Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

18.04.2016 12:54 Понедельник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 18.04.2016 г.

Без масок и без грима

Автор: Виктория КУДИНОВА

6 апреля в районном ДК состоялся праздничный концерт, посвященный 25-летию театральной студии «Под маской грима». Зрители – и маленькие, и взрослые – уходили с концерта в восторге. А когда ДК опустел, и актеры наконец-то сняли грим и маски, мы встретились с художественным руководителем РДК
Мариной Александровной Абубакаровой, которая четверть века назад организовала эту студию и с тех пор является ее бессменным руководителем,
и вместе попытались понять: какие они на самом деле – актеры театральной студии «Под маской грима»?

– Марина Александровна, я правильно думаю, что специализация студии «Под маской грима» — это клоунада?


– Вовсе нет. Это для юбилейного концерта мы выбрали клоунаду, а вообще мы занимаемся разными направлениями: постановкой спектаклей, в том числе – музыкальных, организацией театрализованных программ, народных гуляний. Мы подарили своим зрителям музыкальные спектакли «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Сказ про Хана Ордастого и ворону горластую», «Тарелка каши», да много чего за 25 лет подарили! Всего не перечислишь. Сейчас работаем над постановкой «Козленок, который учился считать».


– В общем, на все руки от скуки… Я видела, как искренне смеялись в зале дети, улыбались взрослые, как горели глаза у самих артистов вашей студии. И потому мне сегодня хочется поговорить именно о клоунаде. Говорят, это один из самых сложных жанров…


– Так оно и есть. Клоун должен уметь все: шутить, петь, танцевать, читать стихи, отлично говорить, хорошо двигаться, импровизировать, тонко чувствовать зал. Выступление коллектива «Под маской грима» – это зачастую работа целого ряда педагогов и специалистов. Если нам нужна хореография, мы обращаемся за помощью к И.В. Шестоперовой, если вокал – к хормейстеру С.В. Антипиной.


– Но самое важное, как мне кажется, клоун не должен бояться быть смешным. Не каждый взрослый на это способен, а тут дети, которые не стесняются выходить на сцену и быть смешными перед своими друзьями, одноклассниками…


– Это только кажется, что взрослым быть смешными легче, чем детям. Возраст и груз накопленных проблем дают о себе знать – забывать о них, выходя на сцену, год от года все сложнее. У детей же такого груза либо нет, либо они умеют быстро избавляться от него – относятся ко многому проще. Взрослым стоило бы этому поучиться у детей.


– Мне кажется, что людям, умеющим посмеяться над собой, легче в жизни. Как Вы считаете, ребятам, прошедшим школу студии «Под маской грима», это помогает?


– Хочется надеяться, что да. По-крайней мере, я вижу, как они меняются от занятия к занятию. У нас на самом деле не один коллектив, а три, вернее, даже четыре. Это две разновозрастные группы «Под маской грима», также есть группа-спутник «Арлекин», куда мы берем первоклашек, знакомим их с азами искусства. Именно они, подрастая, пополняют ряды «Под маской грима». А выпускники «Под маской грима» в свою очередь пополняют другой коллектив – «Автограф», куда входят одиннадцатиклассники и взрослые.
Возвращаясь к Вашему вопросу, скажу, что дети в «Арлекин» приходят разные: один слова сказать на сцене не может, другой, наоборот – расхлябанный, взрослых не слушает, болтает без умолку – на театральном языке и то, и то называется зажим. Вот от этих зажимов мы стараемся детей избавить.
На первый взгляд может показаться, что ребята из нашего коллектива обычные: стоя за кулисами, балуются, шутят, толкаются, препираются, меня не слушают. Но стоит мне включить музыку, они тут же собираются и начинают работать, причем с азартом, умея покуражиться. Вот это умение и отличает наших детей.


– Название вашего коллектива интригует зрителя. А раскройте секрет, что же скрывается под маской грима?


– Я бы сказала, маска не скрывает, а напротив – раскрывает. Вот сейчас даю интервью и чувствую себя не в своей тарелке. Мне, конечно, приятно внимание и комплименты, но я больше привыкла отдавать, нежели брать. Так вот, если бы я с самого начала сделала вот так (надевает клоунский парик), мне было бы гораздо проще говорить на эту тему.


– Давно надо было так и сделать (смеемся).


– Продумывая юбилейный концерт, я как режиссер могла построить его так, как мне было удобно. Например, вовсе не выходить на сцену. Но я вдруг подумала, что в конце будут обязательно говорить какие-то добрые слова в наш адрес, мне надо будет выходить на сцену в платье, держать себя в определенных рамках. А я Вам уже говорила, что чувствую себя при этом не совсем в своей тарелке. Надев же клоунский наряд, я могу себе позволить практически все, и это будет уместно. Вот я и решила стать на концерте Клепой.


– Услышала краем уха, как дети, выходя с концерта, восхищались, что Вы выехали на сцену в роликах. Умеете кататься?


– Нет, не умею, но моим детям это близко, и мне захотелось попробовать. В обычной жизни, наверное, не решилась бы, а на сцене, будучи в образе – легко. В свое время я также покаталась по сцене на велосипеде. А однажды с Еленой Николаевной Пестеревой, которая играла в концерте клоуна Ириску, мы эффектно появились на сцене, спустившись на канатах. Страшно было, сердце трепыхалось, но так хотелось! И получилось здорово.


– А какую сверхзадачу Вы ставите перед собой и детьми, создавая номера или представления?


– Создать зрителю хорошее настроение. Если он от души посмеялся, то обязательно станет чуточку добрее. А это важно.


– А клоун должен быть смешным или веселым?


– Он должен быть позитивным. Помните, я говорила про груз за спиной, который, выходя на сцену, надо сбрасывать? Я детям всегда говорю: зритель приходит к вам, чтобы зарядиться положительной энергией, и его не волнуют ваши проблемы. Прежде чем выйти на сцену, вы должны настроиться на позитивную волну. Кстати, я замечала, что, как только дал себе такую установку, вышел с позитивом на сцену, обменялся эмоциями со зрителем, все плохое уходит и не возвращается.


Мне по этому поводу очень нравится одна притча. Был в древности один мудрец, у которого было много учеников. И вот как-то два его ученика поспорили. Один утверждал, что сможет задать мудрецу вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно. Утром первый ученик пошел в поле и, поймав там бабочку, зажал ее в ладони так, чтобы не было видно. Он придумал одолеть учителя хитростью: «спрошу у него – жива ли бабочка, если он скажет – нет, то я разожму ладонь, и она улетит, если же скажет – да, то я раздавлю ее и, когда открою ладонь, он увидит лишь ее безжизненное тельце».


Пришел к своему мудрецу-учителю и в присутствии всех спросил: «Учитель, мертва или жива бабочка в моей ладони?» «Все в твоих руках…» – ответил мудрец. Вот мне тоже кажется, что все в наших руках, и только мы сами решаем: умертвить своими руками все чудесное, что попадается нам на пути, или разжать ладони, снять все зажимы и подарить миру прекрасных бабочек. Мы с детьми больше любим дарить.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

132