Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

03.10.2016 14:14 Понедельник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 30.09.2016 г.

По закону жизни

Автор: Светлана Зубкова

Чтобы жить, нужно постоянно двигаться вперед, совершенствоваться. Это закон. Для предприятия это значит развивать производство, тщательно изучать потребности рынка и соотносить с собственными возможностями по освоению и выпуску нужной людям продукции. И если условия для этого не совсем благоприятны, сделать всё, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
Так всегда было и на ГМЗ: во все времена судьба завода зависела от опыта, мастерства, таланта тех, кто здесь работал. Сегодня мы продолжим рассказ о том, как на ГМЗ проводили реконструкцию, запускали новые производства в 40-60-х годах прошлого века.

Когда отгремела война


По окончании Великой Отечественной войны перед гурьевскими металлургами встали новые задачи. Правительство отменило военные заказы и перепрофилировало ГМЗ на выпуск мирной продукции. Заводчанам предстояло обеспечить металлопродукцией не только Кузбасс, но и многие другие регионы Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. На заводе выпускали сталь, сортовое и кровельное железо, всевозможный прокат (уголок, балка, швеллер и пр.), металлургическое оборудование, запчасти к сельхозмашинам, гвозди, телеграфные крючья, заклепки, оцинкованную посуду, кровати и т.п. Страна залечивала раны после страшнейшей в истории человечества войны, и продукции широкого потребления не было цены. Но для экономики предприятия переход на выпуск так называемого ширпотреба был болезненным. Дело в том, что эта продукция (в отличие от военной) даже при перевыполнении плана не позволяет получить большую прибыль, возможен и убыток. Судьба ж убыточных предприятий во все времена одинакова – ликвидация. Этого, конечно, металлурги допустить не могли и взялись за дело.


На предприятии четко понимали, что без коренной перестройки производства говорить о выводе завода на рентабельную работу речи идти не могло. Уже в августе 1945 года на ГМЗ состоялась научно-практическая конференция, на ней обсуждались вопросы механизации и рационализации труда. До конца 1945 года было внедрено 70 рационализаторских предложений. И это было только начало. Далее в течение четвертой и пятой пятилеток (1946-1950 и 1951-1956 годы) на ГМЗ постоянно проводились смотры технологии. В них удалось вовлечь не только инженерно-технических работников, но и рабочих. Модернизация давалась огромным трудом, практически все делалось своими силами, поскольку у государства на первом месте было восстановление разрушенных войной предприятий. Помощи ждать не стали.


Так, в декабре 1945 года в мартеновском цехе пустили завалочную машину с парком вагонеток и мульд, изготовленную по чертежам И.М. Басалаева. Под руководством главного механика завода В.А. Хмелевского при непосредственном участии механика мартеновского цеха В.И. Копейкина на шихтовом дворе изготовили электровоз узкой колеи, а на складе шихты – электрокран широкой колеи. Первый электровоз собрали из некомплектного мотовоза, стоявшего без двигателя, и других деталей. Электрокран изготовили на основе эскалатора, найденного в некомплектном эвакооборудовании. Таким образом, в мартене покончили с ручным трудом на погрузке, доставке и завалке металлошихты в печь.


Заместитель начальника прокатного цеха А.И. Бойцов и механик цеха А.В. Полудницын смонтировали электровоз-кран для транспортировки металла со клада к нагревательным печам. Тем самым высвободили несколько лошадей с коногонами и сократили время простоев цеха.


Заводские специалисты изготовили для метизного цеха токарно-винторезный станок типа ТН-20, ковочный станок «Риддер», новую центробежную мельницу для огнеупорного цеха и множество других механизмов и агрегатов. В 1947 году построили депо, приобрели паропутевой кран, оборудовали грейфером, что значительно облегчило процесс погрузки-выгрузки. Уже в 1948 году завод дал первую за послевоенные годы прибыль.


С 1951 по 1956 год производство стали увеличилось (в сравнении с довоенным 1940 годом) в 2,7 раза, метизов – в 3,8 раза, чугунного литья – в 2,4 раза. Безусловно, это хороший результат. Достичь его помогла реконструкция мартеновского и сортопрокатного производства, проведенная в начале 50-х. Так, емкость мартеновских печей увеличили в 1,5 раза, установили 15-тонный электромостовой кран. В прокатном цехе провели комплексную модернизацию стана «500», также установили электромостовой кран в пролете станов, провели модернизацию нагревательной печи. Механизация охватила все цехи: и чугунолитейный, и метизный, и котельный.


В рамках одной статьи невозможно описать все, что было сделано рабочими руками заводчан (более подробно об этом рассказано в книгах М.Е. Сорокина «Гурьевск» и «190 лет стального мастерства», автор А.А. Воробей).


В середине 50-х казалось, что угроза закрытия или остановки предприятия миновала, завод стабильно работает, развивается. Но не тут-то было.

Испытание на прочность


Еще в 1948 году Министерство черной металлургии приняло решение о строительстве в Гурьевске нового цеха по выпуску ширпотреба. Однако проектировщики не нашли места на промплощадке ГМЗ, и цех построили на КМК. Он начал выпуск эмалированной посуды, которая оказалась красивее, удобнее, а главное – дешевле гурьевской. Посуда же, произведенная на ГМЗ, оказалась невостребованной, её производство полностью прекратилось к середине 1957 года. Цехи и участки, выпускающие ширпотреб, построенные металлургами собственными силами, остановились. ГМЗ вновь стал убыточным и в очередной раз оказался перед угрозой ликвидации.


Однако директору завода М. И. Серову и главному инженеру А.С. Крупко удалось убедить Министерство черной металлургии начать разработку проекта реконструкции предприятия, в частности, мартеновского и прокатного производства. Проект был разработан Сибирским филиалом Гипромеза, но не был утвержден Минчерметом как экономически невыгодный. Однако в заводском коллективе не опустили рук и продолжили реконструкцию.


В 1957 году сдали в эксплуатацию электроподстанцию и установили в цехах новейшее по тем временам электрооборудование. В литейном начали отливку кухонных плит и сковородок в металлические формы – кокили, что позволило нарастить выпуск этой продукции, улучшить её качество и сократить расход материалов. Также наладили производство болтов и гаек, стальной плетеной сетки. В 1958 году в метизном цехе установили первую машину для выпуска шара диаметром 40 мм, в 1960-м – вторую. В цехах трудились 11 комплексных бригад, занимающихся рационализаторской и изобретательской деятельностью. С начала 1960-х годов завод стал работать рентабельно, в 1965 году здесь получили прибыль. Одновременно с реконструкцией на предприятии занимались подготовкой технических специалистов, формировали кадровый резерв. В него вошли молодые инженеры Э.Я. Классен, В.Г. Северьянов, П.М. Важенин, Г.Р. Буймов, техники А.И. Кандышев, Л.М. Колмыков и др. Многим из них предстояло возглавить производство и продолжить реконструкцию в 1970-80 годах. Но это уже будет другая история.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

180