Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

26.07.2016 14:06 Вторник
Категории (2):
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 25.07.2016 г.

Ольга Степановна

Автор: Татьяна КОПЫТОВА

Человек-легенда. Человек-эпоха. Она стала директором школы №10 в 27 лет, больше 20 лет руководила ею. Одной из первых в городе в 1969 году ей было присвоено звание «Отличник народного просвещения», а в 1974 – звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1998 году ей было присвоено звание «Почетный гражданин города Гурьевска».
Ольга Степановна Толмачева уже давно на пенсии, но её имя в городе «на слуху», а выпускники – уже седые, в годах – с гордостью повторяют, что учились у Ольги Степановны. 24 июля у Ольги Степановны юбилей. «Я дожила до таких лет, потому что сплетен не заводила, счеты ни с кем не сводила, злобы ни на кого не держала, никому не мстила – в нашем понимании это было вообще невозможным», – рассуждает она о своем завидном долголетии.

Главная победа


А я, памятуя о заслугах, наградах Ольги Степановны, спрашиваю, какая победа в жизни для нее была самая главная, и слышу неожиданный для себя ответ: «Когда окончилась война. Я этот день до сих пор в деталях помню». Ольга Степановна поступила в Томский государственный университет в 1944 году. Студенческая жизнь никогда особо сытой не была, а в этот последний военный год и первые послевоенные это был каждодневный голод и холод. Университет не отапливался, общежитие – тоже. «Вечером тарелки помоем, а утром на них – ледок», – вспоминает Ольга Степановна. Так что наголодалась и намерзлась она за годы учебы столько, что на несколько жизней было бы много. Но она выдержала и окончила университет в числе 60 человек: на первый курс набирали 200, 140 бросили учебу именно из-за голода и холода.


Но не только голодом и холодом запомнились Ольге Степановне студенческие годы, а еще и сильнейшей профессурой, им преподавали ученые с мировыми именами. И студентка, как губка, впитывала знания, бегала слушать выступления корифеев, когда те читали лекции у старшекурсников – ведь она тоже хотела посвятить себя науке.

«Штучный» коллектив


Но жизнь распорядилась по-другому. По семейным обстоятельствам Ольга Степановна вернулась в Гурьевск, родила сына и в том же 1949 году вышла на работу в школу №10. В 1951 году ее назначили вторым завучем, затем – первым, а в 1953-м – директором школы. Что больше сыграло роль в том, что вчерашнюю студентку так быстро двигали по карьерной лестнице – недюжинный характер, молодой задор вкупе с прекрасными знаниями, организаторские способности, развитые в пору работы в факультетском комитете комсомола? Сегодня трудно ответить на этот вопрос, но что решение о назначении молодого педагога на столь ответственную должность было правильным, подтверждено 20-ю годами ее директорства.


Она сумела собрать в школе настоящую педагогическую элиту, «штучный» коллектив – здесь работали Сусанна Леонидовна Степерева, Валентина Семеновна Кузнецова, Ангелина Дмитриевна Рябченко, Галина Ивановна Нестеренко, Михаил Иванович Михеев и другие, не менее известные учителя.

Директор, видя потенциал учителя, никогда не препятствовала педагогическим экспериментам, учителя постоянно учились и, случалось, что преподносимое «сверху» как новация, в их школе давно было нормой. Ольга Степановна привела очень показательный пример: когда школьные программы стали меняться, математик Галина Семеновна поехала и …сдала экзамены в СМИ – чтобы узнать новые требования к абитуриентам. Потому далеко не каждый учитель и мог работать в их школе, хотя в случае, если старшие товарищи обнаруживали какой-то недостаток в работе новенького, то не смаковали его неудачу, а учили, старались помочь, сделать из него настоящего учителя. Уходили те, кого не устраивали высокие требования, кто не вписывался в неугомонный, динамичный ритм жизни школы.

«Учить всех, учить хорошо»


А жизнь в школе буквально била ключом. Именно в 10-й школе впервые стали проводиться турслеты. Если выбирались недалеко – то участвовали все, от первого класса до выпускного. Если уходили далеко и с ночевкой – начиная с 5 класса. И все это – по инициативе и при непосредственном участии Ольги Степановны. Много работали по трудовому воспитанию. Строили мастерские, спортзал, ремонтировали школу. «Как китайцы, в подолах землю носили», – вспоминает Ольга Степановна. Каждый день, несмотря на узкие коридорчики, школьники выходили на зарядку. «Была другая эпоха, мы жили в другой системе, и детские организации – октябрятская, пионерская и комсомольская – были мощными, и их существование было естественным, необходимым каждому», – вспоминает выпускник школы Владимир Владимирович Кабачков.


Была и еще одна особенность у «красной» школы: в нее брали всех, со всего города, кому трудно было. И дети шли сюда, потому что надеялись, что их защитят, не предадут, помогут. У педагогов был девиз-правило: «Учить всех, учить хорошо».


Ольга Степановна вспоминает, как не так давно на пороге ее квартиры появился немолодой уже человек с огромным букетом красивейших роз. Она его не узнала, а мужчина и не удивился: «Я ведь у вас всего год учился, пришел из 15-й школы». Чувствовалось, что случилась там какая-то история, но расспрашивать, тем более по прошествии времени, не стала. Да и красота букета была не главной – главное, что Ольга Степановна, педагогический коллектив школы когда-то помогли этому пареньку, и он с благодарностью это помнит. В эту школу не только брали всех, но и не исключали за проступки, срывы в учебе. Наказывали, выясняли причины, с родителями работали, но ребенка «вытаскивали».


И на школьные вечера пускали всех – и ребят из других школ, и из ПТУ. Условий было два: трезвый и пусть не в новое, не нарядно, но чисто одетый. Об одном случае, хоть Ольга Степановна и просила не рассказывать, вкратце скажу, слишком он показательный. На школьные вечера приходили дежурить шефы-заводчане, и что-то с пришедшими на вечер пацанами (шпаной, как их почти любовно называет Ольга Степановна) у них не так пошло, вроде потасовки вышло, и один из прокатчиков, поскользнувшись, скатился с высокой школьной лестницы, травмировался. Ребятишек судили, а Ольга Степановна отказалась давать показания против них, за что в ее адрес было вынесено судом частное определение. Пережила, но пацанам участь облегчила.


Конечно, Ольга Степановна гордится выпускниками – учеными Б. Пахтусовым, Н. Коровкиной, В. Дюковым, Л. Сычевой, В. Соколовым и другими, но на мой, видимо, неуместный вопрос о том, удивил ли ее кто из выпускников – надежд не подавал, а в жизни кое-чего добился, она откровенно удивляется: так и должно быть, каждый чего-то добился…

Чтобы вести за собой


А мне как журналисту и человеку все же хотелось докопаться до самой сути того, как эта обыкновенная женщина с необыкновенно пышной шевелюрой и красивыми даже в пожилом возрасте миниатюрными руками могла сплачивать людей во имя идеи, объединять, вести за собой. Молодость, азарт – понятно, но на этом долго не протянешь.


«Она знала всех родителей, обстановку в семье, достаток, проблемы, всегда поддерживала тех, кому трудно. Как ей это удавалось?» – восхищенно недоумевает педагог с 25-летним стажем и в прошлом директор школы В.В. Кабачков. Она не просто знала семьи – и ее там знали. Мужик только выпить собирается, а жена ему: Ольге Степановне скажу! И тот божится: не буду, совсем пить брошу!


Как-то Ольгу Степановну остановила женщина, и опять же с благодарностью: спасибо, что от отца спасли. Ольга Степановна, несмотря на свою феноменальную память так и не вспомнила, когда и в какой ситуации помогала своей ученице, ведь таких случаев было очень много.


Но не жесткостью, а уважением она брала. «Её никто не боялся, её уважали. Это был директор такого высокого уровня, что её уважали и считались с ней и ученики, и коллеги, и родители, и руководители разных рангов. Дисциплина на уроках биологии у нас была такая, что даже если Ольга Степановна выходила из класса (мало ли дел у директора!), никому в голову не приходило выкинуть что-то этакое», – вспоминает В.В. Кабачков. Жесткая? Да нет, просто есть в этой женщине внутренний стержень, мудрость, умение деятельно сопереживать.

Ведь к каждому школьнику психологически точно она находила подход: с кем-то надо поговорить по-взрослому, а когда видишь, что он нуждается во взрослой поддержке – как с малым дитем. Был в ее практике и такой случай, когда после своей горячности, а потом – осознания неправоты, она собрала линейку, и извинилась перед всеми учениками. «И этим я себя не оскорбила, не унизила», – говорит Ольга Степановна.

«Удельная княгиня»


Конечно, должность директора школы предполагает общение не только с детьми, но и руководителями разных рангов. К тому же Ольга Степановна занималась и общественной работой – не раз избиралась депутатом. Она очень хорошо отзывается о заведующих гороно, с кем пришлось работать – В.Г. Бариловой, Д.А. Петрии, Н.П. Винюхиной. Но при этом Ольга Степановна говорит и о том, что никогда глупых указаний не выполняла. За то и покритиковали ее при областных инспекторах: мол, ведет себя, как удельный князь.


Не выполнять неумные указания – это одно, а вот говорить нелицеприятную правду властьпридержащим – совсем другое. Строили спортзал, денег не хватало, и стройка практически остановилась. Комсомольцы, озабоченные этим, пригласили на собрание Ольгу Степановну. А тут – руководитель из горкома пришел многодетным техничкам грамоты вручать. Ольга Степановна и затащила его на собрание – вот, мол, спросите у него. Когда вернулись в директорскую, думала, чиновника паралич хватит: он оскорбился, что директор школы его унизила, поставив перед учениками. А она ему: «Ты спасибо скажи, ты как работник горкома, коммунист, обязан отчитываться перед молодежью, неважно, что это ученики!» Он в ответ – ты такая-сякая. А она четко проговорила, что уважает не за кресло, а за деловые качества. Этот товарищ потом и на бюро, и при каждом удобном случае кричал: «Толмачеву ничем не награждать, не поощрять!» Люди смеялись, Ольга Степановна – тоже.

О везении и не только


Ольга Степановна в разговоре со мной очень тепло отзывалась о заводчанах, которые были шефами школы, рассказывала о взаимовыгодном сотрудничестве – заводчане помогали не только материально, но и трудных опекали, к себе на рабочее место тянули, показать, как надо работать; учителя ходили на раскомандировки лекции читать и т.д. Но это уже – из прошлой эпохи. Той, в которой Ольга Степановна выросла, достигла профессиональных высот и от которой не может отказаться и сегодня, потому что это была жизнь, которую она делала сама, веря в идею, не изменяя ей. А это – уверенность, что жизнь прожита правильно, не напрасно, это — неиссякаемый оптимизм уверенной в своей правоте женщины. И еще вера в то, что ей всегда везло: и с преподавателями в вузе, и с коллегами, и с шефами, и с учениками.

Даже в том, что в одно время в четырех школах города из пяти директорами работали ее выпускники: Л.С. Майорова, В.В. Кабачков, Н.И. Серебренникова, С.З. Коровкин. А В.В. Кабачков сказал так: «Я благодарен Ольге Степановне, что у нас было прекрасное детство, что нам повезло со школой, учителями, одноклассниками».

Вот уж точно, яблочко от яблони недалеко катится, ведь чем добрее, оптимистичнее человек, тем больше себе подобных он видит вокруг.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

273