Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

28.11.2016 09:33 Понедельник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 28.11.2016 г.

Невозможное стало возможным

Автор: Татьяна КОПЫТОВА

1970-е годы для нашего металлургического завода – время, когда
заводчане в очередной раз смогли невозможное сделать возможным. Наверняка каждый из гурьян, кто работал или работает на заводе, знает историю о том, как в 1970 году Эрнст Яковлевич Классен, работавший тогда главным инженером, и помощник начальника прокатного цеха по оборудованию Яков Семенович Червец поехали в Москву для согласования планов реконструкции прокатного цеха, а в министерстве им очень удивились: «Вы откуда приехали? Из Гурьевска?
Вот планы на следующую пятилетку – такого завода вообще нет!»
Но реконструкция прокатки была сделана, одновременно в 70-80 годы активно велась модернизация других цехов и участков завода.

70-80-е годы – 20 лет истории завода – это 20 листов в тетрадке, которую по настоянию Э.Я. Классена вел Геннадий Николаевич Шипулин, последние 30 лет из 52-х, отданных заводу, отработавший здесь главным экономистом. Есть в этой тетрадке и добавленные страницы, которые написал Э.Я. Классен, уже будучи серьезно больным. Он считал своим долгом сохранить для потомков историю завода – вплоть до мелочей. Сегодня эта тетрадка и сам Геннадий Николаевич Шипулин помогут нам воссоздать события тех лет.


Инициатива коренной и незамедлительной реконструкции прокатного цеха принадлежала директору завода В.Т. Полуэктову и главному инженеру Э.Я. Классену, но одержим идеей был именно Э.Я. Классен, который, еще будучи студентом СМИ, начал разрабатывать проект реконструкции прокатного цеха ГМЗ. Не получив поддержки в министерстве, на заводе решили – будем делать сами, потому что понимали: не сделаем реконструкцию – завода не будет. На реконструкцию за 8 лет было потрачено 8 миллионов рублей – огромные по тем временам деньги, причем это были средства, заработанные коллективом, а не выделенные «добрым дядей». Как говорит Геннадий Николаевич, только тогда, когда стало понятно, что с реконструкцией все получается, министерство стало мало-мальски поддерживать завод. «А так, не мешали – и уже хорошо», – улыбается Геннадий Николаевич, вспоминая те годы.


На первом этапе реконструкции, в 1970 году, вместо копровой разделки установили 1000-тонные ножницы для порезки заготовки и построили здание машинного зала для линии «400» стана «500/400», а в 1971 году эту линию перенесли, что позволило начать механизацию операций на ней. Заменили чистовую клеть и увеличили скорость прокатки. В тетрадке у Геннадия Николаевича все это расписано в деталях: «Для улучшения качества проката на II клети стана «400» установлена вводная роликовая коробка. Для ускорения процесса настройки стана «500» и увеличения производительности труда с передней стороны на II и III клетях установлены подвесные брусья». Конечно, для человека, далекого от металлургии, это малоинтересно, но прокатчики наверняка оценят труд своих предшественников.


В 1972 году во время капитального ремонта приступили к механизации стана «500»: за второй и третьей клетями установили подъемно-качающиеся столы, смонтировали раскатной и транспортный рольганги, построили третий пролет склада готовой продукции. В 1973 году установили пакетирующий и транспортный рольганги, холодильник стана «500» с подводящими и отводящими рольгангами, уборочные карманы, а также отводящий рольганг от летучих ножниц и холодильник линии стана «400».


Все это были подступы к реконструкции головной клети стана, заключающейся в установке обжимной клети стана «700» с новыми нагревательными печами. Первый этап реконструкции закончился в 1974 году подъемом крыши здания, где разместились три прокатных стана. Теперь их можно было обслуживать мостовыми кранами.


Цитата из тетрадки Г.Н. Шипулина: «1972 год. Пересмотрена калибровка круглых и фасонных профилей, позволившая улучшить качество». То есть параллельно с реконструкцией велась постоянная работа над повышением качества продукции – заводу очень нужны были деньги, чтобы закончить реконструкцию.


Второй ее этап начался в 1975 году со строительством нового здания нагревательных печей и здания станового пролета над линией стана «500». В 1976 году во время капитального ремонта старое здание демонтировали, а в новом установили мостовой кран грузоподъемностью 20,5 тонны для обслуживания линии «500» и новой обжимной клети «700». Следом пришла очередь реконструкции печного хозяйства цеха, в результате которой появилась возможность нагревать слиток мартеновской стали массой 600 кг вместо прежних 240 кг. В 1978 году были завершены работы на клети «700», появилась возможность катать заготовки массой 600 кг, что значительно увеличивало производительность труда. Производство проката в результате реконструкции возросло на 100 тысяч тонн в год.


Э.Я. Классен в тетрадке это событие обозначил просто: «Пуск ст. 700 (окончание реконстр. цеха)».


Но за этой короткой записью стоят инженерный талант руководителей и специалистов завода, титанические усилия всего коллектива и, на мой взгляд, определенный риск. Но это мое предположение Геннадий Николаевич с ходу отметает: «Завод тогда на ногах стоял крепко, и Классен был очень умный, все было просчитано. Ведь всю реконструкцию делали без остановки цеха, а то, что нельзя было сделать без остановки производства, делали во время ежегодных ремонтов. А это значит, что цех давал продукцию, и деньги от ее реализации шли в том числе и на реконструкцию, а спрос на продукцию прокатного цеха, который мог быстро перестраиваться с одного профиля на другой, катал редкие профили, всегда был большой. Во-вторых, реализация продукции 

прокатного цеха всегда приносила хорошую прибыль, потому что себестоимость ее производства у нас была ниже, чем на других металлургических заводах. Достигалось это за счет того, что прокатка практически полностью работала на слитке, который выплавлялся в нашем мартеновском цехе, то есть слиток попадал напрямую из цеха в цех, не было никаких «накруток», транспортных и других расходов. И, наконец, приносили прибыль, которая шла на реконструкцию прокатки, и другие цехи, например, литейный в то время производил чугунного ширпотреба (печное литье, сковороды и т.д.) четверть от российского объема.

То есть, с одной стороны, деньги были, с другой – их постоянно не хватало, потому что масштабы реконструкции были огромные. Мы ни у кого не брали денег со стороны, не сажали рабочих «на голодный паек» – расходовали на реконструкцию из прибыли ту оптимальную сумму, которую можно было потратить без ущерба для производства и коллектива. Но любой шаг, любое действие – я уже не говорю о масштабных, кардинальных, вроде последующего строительства шаропрокатного цеха – всегда просчитывались с точки зрения выгоды. И делалось только то, что было выгодно».


А я листаю страницы тетрадки, где записаны дела с 1970 по 1978 годы, и вижу очень много моментов, которые с точки зрения сегодняшнего времени не приносят прибыли: 1973 год – столовая на 200 мест, 1974 год – спортпавильон (сегодняшний спорткомплекс «Металлург» – Ред.), а потом идут ДК, детсад, летний корпус в Милково и т.д. – каждый год что-то из «соцкультбыта» строилось, ремонтировалось, совершенствовалось. Эти объекты не приносили прибыль напрямую, но для руководства завода они были важны. Конечно, и времена были другие, у всех предприятий была «социалка», но на заводе всегда было понимание, что хорошо накормленный и отдохнувший работник, у которого организован досуг и пристроены дети, будет лучше работать.


За семидесятыми пришли восьмидесятые, столь же насыщенные делами и неординарными решениями. С 1976 года металлурги приступили к комплексной реконструкции литейного цеха, предусматривающей поэтапное строительство пролетов здания (к тому времени литейный цех располагался в здании постройки 1840 года), внедрение средств механизации и автоматизации в условиях – опять, как и в прокатном цехе – действующего производства. Все работы осуществлялись во время остановки на ремонты, по проектам заводских конструкторов и проектировщиков и, как и в случае с прокатным цехом, – хозспособом, то есть за счет собственных средств. Порядка десяти лет шла реконструкция, и в 1985 году цех выпустил чугунного ширпотреба на сумму 5,8 миллиона рублей, что составило 62,5 копейки на 1 рубль заработной платы. Этот показатель себестоимости напрямую связан с прибылью, а результат говорит о том, что реконструкция литейного цеха сделала продукцию еще более прибыльной.


В цехе метизных изделий с 1980 года взамен морально и физически устаревшего оборудования установили новое: волочильные станы с устройством непрерывного съема проволоки, многопозиционные автоматы для производства болтов, гвоздильные автоматы.


Одновременно с реконструкцией основных цехов проводили техническое перевооружение вспомогательных служб и цехов. Снова обратимся к тетрадке Г.Н. Шипулина: «1977 год. Введен в эксплуатацию механизированный склад огнеупоров на 3000 тонн. 1984 год. Внедрена новая технология ремонта двигателей постоянного тока».


И снова дополнения к производственным делам, сделанные рукой Классена: построены свинарники на подсобном – 1981-1984 годы, овощехранилище – 1980 год, зерносклад – 1983 год, пять 12-квартирных домов площадью 1079 кв. м, одноквартирные дома – 314 кв. м, общежитие (ул. Ленина, 31 – Ред.) – 1985 год.
Вот так напряженно, но с большой отдачей жил завод в те годы. И если в годы войны люди жили под лозунгом «Всё для фронта, все для победы», то для этих лет его можно сформулировать так: «Все для реконструкции, всё для завода, всё для победы!» Этой мыслью, как говорит Геннадий Николаевич, жил весь завод.

Э.Я. Классен на раскомандировках, рапортах рассказывал о задачах, сделанном, трудностях, он был открыт для всего коллектива, и коллектив завода в едином порыве поддерживал его. Как показало время, все было сделано правильно. Не была бы произведена реконструкция прокатного цеха в семидесятые, не продолжилась бы модернизация цехов в восьмидесятые – возможно, завода давно бы уже не было. В те годы заводчане еще раз смогли доказать, что невозможное – возможно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

297