Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

31.01.2017 10:05 Вторник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 31.01.2017 г.

Пусть память о человеке веками хранят сосны

Автор: Елена Беседина

18 января исполнилось 100 лет со дня рождения Василия Ивановича Шадчинева – Заслуженного лесовода РФ, почти 40 лет отдавшего служению лесной отрасли Гурьевского района. Этот человек достоин того, чтобы сегодня сказать ему слова благодарности за его благородный труд. Мы вспоминаем о Василии Ивановиче вместе с его сыновьями Эдуардом Васильевичем и Виктором Васильевичем Шадчиневыми.

В сибирские леса


Василий Иванович родился почти в трех тысячах километрах от сибирских лесов – в Пензенской области. Семья у Шадчиневых была многодетной – то ли 14 было детей, то ли 17. Сегодня братья Шадчиневы знают наверняка о восьми детях: сестра отца умерла от болезни в 18 лет, брат погиб в годы войны под Кенигсбергом, еще шестерых, доживших до старости, они знали лично. Отец Василия Ивановича почти полвека проработал на железной дороге стрелочником. За долголетний добросовестный труд был награжден орденом Ленина. Мать всю жизнь занималась домом и детьми. Почему Василий Иванович в свое время выбрал именно лесную отрасль? У его сыновей сегодня есть только одна версия: скорее всего, он пошел за старшим братом Семеном, который работал в Кузедеевском лесхозе здесь, в Кузбассе. В 1938 году Василий Шадчинев получил диплом об окончании Пензенского лесотехнического техникума и был направлен в Тайдонский леспромхоз в Крапивинский район Кемеровской области.

Там он женился, там родился первый сын Эдуард. В 1941 году Василий Иванович прошел специализацию в Свердловском институте повышения квалификации, а в 1942 году был направлен в Гавриловский леспромхоз начальником лесхозотдела. Уже позже Гавриловский леспромхоз был реорганизован в Гурьевский лесхоз. В то время, когда Василий Иванович начинал работать, в состав Гавриловского лесничества входили леса Гурьевского, Беловского и Ленинск-Кузнецкого районов. Сегодня в ведении Гурьевского лесхоза, пожалуй, только треть той территории (остальные земли отошли к другим лесхозам). Мне это наглядно показал Эдуард Васильевич, который сохранил карту лесов Гурьевского лесхоза 1965 года.

Хозяин леса


Главной задачей Шадчинева, который с 1951 года значился старшим лесничим, была охрана лесов – от самовольных вырубок, от пожаров, болезней и вредителей. Что касается незаконных вырубок, то их было не так уж и много.

Братья Шадчиневы вспоминают, что отцу было достаточно приехать в деревню и спросить, не привозил ли кто в последнее время лес, и ему сразу указывали на двор «черного лесоруба». С пожарами было сложнее. Контроль за лесами осуществлялся силами авиации, и когда обнаруживался пожар, с самолета скидывали так называемый вымпел с указанием квадрата, где обнаружено загорание. Эдуард Васильевич вспоминает, как он, мальчишкой, вместе со своими друзьями бегал по огородам в поисках упавшего вымпела, а потом с отцом на телеге выезжал тушить пожар. И практически всегда удавалось его потушить своими силами – силами добровольцев и вот таких беспокойных мальчишек, какими были сыновья Василия Ивановича Шадчинева.


В те годы, вспоминает Эдуард Васильевич, пожаров было не так много, и они были не такие масштабные: ведь главной причиной лесного пожара является, как известно, человеческий фактор, так вот полсотни лет назад этот «фактор» был намного ответственнее и бережливее, чем сегодня.

Деревце к деревцу


После войны главной задачей лесничих было восстановить лес после вырубок, которые осуществлялись с целью заготовки древесины для фронта. Леса, говорят, в нашей округе было вырублено очень много. Слава Богу, удалось сохранить бесценный сосновый бор. Эдуард Васильевич вспоминает: отец говорил, что такой уникальный сосновый бор – причем его правильное название Гавриловский бор – за Уралом чуть ли не единственный.


«Знамёнка» уже как-то писала о нашем сосновом боре и назвала возраст сосен в городском парке, насчитывающий порядка 120 лет. Однако старожилы нас поправили: этим соснам в два, а то и три раза больше – около 300 лет, не меньше. Так что наше лесное достояние действительно уникально и просто бесценно.


Чтобы восстановить вырубки, очень активно к посадкам лесных культур привлекалось местное население, в основном женщины, их называли лесокультурницами. Плата за эту работу была мизерной, поэтому их уговаривали поработать в питомниках, обещая хорошие участки для сенокоса и посадки картофеля. А работа, между тем, была не из легких. Сначала сеяли семена сосенок в питомнике, потом еще два года ухаживали за сеянцами, пололи их, поливали, охраняли от бурундуков, потом высаживали их в лес и ухаживали уже за саженцами.


Под руководством В.И. Шадчинева была засажена территория от кордона до до Сосновки и до Гавриловки. Горскинский бор, Новопестеревский бор, зона отдыха в Поморцево, лесопосадки вокруг г. Белово, лесополосы Гурьевского и Беловского районов – это все было сделано при непосредственном участии Василия Ивановича. Первые посадки были сделаны в 1947 году. За все годы работы под его руководством было засажено более 2 тысяч гектаров земли. Если учесть, что на один гектар приходится 4000 сеянцев, то за всю его трудовую жизнь были посажены миллионы (!) лесных деревьев. По его инициативе в лесничестве была внедрена механическая посадка леса.

Награды


В 1954 году за добросовестный труд В.И. Шадчинев был удостоен чести принимать участие во Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Он тогда из Москвы привез не дефицитные отрезы на костюмы да платья, как это делали другие, он привез саженцы редких для сибирского края деревьев – маньчжурского ореха, амурского бархата, дуба. Контора лесничества тогда находилась на кордоне, в сторону Сосновки, и именно там Василий Иванович высадил эти саженцы. Сегодня это взрослые, необычайной красоты деревья, только вот место бывшего здания лесхоза теперь совершенно заброшено, и о том, что там растут деревья редких пород, знают только члены семьи Шадчиневых.


Один саженец дуба – совсем хиленький – Василий Иванович тогда отдал своему помощнику, который жил в деревянном доме, где сейчас находится дом №91 по ул. Ленина. Тот посадил дубок в своем палисаднике. Наверняка многие помнят дуб, росший на углу дома №91. Гурьян всегда интересовало: откуда он взялся? Это был тот самый «московский гость», привезенный сюда гурьевским лесничим и прижившийся на нашей земле.


В 1966 году Указом Президиума Верховного Совета СССР В.И. Шадчинев был награжден медалью «За трудовую доблесть». В мае 1974 года он был удостоен почетного звания Заслуженного лесовода РСФСР, и по сей день Василий Иванович Шадчинев является единственным Заслуженным лесоводом в Гурьевском районе. В 1998 году Гурьевский районный Совет народных депутатов присвоил участку лесных культур (сосны), который находится в квартале 40, выделе 17 Гавриловского лесничества Гурьевского лесхоза (это лесопосадки в районе Сосновки) имя Заслуженного лесовода России В.И. Шадчинева.

Человек большой души


По воспоминаниям сыновей, Василий Иванович Шадчинев был человеком кристально честным, спокойным и бесконечно преданным своей работе. Порой с вечера мать начинала ругать отца, приходящего домой к полуночи: «Вот завтра я с ним поговорю…» Но ей поговорить с ним так и не удавалось, потому что в шесть часов утра его уже опять не было дома. Пока в лесхозе не было автомобилей, передвигались на лошадях. Дорога в какую-нибудь из деревень района занимала целый день, а значит, Василий Иванович возвращался домой затемно или вообще приезжал только на следующий день. Семья жила в доме №76 по ул. Красноармейской (так до 60-х годов называлась ул. 40 лет ВЛКСМ), и сегодня возле этого дома можно увидеть кедр, посаженный в свое время Василием Ивановичем. Сыновья помнят, что все домашние хлопоты доставались им, потому что отец был на работе. Помнят, что у них всегда было хозяйство и домашние животные, которых отец очень любил. Зарубить курицу, смеются они, в их семье всегда было проблемой. А однажды Василий Иванович принес домой из леса медвежонка. Браконьеры убили медведицу, и медвежонок остался один. Василий Иванович пожалел его и взял с собой. Больше месяца мальчишки играли с ним, уносили в парк и забавлялись тем, как он лазает по деревьям. Через некоторое время медвежонок подрос, и игры с ним стали уже опасными, тогда Шадчиневы его отдали в Дом отдыха. Он там какое-то время жил в клетке, а потом эта клетка с медведем долго стояла у магазина «Охотничьи зори». Многие охотники наверняка и сегодня помнят этого медведя.

Наследие человека и лесовода


Василий Иванович ушел на пенсию в 1977 году. Он оставил свою работу, чтобы ухаживать за больной женой. Ее не стало в 1977 году. Оставшись один – без любимой супруги и любимого дела, он тяжело заболел сам, и 4 сентября 1981 года его не стало. Василию Ивановичу Шадчиневу было всего 64 года.


Он оставил после себя богатое наследие – во-первых, двух сыновей, один из которых – Виктор Васильевич – пошел по стопам отца и отработал в Гурьевском лесхозе 43 года, Эдуард Васильевич всю жизнь трудился на ГМЗ. А во-вторых, сегодня уже шумят кроны тех деревьев, которые он лелеял еще малюсенькими сеянцами. Этот человек был простым, скромным тружеником, который беззаветно любил свою работу и безгранично любил лес. В честь 100-летия со дня рождения В.И. Шадчинева в здании Гурьевского лесхоза ему установлена памятная доска.

Описание его жизненного пути на этой доске вместилось в несколько строк, однако результат его многолетнего труда сегодня не окинуть глазом – это гектары леса, достояние сибирской земли, богатство нашей Родины, которое будет радовать потомков и приносить им пользу еще десятки, а, может быть, и сотни лет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

203