Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

11.08.2015 14:34 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 07.08.2015 г.

У горняка – «космическая» миссия

Автор: Елена Беседина

Алексей Борисович Кожухов пришел работать на разрез «Шестаки» буквально сразу после того, как «Стройсервис» взял разрез под свое крыло. Это было 15 лет назад. Тогда молодой горняк поверил в возрождение предприятия и стал членом команды, которая трудилась и продолжает трудиться над тем, чтобы прославить разрез достижениями.
Последние 9 лет Алексей Борисович руководит производственным звеном, которое можно назвать сердцем разреза — это участок открытых горных работ. Чтобы не задавать ему банальных вопросов о том, насколько сложна и ответственна его работа, я решила своими глазами увидеть, как начинается утренняя рабочая смена этого участка, а чтобы ничего не пропустить, приехала
на разрез в 7 часов утра. Признаться, к началу рабочего дня начальника я уже опоздала…

Горячая точка


Алексей Борисович кивнул мне головой на стул и продолжил разговор по телефону. Я рассчитывала на ожидание в несколько минут и приготовилась спрашивать о первоочередных задачах начальника горного участка. Однако пока для меня Кожухов не мог найти даже минутки. И мое ожидание затянулось… Но скучно не было.


Я рассмотрела на стене «План горных работ на август 2015 года», похожий на контурную карту из учебника географии, всю испещренную линиями и цифрами, и так как в ней ничего не поняла, решила прислушаться и присмотреться к тому, что говорит и делает Алексей Борисович. Между тем, он звонил сам, потом звонили ему, сначала он говорил с Егорычем, потом с Викторовичем, решали вопрос о том, что «тридцать четвертый» нужно перегонять в сторону «тридцать пятого», «раскидывать» машины, временно вышедшую из строя «семерку» заменить на «десятку», иначе дорога «повиснет». С входившими в кабинет коллегами между телефонными звонками он обсудил поставку запчастей, прохождение техосмотров, между делом подписал пару заявлений на отпуск, а еще одному человеку пообещал отпуск в начале сентября, проникнувшись тем, что тому надо будет отправлять ребенка в школу. Напомнил начальнику смены, чтобы еще раз проинструктировал стажера, потом что-то записал в блокноте и, наконец, обернулся ко мне… «Трудный день?» – осторожно спросила я.

«Обычный рабочий день, причем вполне спокойный», – заверил меня Кожухов и опять «пропал» минут на пятнадцать: подписывал документы, отчитывался по «селектору» и даже кому-то грозился «пощипать» премию и «дать щелкушку».


Кстати сказать, я была удивлена тем, что за все это время, а прошло уже не менее часа, мужской производственный разговор ни разу не был подкреплен крепким словцом. Возможно, свою роль сыграло мое присутствие, но все было абсолютно в рамках литературного… Самое «страшное», что я услышала в кабинете Кожухова, это «иди в баню». А между тем рабочий процесс кипел. Когда у меня, наконец, появилась возможность обратиться к Алексею Борисовичу, я его спросила: «На адреналине работаете?», имея в виду большой объем работы, стремительность в принятии решений, ответственность. «Если на адреналине работать, надолго не хватит, – спокойно пояснил он. – Здесь нельзя психовать. У каждого, конечно, свой метод работы, но я стараюсь работать без нервов, потому что если начинаешь нервничать, ситуация передается людям, они начинают суетиться, торопиться, принимать необдуманные решения». А потом заключил: «Если каждый день искать причину для психоза, она обязательно найдется». Мне потом его начальник, заместитель генерального директора по производству А.Ю. Исаев скажет, что у Кожухова есть бесценное качество – умение слушать, а в ответственный момент для выполнения задачи сосредоточиться и не накручивать коллектив. А еще он сказал, что с таким человеком не только уголь добывать, но и в разведку идти не страшно.

Истоки


Парадоксально, но метод работы Кожухова формировался в самые «нервные» для угольной отрасли времена – в начале 90-х. Он в 1991 году закончил горный факультет КузПИ, год работал по распределению на одном из разрезов г. Мыски, а потом 8 лет отдал СГОКу, это тоже было время испытаний, потому что люди тогда зачастую работали там за муку, сигареты и подсолнечное масло. Но как бы там ни было, Алексей Борисович дорос до начальника участка и между делом закончил еще и экономический факультет Кузбасского политехнического.
На вопрос, почему именно горное дело он выбрал делом жизни, Алексей Борисович не лукавит: вслед за отцом и старшим братом. Его отец Борис Алексеевич всю жизнь отработал на Салаирском ГОКе, руководил свинцово-цинковой фабрикой, кавалер знака «Шахтерская слава», удостоен ордена «Знак Почета». Алексей просто вырос с этим чувством уважения и даже почтения к горняцкому труду. После школы он подал документы в Кемеровский университет на исторический факультет, но… все же стал студентом горного факультета КузПИ. Окончательное решение принял в последний момент. В Салаир вернулся дипломированным горняком, искренне веря в то, что, как гласит народная мудрость, где родился, там и пригодился.

Вместе со «Стройсервисом»


Рабочий день начальника горного участка Кожухова начинается в 6.30 и заканчивается примерно в 18.30. Я увидела только первые полтора-два часа его работы, причем в кабинете. Впереди еще был выезд в забой и решение еще многих и многих вопросов. Алексей Борисович цитирует мне своего начальника, заместителя генерального директора по производству А.Ю. Исаева: «Мы не на конфетной фабрике работаем, наша цель – добыть уголь». А это значит, поясняет Кожухов, он как начальник участка должен обеспечить условия работы экскаваторщику, иначе разрез ничего не добудет, без бульдозеристов забой будет не готов к отгрузке, без грейдеристов невозможно будет содержать дороги, без автомобилистов нельзя будет ничего вывезти, а еще его забота – содержание дорог, состояние водоотлива, буровзрывные работы и т.д. Совершенно очевидно, что разрез – это единый сложный комплекс, фундаментом которого является именно горный участок, а Алексей Борисович Кожухов – его часть и даже больше – его душа, которая днем и ночью болеет за дело.


«Каждый человек, с одной стороны, может назвать себя счастливым, довольным работой, окружением, а может при том же положении вещей сказать, что он очень несчастный, замучен работой, загнан начальниками… А истина, как правило, где-то посередине. У меня, главное, есть чувство удовлетворения от того, что я делаю», – заключает мой собеседник и, отвлекаясь от философских рассуждений о счастье, говорит о вещах конкретных. «Выхожу я на смотровую площадку и вижу те изменения, которые произошли за 15 лет. Когда я пришел сюда, протяженность разреза была 700 метров, сейчас она более 2,5 км. А в ширину как раздвинули! В глубину ушли метров на 70. И это сделали мы – наши люди, под нашим руководством!»


Вспомнил он и сводки 15-летней давности. Тогда за сутки добывали 200 тонн угля и вывозили 12 тысяч кубометров вскрыши. Сегодня разрез за сутки получает 2500-2800 тысяч тонн угля и вывозит 40 тысяч кубометров горной массы. В 2000 году добыча угля на разрезе составляла 433 тысячи тонн, сейчас разрез добывает более миллиона тонн угля ежегодно уже в течение нескольких лет.


Кожухов вспоминает, как под руководством «Стройсервиса» складывался коллектив. Если до прихода компании на разрезе работало 300 человек, то за первые 6-7 лет количество работающих увеличилось до тысячи. Сегодня только в подчинении у Кожухова 108 человек. А сколько хороших специалистов и руководителей выросло здесь: например, главный технолог разреза, главный технолог «Стройсервиса», заместитель гендиректора по БВР, много других, для кого горный участок стал школой.


За эти годы восьми горнякам было присвоено звание Заслуженного шахтера РФ, машинист экскаватора удостоен звания Герой Кузбасс. И в этих наградах, достижениях и рекордах разреза есть немалая заслуга Кожухова. Без преувеличения можно сказать, что его вклад есть в каждой отгружаемой тонне угля и в каждом кубометре горной массы.


Обновление горной техники открыло новые перспективы в развитии разреза. За 15 лет «Стройсервис» по программе технического перевооружения разреза вложил инвестиций более 2 млрд. рублей, только в 2011 году сумма средств, потраченных на приобретение новых агрегатов, большегрузных самосвалов, гидравлических экскаваторов и т.д. составила 1,2 млрд. рублей. На разрез пришла новая, современная, высокопроизводительная техника. Горняки учились управлять новыми машинами, а руководители всех уровней учились руководить в новых условиях. Вырос в своем деле вместе с разрезом и А.Б. Кожухов.

О горняцком счастье


Гордость за общее дело, поясняет Алексей Борисович, в нем из советского детства, тогда мальчишки мечтали стать космонавтами, первооткрывателями, а вовсе не банкирами. «С учетом специфики Кузбасса я и стал тем самым космонавтом, который, правда, не космос осваивает, а наоборот, недра земли покоряет», – смеется он. А еще вспоминает фильм «Доживем до понедельника», известный своей знаменитой фразой «Счастье – это когда тебя понимают». Свое счастье он понимает как нежелание возвращаться в прошлое, чтобы что-то изменить и повернуть свою судьбу в другое русло. «Я эту дорогу выбрал, иду по ней и еще долго буду идти дальше», – говорит Кожухов.


«Значит, призвание?», – пытаюсь я вывести разговор на высокие темы.

«Призвание?» – Алексей Борисович задумывается, а потом признается, что я задала ему сложный вопрос, пожалуй, сродни вопросу о смысле жизни, над которым люди ломают голову тысячелетиями. «Когда человек на своем месте, когда делает свое дело, когда окружающие, близкие поддерживают его и за спиной не слышится злобных шепотков – значит, он выбрал правильный путь, – делает вывод мой собеседник и тут же добавляет, что к нему слово «призвание» вряд ли применимо… «Призвание может быть у поэтов, композиторов, архитекторов, у журналистов, наконец, а у нас РАБОТА», – настаивает он.


Я показываю ему на настенный календарь, который висит над его столом. Карьерный пейзаж, изображенный на календаре, украшает надпись: «Добыча угля – это тоже искусство!» Кожухов только усмехается: «Это софистика!» Я в недоумении: красноречия и поэтики по отношению к своей работе он категорически не признает! Посмеялся он и над тем фактом, что в 19 веке горные инженеры считались людьми большой величины, которые могли заниматься любым строительством, кроме возведения мостов и колоколен.

Казалось бы, исторический факт, однако он его назвал не иначе как лукавством.
Одно только признает горняк: одно месторождение не похоже на другое, каждое из них живет своей жизнью и уникально по-своему. Горное дело, рассказывает Алексей Борисович, наука эмпирическая, в ней нет, как в математике и физике, аксиом и законов, все формулы строятся на коэффициентах, а это значит, что познается все только в работе, опытным путем, опыт в горном деле – главная составляющая успеха, поэтому своими 24 годами горного стажа он особенно дорожит.


Другой постулат, который должен лежать в основе работы горняка – это безопасность. Эту прописную истину нелишне повторять раз за разом. А еще, говорит Кожухов, нельзя обманывать людей, нельзя обещать и не делать, потому что в следующий раз вообще не поверят. Наверно, в первую очередь за это его качество подчиненные называют этого человека Человеком! Например, бригадир экскаваторщиков, Заслуженный шахтер России, Герой Кузбасса А.Д. Елескин сказал так: «Уголь достается тяжело, а потому на вес золота и профессионализм этого человека, и его человеческие качества. Не буду отрицать – руководитель он требовательный, любит дисциплину, но и в помощи никогда не откажет. Я с ним работаю второй десяток лет и уверен, что во многом благодаря ему на горном участке и коллектив держится, и работа складывается».

Свой космос


Не согласился Кожухов с тем, что добыча угля — искусство, зато не жалел синонимов, называя свою работу тяжелой и даже жесткой, опасной и требующей массу времени, сил, умения работать с людьми и находить те самые оптимальные решения, которые сделают вклад каждого из горняков эффективным и не позволят превратить разрез, не в обиду кондитерам, в ту самую «конфетную фабрику».


Порой кажется, что такая сверхзадача по силам только каким-то сверхлюдям – с железной волей и компьютерами вместо головы. Но нет… Именно такой «сверхчеловек» Алексей Кожухов убеждал меня, что, кроме работы, в мире очень много интересных вещей: например, музыка – а он, оказывается, известный меломан! – футбол, лес, книги, да и просто облака, которые он рассматривает, отдыхая с семьей после работы на веранде своего дома. В такие минуты он верит, что человек создан для счастья.


А завтра он опять ровно в 6.30 утра станет центром вселенной под названием «участок открытых горных работ разреза «Шестаки» и будет также ответственно и беззаветно выполнять свою «космическую» миссию, для понимания которой тысячелетия не понадобятся. А.Б. Кожухов знает точно: он на СВОЕМ месте и делает СВОЕ дело!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

199