Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

14.02.2017 13:49 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 13.02.2017 г.

Попрошайничество: бизнес, образ жизни, безысходность или судьба?

Автор: Елена Беседина

Не по глазам, по сердцу бьет многих жителей нашего города вид просящих милостыню людей. Сегодня их можно увидеть у магазинов «Империя», «Мария-Ра» и «Магнит». Для нашего маленького городка это явление скорее вопиющее, чем рядовое. 

Равнодушных мало: кто-то брезгливо отворачивается и ругается, кто-то «на автомате» кидает мелочь, а кто-то жалеет этих людей, хватается за сердце и пьет таблетки от давления, потому что искренне верит, что человек выходит на «паперть» просить подаяние только от крайней нужды. Вот и моя подруга из числа последних. Позвонила мне уже на ночь глядя и битый час сокрушалась о судьбе несчастных, стоящих с протянутой рукой на улице, призывая меня как журналиста: «Ну надо же что-то делать!» Не знаю, как ей потом спалось, а у меня до утра этот вопрос в голове так и крутился: «Так что же делать-то?» К утру ответ созрел сам собой – об этом надо писать… Писать, чтобы разобраться, почему люди становятся попрошайками, надо ли им подавать и вообще, как относиться к тому, что в нашем современном цивилизованном обществе есть люди, просящие милостыню. 

История первая


Первым моим собеседником стал благообразного вида дедушка в магазине «Империя». Седой, с бородой и добрыми голубыми глазами, он держал в руке кружку, куда посетители магазина клали мелочевку. Я тоже положила бумажную купюру и поинтересовалась: «Дедушка, Вам нужна помощь?» «Нет», — ответил он спокойно. «А почему же Вы тогда с кружечкой здесь сидите?» «Внукам помогаю», — ничуть не смущаясь, сказал добрый дедушка. Потом он мне поведал, что живет в пос. Бачатском, ему 65 лет, получает пенсию, заработанную на Бачатском разрезе, где он трудился электриком. Живет с женой, которая тоже пенсионерка. У них четверо внуков. Причем, по его словам, родители их, то есть его дети, не безработные – трудятся за зарплату. Подозреваю, что старшие из этих четверых внучат уже сами способны заработать себе на жизнь.


…В магазин зашла моя знакомая и положила в кружку деда мелочь. Я с трудом сдержалась, чтобы не остановить ее, потому что знаю, что она одна поднимает двоих детей. «Я же здесь сижу потихоньку, никому не мешаю, никого ни о чем не прошу, они сами…», — заключил дедушка. На том и расстались. В гурьевской «Империи» он промышляет уже два месяца.

История вторая


Второй мой собеседник из числа попрошаек сидел на крыльце «Магнита», выставив напоказ искалеченную ногу. Мы разговаривали долго и обстоятельно. И ушла я оттуда с тяжелым сердцем.


Этому человеку — зовут его Александром — 45 лет. Казалось бы, самый трудоспособный возраст для мужчины, да вот только кому он нужен, такой работник – инвалид третьей группы? В свое время его мать пропила квартиру и оставила семью без крыши над головой. Пока Александр был здоров, зарабатывал на жизнь, но шесть лет назад случилась трагедия – серьезно травмировал ногу. Рана кое-как зажила, но чтобы восстановить трудоспособность, нужна операция.

Денег на нее нет. Пенсия по инвалидности 5700 рублей. Пять лет, говорит, скитался по подвалам в Барнауле. Сейчас снимает квартиру в Бачатском. Платит за нее 4500 рублей. Остающихся денег на житье не хватает, поэтому и просит добрых людей подать ему на пропитание. «Я, — говорит, — все умею — и стены штукатурить, и обои клеить. Да кто меня с такой ногой наймет? Сапожничать могу, так где мне денег на свою мастерскую взять? Вот так и живу: день прошел – и слава Богу». Выручки за день, говорит, хватает, чтобы купить пельмени и еще что-нибудь из продуктов. «Пьешь?» — спрашиваю. «Да на какие пить-то?! – взвивается он. – С голоду бы не умереть!» «А что дальше-то? Так и будешь тут сидеть всю жизнь?» — не отстаю. «А у меня выбор небольшой – либо здесь сидеть, либо идти воровать. Я решил, что лучше здесь…» Мне ответить ему было нечего.

По закону


Почему люди попрошайничают? Казалось бы, ответ очевиден – от нищеты. Нищенство на Руси насчитывает многовековую и, увы, незавершившуюся историю. Нищий занимается попрошайничеством из-за большой нужды, как это, например, делает Александр. Такие люди, как он, в силу обстоятельств оказываются «выдавленными» из общества. На Руси всегда были такие люди — юродивые, бродяги, побирающиеся богомольцы. Однако и в дореволюционной России, отмечают ученые-социологи, попрошайничали не только нищие, для которых это был единственный способ выжить, но и обманщики, «не унижающие» себя трудом. Некоторые исследователи даже называют попрошайничество профессией.


Общество прошло огромный путь развития, и сегодня оно более сытое, благополучное, социально защищенное, однако в мире по-прежнему существуют бездомность, беспризорность, преступность. И нищета и обман тоже существуют. И я бы даже сказала, сОсуществуют.


Не секрет, что большие города России страдают от засилия попрошаек. Их число в Москве, по данным статистики, превышает 100 тысяч человек. Московская гордума озаботилась уже тем, чтобы ввести штраф за попрошайничество, чтобы хоть как-то контролировать ситуацию. В такой глубинке, как наш Гурьевск, человек с протянутой рукой – нонсенс, симптом болезни общества, простите, но скажу грубо – это нарыв, который нужно лечить. Только вот кто и ка

к сегодня должен лечить болезнь, которой Россия болеет уже не один век?
Уголовный кодекс РСФСР 1960 года (статья 209) предусматривал уголовную ответственность за попрошайничество. Оно считалось уклонением от общественно полезного труда и рассматривалось как паразитический образ жизни. В 1991 году эта статья была исключена из УК РСФСР, как нарушающая права человека, так что в современном Уголовном кодексе наказания за попрошайничество нет. Не считается оно и административным правонарушением. Юристы это объясняют так: любые взаимоотношения между людьми, связанные с вопросами собственности, регулируются гражданским правом. Под гражданское право подпадают и правоотношения, касающиеся вопросов, связанных с определением отношений между дающим милостыню и принимающим её. С точки зрения гражданского права, подаяние — сделка, в процессе которой одна сторона, дающая милостыню, безвозмездно передаёт другой стороне, просящей и принимающей её, своё имущество (по сути, договор дарения, предусмотренный статьёй 572 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, попрошайничество не является наказуемым деянием.


К слову сказать, бдительные гурьяне пару раз вызывали «скорую» и полицию к «Магниту», где просит милостыню Александр. «Скорая» только разводила руками – экстренная медицинская помощь мужчине не требуется, то же самое и полиция – не обнаружив нарушения общественного порядка, стражи порядка кидали в шапку попрошайки десятирублевую монету и уезжали.


Однако надо отметить, что ответственность в некоторых случаях попрошайничества все же существует – за грубое приставание к гражданам и вовлечение детей в занятия попрошайничеством. В последнем случае можно попасть в тюрьму на 4-5 лет.


Принять меры в отношении попрошаек правоохранительные органы могут и в том случае, когда попрошайничество является не вынужденной мерой в связи с трудной жизненной ситуацией, а источником дохода для лиц, организовавших незаконную предпринимательскую деятельность.


Хорошо бы знать наверняка, что ты, отдавая свои кровные, помогаешь действительно нуждающемуся человеку, а не мошеннику. Но кто же про попрошаек должен выяснять правду? И если на этот вопрос есть ответ – это все-таки в компетенции органов внутренних дел, то на вопрос, как Александру и всем ему подобным выбраться со «дна» жизни, у меня ответа нет.

По совести


Помимо юридической стороны этого вопроса о попрошайках есть и другая сторона – духовная. Наверняка каждый подающий думает не о том, что он – гражданин России, который выполняет свой гражданский долг… Мы это делаем, в первую очередь, потому, что мы – просто люди, и нам жалко тех, кому в данный момент плохо, кто страдает от тяжелой болезни, от голода, холода и одиночества. И самое малое, что мы можем сделать для них — это подать милостыню.


Настоятель Свято-Троицкой церкви г. Гурьевска отец Александр рассказал, что слово «милостыня» произошло от славянского «милость», что значит христианская добродетель, подаяние нуждающимся пищи, одежды, крова, части своего достатка. Подаяние милостыни не только приветствуется церковью, но и считается обязанностью каждого христианина, это написано в Священном Писании: «Всякому просящему у тебя давай!»
Поданная со всей искренностью милостыня не только помогает страждущему, она спасает и душу дающего. «Ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним», — гласит Ветхий Завет.


Однако как же поступать, если не уверен, что подаешь истинно нуждающемуся? Эти сомнения посетили человечество не сегодня. В «Дидахе» («Учении Господа народам чрез 12 апостолов»), датируемом концом II века, есть такие строки: «Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял…» А еще есть такое выражение там же: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».


«Поступать с рассудительностью», — именно эти слова упоминаются в учениях многих святителей, говорящих о том, как подавать милостыню. «Поступать с рассудительностью», — повторил мне отец Александр, отвечая на мой вопрос, что делать, если вдруг за личиной нищего скрывается обманщик. А еще он мне сказал, что в случае сомнений лучше все-таки склониться в сторону милосердия, а Господь сам рассудит. Я решила последовать его совету, и здесь, на страницах газеты, не осуждать тех, кто за счет подаяний «поправляет» свое материальное положение, и пожелать здоровья и достатка тем, кому это действительно нужно, кто ждет от нас сочувствия и помощи, кто достоин лучшей жизни только потому, что он просто человек. Нам не решить в одночасье многовековую проблему нищеты и попрошайничества не только в России, но и, к сожалению, даже в нашем маленьком Гурьевске, но в наших силах поступать по-христиански, по-человечески — по закону и по совести.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

166