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1145