Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

12.05.2015 08:19 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 08.05.2015 г.

Что посеешь

Автор: Виктория КУДИНОВА

Крестьянско-фермерское хозяйство А.А. Мовсесяна в этом году первым в районе начало посевную кампанию, техника выехала на поля еще 25 апреля. На сегодняшний день из запланированных этим хозяйством под посев в Гурьевском районе 9500 га земель уже засеяно около 5000 га, отсеяться здесь планируют
к двадцатым числам мая. О планах на новый сезон наш разговор с руководителем хозяйства Артуром Аветиковичем Мовсесяном.

– Артур Аветикович, погода пока радует и, судя по цифрам, большую часть из запланированного вы уже посеяли. Что это за культуры?


– В основном будем сеять яровую пшеницу. Она занимает в этом году почти половину наших посевных площадей в Гурьевском районе – 4000 га. Ячменя – 2200 га, рапса — почти 1400 га, озимой пшеницы – 400 га, она перезимовала неплохо, надеемся на хороший урожай. Сои будет 1250 га, овса – 200 с небольшим гектаров, гороха – около 100 га.


– Знаю, что в вашем хозяйстве любят экспериментировать с разными культурами. В свое время вы первые в районе занялись рапсом и соей, в прошлом году пробовали сеять кукурузу и семечку. Что в этом году?


– От мысли сеять кукурузу не отказываемся, но пока из-за санкций не можем приобрести семена короткого цикла вегетации, которые бы успевали вызреть в нашем регионе. Как только получится достать семена, думаю, вернемся к этому вопросу. А пока, чтобы снизить зависимость от практически недоступных для нас сегодня из-за их стоимости азотных удобрений и насытить землю азотом, нам нужны бобовые. Поэтому мы, во-первых, увеличили посадки сои на 300 га. А во-вторых, решили посеять горох. В прошлые годы мы его не сеяли вообще, в этом году взяли на пробу два новых элитных сорта. Весь нынешний урожай гороха уйдет на семена, так как в будущем планируем догнать севооборот бобовых культур до 2500 га, но со временем планируем и перерабатывать горох – добавлять его в полножирную сою для уравновешивания белка. Хочется еще попробовать посеять чечевицу. Но это в будущем.


Впервые пробуем сеять новый для нас вид овса – голозерный. В прошлые годы мы овес сеяли, но из-за шелухи его очень мало берут. Сейчас нашли интересный сорт овса, который растет без чешуи, называется «Помор». Стоит дороже обычного, но покупают его хорошо.


– Из технических новинок чем-то похвастаетесь?


– Купили три новых трактора: «Belarus», «Claas» и «Claas Xerion 5000». Самый интересный из них последний, поскольку он с навигационной подруливающей системой. Трактору задается ширина посевного комплекса. Он через спутник сам себе задает точку отсчета и по навигатору, отталкиваясь от нее, двигается. Механизатору остается только разворачивать трактор и нажимать кнопку «опустить орудие», рулит трактор сам. Максимальное отклонение от заданных координат – два-три сантиметра, это позволяет сеять без нахлестов, что дает хорошую экономию ГСМ и семян. Честно сказать, до конца не верили, что он будет у нас в Сибири работать. Но он смог найти спутники, работает, мы сами в шоке. Поскольку поля у нас длинные, теперь думаем, чем бы занять механизаторов на то время, пока трактор едет прямо (смеется).


– Осенью Вы рассказывали нам, что планировали запустить оборудование для переработки сои. Получилось?


– Получилось. Птицефабрики, поначалу настороженно относившиеся к нашей кузбасской сое, распробовали ее, берут хорошо. Вот буквально сегодня последняя машина ушла на Инскую птицефабрику. Но для нас важно и то, что очень много сои в этом году мы продали семенами, потому что главной задачей, которую мы поставили перед собой на этот сезон, является получение статуса семеноводческого хозяйства. Сделать это, несмотря на то, что наше отделение в Малой Салаирке всегда занималось семенами, не так просто, но возможно. В данный момент мы как раз работаем над этим – готовим необходимую документацию. Присваивает статус Кемеровский Россельхозцентр, надеемся, что к осени мы его получим.


– А зачем вам такие сложности? Зачем нужен такой статус?


– Для того чтобы мы могли, как и прежде, торговать элитными семенами. В прошлом году мы приобрели питомник размножения озимой пшеницы, закупили суперэлиту яровой пшеницы, ярового ячменя. В этом году мы получим суперэлитное и элитное зерно, что-то оставим себе, что-то готовы продать на семена в другие хозяйства.

Семена мы продавали и раньше, но если прежде фермер, купивший у меня элиту, мог спокойно пойти в департамент и оформить субсидию на семена, то теперь субсидия будет предоставляться лишь тем, кто приобрел семена в семеноводческом хозяйстве. Поэтому, получив такой статус, мы будем иметь некоторое преимущество на рынке, ведь пока семеноводческих хозяйств в области одно-два, не больше.


Второй момент заключается в том, что селекционеры гораздо охотнее продают питомники размножения именно семеноводческим хозяйствам, которые будут размножать их сорт и продавать, так как в этом случае им платят роялти – процент с продаж.


– Если удастся получить статус семеноводческого хозяйства, к вам наверняка будет повышенное внимание и со стороны Россельхозцентра, и со стороны селекционеров.


– Конечно, продав мне семена, они будут следить за тем, в каких условиях мы воспроизводим их сорт. В паспортах полей, которые мы сейчас готовим для Россельхозцентра, указывается все, начиная с того, какой был предшественник на поле для посева, заканчивая наличием санитарной зоны. К примеру, если мы сеем питомник пшеницы, то рядом не должно быть полей с пшеницей, иначе может произойти переопыление и смешение сортов. Нельзя, чтобы произошло подмешивание зерна ни на сушильных комплексах, ни во время уборки – в комбайнах. А в таких махинах вымести все до последнего зернышка, сами понимаете, не так просто. Но будем стараться.


– Семеноводческое хозяйство – это, на мой взгляд, совершенно новый уровень работы любого крестьянско-фермерского хозяйства. Тут и знания нужны углубленные, и оборудование наверняка особое?


– Если клиент приобретает семена по высокой цене, он, понятное дело, будет придирчиво рассматривать каждое зернышко, поэтому нам многое предстоит сделать для того, чтобы улучшить чистоту подработки семян. Хотя многое в этом направлении мы уже сделали в прошлые годы. Для подработки рапса у нас уже есть магнитная машина, на сегодняшний день мы в Кузбассе единственные, у кого она работает. Для подработки зерна несколько лет назад мы приобрели триерные блоки фирмы «Петкус» и датские зерноочистительные машины. Но для серьезной работы с семенами этого мало, еще необходим пневмосортировальный стол, который уже не просто калибрует зерно, а сортирует его по удельному весу, тяжелые семена с высокой энергией роста – в одну сторону, легкие – в другую. Пневмостол дает возможность получать семена мирового уровня.
По-хорошему, чтобы исключить вероятность подмешивания семян на всех стадиях, необходимо приобрести линию для подработки семян целиком, в которую, кроме пневмостола, входят новые бункеры, оборудование для протравливания семян, затарки в мешки. Но стоит оно, по нашим подсчетам, около 1 млн. 300 тысяч евро. Пока таких средств у нас нет. Брать кредит под 20 процентов, как нам сейчас предлагают, мы не готовы. Поэтому если к осени не настроимся на линию целиком, то пневмостол купим в любом случае – начнем, так сказать, с конца.


– Еще какие-то задумки на ближайшую перспективу есть?


– Планируем в этом сезоне купить еще один комбайн «Claas». Нужен он нам, во-первых, потому, что в целом по хозяйству у нас есть небольшое увеличение посевных площадей, а во-вторых, комбайн, который у нас имеется, не совсем подходит для уборки сои. На том комбайне, что у нас есть, в сырую погоду может уходить в отходы до 10 процентов сои. Новый обещает сократить потери на 4 процента, а если перевести в деньги, то для нас это около 4,5 миллиона в год экономии.


– Говорят, вы в этом году не только сеете, но и посадками занимаетесь – имеется в виду посадка деревьев?


– Были на экскурсии у одного фермера на Алтае. Очень понравилось, как у него благоустроена территория – кругом цветы, газоны, деревья. Поэтому вернулись и решили тоже заняться благоустройством, пора задуматься, что останется после нас.


Мы работаем на трех территориях – в Раздольном, Малой Салаирке и Новопестерево. В Новопестерево мы сложились с другими фермерами – Н.В. Надеевым, И.Ф. Мироновым, С.А. Усольцевым, В.Е. Исаевым и А.А. Логуновым по 20 тысяч рублей и приобрели в питомнике кедры, голубые ели, несколько пирамидальных тополей, чтобы высадить возле памятника. В Раздольном и Малой Салаирке мы работаем одни, поэтому сами купили по 70 разных саженцев, в основном пирамидальных тополей, но есть и цветущие – чубушник, сирень венгерская, физалис. Отдали главам территорий, они сами решат, где их высадить. Осенью будем созваниваться с питомником, чтобы заказать пирамидальные тополя, хотим высаживать их на лесополосах вдоль дороги вместо старых тополей, у которых ветки постоянно ломаются и падают на трассу. Приведем в порядок и свою территорию: клумбочки сделаем, газон посеем, чтобы рабочим приятно было идти на работу, а жителям – ходить мимо. В общем, планов много, какие из них удастся выполнить в этом году, а какие временно отложить – сезон покажет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

223