Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

05.05.2015 10:27 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 30.04.2015 г.

Выжить помогли дружная семья и крепкие руки

Автор: Т.А. Жидкова

Жительница Малой Салаирки Анна Александровна Суханова – человек глубоко верующий. Она признается, что молится за всех своих земляков, чтобы им никогда не узнать, что такое война и тяжкий, изнуряющий труд. Анна Александровна в своем детстве пережила немало тягот и лишений. В годы войны тяжело было всем – и бойцам на фронте, и труженикам в тылу. Многие-многие испытания военного времени легли на хрупкие плечи подростков.
Анна Александровна и сегодня, в свои 87 лет, вспоминая события 70-летней давности, плачет: руки, кажется, до сих пор саднит,
и помнят они ту тяжелую ношу…

В том июне, когда началась война, Нюра, как звали Анну в семье, отдыхала в Гавриловском пионерском лагере. Когда страшная весть дошла до нее, она со всех ног бросилась домой, в Салаир: только бы отца успеть застать дома, вдруг его уже забрали на фронт? Но отцу дали бронь: он работал крепильщиком в шахте, на Салаирском руднике. В 1944 году он стал инвалидом: из-за цинковой пыли силикоз совсем съел легкие. Семья должна была выживать на пособие по инвалидности. К 1945 году в ней росло уже пять девчонок. Нюра была старшей, она родилась в 1928 году, ее сестра Татьяна была на три года младше. Другие девочки родились в 1941, 1943 и 1945 году. Чтобы прокормиться, старшим девочкам приходилось трудиться наравне со взрослыми. Огород был огромным, накапывали по 600 ведер картошки. Выращивали ягоду, овощи. «Папа не давал нам голодать», – вспоминает Анна Александровна. Зимой она с отцом ездила в Кочкуровку менять одежду на муку. Если удавалось выменять полмешка муки, это считалось большой удачей. Мама экономила ее, помаленьку добавляя в картошку. А если стряпала лепешки, то это был праздник, такое расточительство позволяли себе нечасто. Коноплю, из которой делали масло, тоже выращивали сами. Жмых от конопли не выбрасывали. Для детей он был вместо шоколада. Нюра училась в школе №24 и частенько брала жмых в школу, так за ним выстраивалась целая очередь. Такую вкуснятину хотели попробовать многие.


Выручала семью и кормилица-корова. Сено заготавливали сами и возили на себе. «В упряжке вместо коня был папа, а мы – на подстяжке, – рассказывает Анна Александровна. – Бывало, нужно в гору подниматься, а сил нет. Так отец нас подбадривал: «Ну-ка, девчонки! Давайте!» Да какие у нас силы! Зато папа был коренастым». Отец всегда и во всем был опорой для семьи. «Мы и выжили только потому, что рядом был папа», – говорит Анна Александровна.


Распорядок дня в семье был жестким. Мать еще затемно доила корову, а в полпятого будила девчонок. Кружка молока – и в огород или в поле. В 11 часов мать ждала с обедом. А потом успевали домашнее задание в тетрадку накидать – и в школу. Каждое лето, пока шла война, школьники трудились на горскинских и новопестеревских полях. Выращивали картофель, убирали пшеницу. За день каждый навязывал по сто снопов, а Нюра сама ростиком была со снопик. Руки без рукавиц раздирала в кровь. А ноги удавалось сохранить благодаря прорезиненным тапочкам, которые для своих девчонок шил отец.


Поесть на полях давали только раз в день, порой ребятишки оставляли капусту на вечер, а если ничего не оставалось, то спать ложились голодные. Мальчишки на ночь курили самосад в надеже на то, что курево притупит голод. Работали подростки без выходных, по 10-11 часов в день, дома бывали раз в месяц, чтобы помыться в бане.
«Да, тяжело было, – говорит Анна Александровна, – но, слава Богу, что хоть пули не свистели над нами, бомбы не рвались!»


Когда закончилась война, Анна пошла на курсы учителей начальных классов в г. Сталинске (Новокузнецке) и стала работать в Салаирской школе. Потом она преподавала в Раздольном, Горскино и, наконец, в Малосалаирской средней школе. С какой любовью она вспоминает своих коллег-учителей! Несмотря на свой преклонный возраст, она прекрасно помнит их фамилии, имена и отчества. С Марией Васильевной Браковской она созванивается до сих пор. Своих детей Бог Анне Александровне не дал, поэтому всю неистраченную материнскую любовь она отдала своим воспитанникам. Ее педагогический стаж насчитывает более 50 лет.


Сегодня Анна Александровна живет одна, но она не одинока. Ее навещают племянники, сестры, соседи. Пока хватало сил и здоровья, занималась любимым огородом. Трудолюбие, считает она, ей с малых лет привил отец – большой труженик, настоящий глава семейства, благодаря которому его большой семье удалось пережить все тяготы, научиться дорожить каждым прожитым днем и надеяться только на себя и силу своего духа.

Анна Суханова (первая слева) среди подружек. Фото из семейного альбома.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

208