Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

10.10.2016 08:51 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 10.10.2016 г.

В лучах солнечной профессии

Автор: Елена Беседина

Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «100 лучших учителей Кузбасса» – что скрывается за этими званиями и достижениями? Целая жизнь, огромный мир школы, новые открытия и желание работать, работать, работать…
Это все об учителе, который уже 43 года учит детей русскому языку и литературе, которого, без преувеличения, знает весь город и, пожалуй, весь Кузбасс. Это учитель школы №15, а в недавнем прошлом и школы №5, Валентина Яковлевна Гречишкина. Накануне Дня учителя она говорила не о призвании и заслугах, а о несбывшихся и сбывшихся мечтах, своих учителях и учениках, о любви и доверии и даже поспорила с Сенекой.

Важный выбор важного человека


Оказывается, Валентина Яковлевна вовсе не собиралась быть учителем. В выпускном классе под чутким руководством директора школы №10 и учителя биологии Ольги Степановны Толмачевой она самозабвенно готовилась в мединститут. Но так случилось, что буквально накануне экзаменов попала в больницу с аппендицитом и раз и навсегда поняла, что никогда никого не сможет разрезать или уколоть. С мечтой стать врачом она рассталась в ту же минуту, и, получив аттестат, за компанию с одноклассницами поехала в педагогический институт в Новокузнецк. На первом курсе она уж точно не задумывалась о призвании, ей было просто интересно учиться, но буквально через год-другой поняла, что, по сути, учителем была всю жизнь.


В их семье у одних из первых на улице появился телевизор, и школьница Валентина собирала всю малышню и рассказывала ей обо всем, что увидела на экране. Да и в школе, как говорит сама Валентина Яковлевна, она всегда была важным человеком. Ольга Степановна ее до сих пор называет «мой секретарь». С 7 класса Валентина Вершинина (в девичестве) возглавляла школьную комсомольскую организацию, проводила всевозможные конкурсы, собрания, субботники. А еще она очень много читала. Из городской детской библиотеки, от которой она, к слову сказать, жила за тридевять земель, всегда, как правило, уходила последней. Поэтому в «педе» она определилась быстро – конечно, факультет русского языка и литературы. С первых дней она записалась на семинары по истории искусств, живописи, в баскетбольную секцию, взяла абонемент на концерты симфонической музыки, ушла с головой в книги и… жалела только об одном: почему в сутках всего лишь какие-то жалкие 24 часа.

Ночи напролет студентка проводила в «учебках» общежития с книжкой в руках. Она, кстати, и сегодня может работать ночами, не думая об отдыхе.

На втором курсе она поняла, насколько ей дорого то, чем она занимается. К тому времени она вошла в научную группу кандидата наук Леонида Николаевича Санжарова, у которого была своя языковая лаборатория. Валентина Яковлевна не на шутку увлеклась изучением русского языка, начала работать над составлением учебника для 6 класса для работы в условиях лаборатории. К сожалению, после отъезда Л.Н. Санжарова (это произошло, когда Валентина Яковлевна училась на 4 курсе) лаборатория, лучшая в Сибири, перестала существовать. Вместе с ней умерла мечта начинающего лингвиста посвятить себя науке. Но любовь к языку в ней осталась на всю жизнь. Она и сегодня признается, что русский язык ей гораздо ближе и интереснее, чем литература: «Литературу я люблю, но она не на 100 процентов у меня в крови».

В поисках себя


Первые шаги в профессии ей помогла сделать все та же ее любимая Ольга Степановна Толмачева. Она приходила к ней на уроки и… как все ученики в классе поднимала руку, читала наизусть стихи. А однажды на урок по поэзии Есенина Валера Аблов принес гитару. Увидев Ольгу Степановну, испугался и спрятал за спину. Но та только подбодрила: «Ну что ж, споем все вместе!»
Огромное влияние на школьницу Валентину Вершинину в свое время оказала учитель литературы Валентина Семеновна Кузнецова – живая, эмоциональная, восторженная. Начав преподавать, Валентина Яковлевна стала невольно ей подражать. Однажды Ольга Степановна после очередного урока литературы сказала молодому педагогу: «Больше не приду к тебе на урок. Зачем? Ты и так вылитая Валентина Семеновна!» Большей похвалы Валентина Яковлевна и ждать не могла. Позже ей будет приятно знать, что ей подражают ее выпускницы, ставшие педагогами, Ольга Бедарева, Ольга Колтышева, Наталья Кашина и другие.


А тогда, в начале пути, Ольга Степановна, известная своей строгостью и требовательностью, дала молодому педагогу ту свободу, которая позволила ей найти себя в профессии учителя, почувствовать уверенность в своих силах и желание свернуть горы.

Несколько раз у Валентины Яковлевны была возможность уйти из школы на административную работу, но каждый раз она отказывалась от должностей, решив раз и навсегда: «Без школы и детей я не смогу».

Постулат номер один


Вся учительская, да и, пожалуй, жизненная философия Валентины Яковлевны уложилась в три главных принципа. Первый принцип она как несостоявшийся врач взяла из медицины: не навреди. Примером рассудительности и человеколюбия для нее прежде всего стал ее отец Яков Дмитриевич. Он был Почетный металлург, убежденный коммунист и настоящий человек – добрый, честный, веселый. Валентина Яковлевна любила его просто безумно, и слова отца стали для нее заповедью: «Нельзя насильно заставлять человека что-то делать, пусть он сам поймет, что ему это необходимо». Другие уроки познания природы человеческой души она получила на лекциях одного из своих любимых преподавателей – Алексея Федоровича Абрамовича. Он, практически лишенный зрения, читал студентам советскую литературу и обладал просто энциклопедическими знаниями. По тем временам этот человек говорил довольно смелые вещи, и те откровения, которые услышала от него Валентина Яковлевна, были очень созвучны ее внутреннему миру. Она еще смолоду поняла, что в ее работе нельзя идти напролом, нельзя наскоком принимать решения, если в центре их человек, а тем более маленький человек, ребенок. Она всегда советовалась с родителями, с коллегами, всегда в воспитании искала тот путь, который ведет к взаимопониманию учителя и ученика. Наверно, поэтому у нее очень крепкая связь практически со всеми своими выпускниками и их родителями. Она даже помнит имена-отчества родителей самых первых своих учеников.

Дорожить доверием


Второму принципу воспитания – «не отрекаются любя» – Валентина Яковлевна научилась у Ольги Степановны Толмачевой. У той было замечательное качество – она, по словам В.Я. Гречишкиной, любила всю шпану: хулиганов, двоечников, беспризорников. Они ходили за ней гужом. Она так умела их организовать, что те становились первыми в труде, спорте, других общественных делах. Она всегда говорила: нельзя отталкивать таких детей, и напоминать им об их провинностях тоже нельзя. И Валентина Яковлевна для себя раз и навсегда решила – не предам. Никого и никогда.


Она не лукавит. Дети бывают разные, порой очень сложные. Но зачастую это ребятишки, обделенные вниманием, которых, скорее всего, никто не покормил завтраком, не ждет вечером дома, не заботится о том, что он надел и обул. А потому учителя в этой школе частенько приносят в школу одежду, ставшую малой в их семьях, Валентина Яковлевна даже разрешает в собственном кошельке взять мелочь на булочки, и всегда уверена, что ни копейки лишней не пропадет. Эти теплые семейные отношения в школе установила еще бывший директор школы Лариса Степановна Майорова. И с той поры Валентина Яковлевна очень дорожит столь короткой дистанцией между учителем и учеником: «Это дорогого стоит, когда ученик тебе что-нибудь нашептывает на ухо, и не дай Бог тебе рассказать кому-нибудь его секрет».


Всегда навстречу новому


О своем третьем жизненном принципе Валентина Яковлевна говорит так: «Если есть что-то новое, чего я не знаю, я ночей спать не буду, но научусь». Так она, «измучив» свою семью, освоила компьютер. В свое время она (это было лет 20 назад), став членом жюри городской конференции «Живи, Кузнецкая земля» и, посмотрев на работу других педагогов, подумала: «Я ведь тоже так могу!»

Создала в стенах школы научное общество «Юный исследователь», выпускники помогли отремонтировать кабинет, а сама она с каждой зарплаты приобретала портреты сибирских писателей и поэтов, написанные по ее заказу Петром Фадеевичем Бордокиным. Сегодня это — образцовый и любимый всеми учениками школы кабинет литературы. Но для нее это не просто портреты, это люди, с большинством из которых она была знакома лично. В их числе Геннадий Юров, Сергей Донбай, Борис Бурмистров, Валентин Махалов, Игорь Киселев, Виктор Баянов, Александр Катков. Она сама начала писать стихи и безумно полюбила поэзию, когда впервые еще в школе услышала со сцены В. Махалова и И. Киселева.


Свою безграничную любовь к языку Валентина Яковлевна реализовала в исследовательской работе с учениками. На полках стеллажей в ее кабинете рефераты и исследовательские работы на самые разные мудреные темы: этимология имен героев произведений, этимология прозвищ, происхождение названий музыкальных инструментов или, например, наименований денег и т.д.

Это просто кладезь знаний, сокровищница лингвистических исследований, редких наблюдений и находок. В 9 и 10 классах ученица Валентины Яковлевны Луиза Черенева создала словарь тропов и фигур речи. Это, по словам педагога, просто уникальная работа, очень трудоемкая и интересная.

Миссия – хранить память


Другой вехой в творческой работе В.Я. Гречишкиной стал музей истории школы. Все началось с нескольких старых снимков, найденных ею в архивах. Лариса Степановна Майорова тогда, как говорится, благословила: кто, если не ты? И Валентина Яковлевна, вместе с учениками разыскивая все новые факты из истории школы, фотографии учителей, выпускников, факты их биографии, всерьез увлеклась этой работой. Она вспоминает юбилей школы в 2011 году, когда на праздник приехали выпускники самых разных лет из самых далеких уголков страны. Она стала свидетелем того, как в музее некоторые из них, окончившие школу более 50 лет назад, буквально стояли на коленях перед фотографиями первых учителей школы и, сложив руки на груди, шептали им слова благодарности и признательности. Это стало для Валентины Яковлевны моментом истины, высочайшей оценкой ее работы. Она поняла, насколько людям дорога память об их педагогах. Сегодня вокруг музея из числа учеников организовалось общество краеведов, дети сами занимаются поисковой работой и проводят краеведческие уроки.

Наказание или награда?


«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится», – плакат с этими словами из Библии висит над доской в кабинете Валентины Яковлевны. Не про учение-свет, не про язык, не про литературу, наконец…. Про любовь… Совершенно очевидно, что каждый урок, каждый ученик, каждая новая идея требуют бесконечно много сил и здоровья, и, кто знает, насколько хватило бы этого источника энергии, если бы не безграничная любовь к людям и своему делу. Мне вспомнились слова, которые приписывают древнеримскому философу Сенеке: «Если боги хотят наказать человека, они делают его педагогом». Валентина Яковлевна в ответ на это высказывание лишь рассмеялась. «Нет более солнечной профессии, чем профессия учителя, – заверила меня она. – Ведь столько солнышек ежедневно смотрят на тебя и дарят свое тепло».


Правда, она не стала скрывать, что в свое время очень настойчиво отговаривала дочь Светлану от поступления в педагогический вуз, стараясь уберечь ее от бесконечных проверок тетрадей, от школы, которая поглощает человека целиком, без остатка забирая его у семьи, родных и близких. Однако после долгих споров Валентина Яковлевна сдалась. Сегодня Светлана Викторовна Кудряшова преподает в начальных классах школы №5. Безумно любит своих учеников, и вместе с ней любит их вся семья Гречишкиных, зная всех по именам и беспокоясь, как они учатся, где отдыхают, чем увлекаются. В этом году Валентина Яковлевна в школе №5 выпустила класс, который в начальном звене учился у Светланы Викторовны.


«Я очень счастливый человек», – говорит Валентина Яковлевна, и я ни секундочки не сомневаюсь в ее словах, ведь она так искренне радуется своей дружной семье, друзьям, коллегам, успехам внука, любимой даче в 30 соток, цветам и помидорам, выращивание которых доставляет ей особое удовольствие и уже давно стало объектом для шуток ее коллег. Счастье у нее не от безоблачной жизни. В свое время она очень тяжело пережила смерть отца, в 2006-2007 годах буквально за несколько месяцев их семья потеряла сразу трех близких людей, а совсем недавно она потеряла маму. Но источник энергии, слава Богу, не иссякает и продолжает бить ключом. Валентина Яковлевна сегодня не допускает и мысли об отдыхе. Школа для нее – родной дом, без преувеличения, поэтому ее слова просты и понятны: «Я всегда буду жить здесь».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

376