Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

07.04.2015 13:18 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 07.04.2015 г.

Зачем на фронте ключи от дома?

Автор: Виктория КУДИНОВА

«У горскинской молодежи новое увлечение. Накупили металлоискателей и ходят по селу, «прозванивают» землю, ищут предметы старины», – рассказывает мне учитель географии Горскинской школы Валерий Алексеевич Валяев и показывает пригоршню старинных крестиков, найденных местной ребятней. Особой материальной ценности находки эти не имеют. Но вот ценность воспитательную представляют колоссальную. Ведь до тех пор, пока молодежи интересна история села и дорога память о предках, село будет живо – это закон. Закон, придуманный не нами.

Как «загорелось» «Пламя»


Поиском «сокровищ» местную ребятню «заразили» бойцы поискового отряда «Пламя», организованного в Горскинской школе из учеников седьмых-девятых классов шесть лет назад.


Тогда выступление В.А. Валяева на областном конкурсе «Самый классный классный» услышала командир областного поискового отряда «Земляк» Марина Владимировна Вострикова, подошла и, рассказав о «Земляке», спросила: «Хотите?». «Конечно!» – загорелся идеей Валерий Алексеевич.


Кто бывал в Горскинской школе, тот наверняка бывал и в их уникальном для села музее, видел, как здесь умеют хранить память о предках, знает, какие увлеченные педагоги работают в этой школе, а значит, и поймет, на какую благодатную почву упало предложение о совместной поисковой работе. Так и появилось «Пламя».


Уже в 2010 году его бойцы во время областного слета поисковых объединений «Наследник Победы» прошли «учебку» в образовательном центре «Сибирская сказка», и в том же году трое из них в составе «Земляка» заступили на первую Вахту Памяти под Смоленском. Это были Глеб Валяев, Павел Егоров и Алена Павлова. Потом в течение нескольких лет у ребят из горскинского «Пламени» в составе областного «Земляка» была вахта в Воронежской области и три – в республике Карелия. За эти годы на вахтах побывали около 20 человек. Среди них Лолита Руглова, Маргарита Павлова, Никита Беляев, Катя Тимофеенко, Артем Бых, Настя Тяпшева, Настя Пестерева, Игорь Аваев, Дмитрий Стариков, Саша и Никита Кузьмины. Через сам отряд за эти годы прошло около тридцати человек. Сегодня в нем двадцать человек – это не только ученики Горскинской школы, но и ребята из Урской школы, а также студенты – бывшие выпускники этих школ.

Безвозвратные потери


Погибших или пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны историки называют просто: «безвозвратные потери». Но среди тех, кого принято называть «безвозвратными потерями», есть те, кто был похоронен по всем традициям, и родственники солдата знают, где его могила. А есть те, кто действительно пока потерян – похоронен безымянным в братских могилах. К сожалению, таких, в полном смысле этого выражения, «безвозвратно потерянных» солдат по всей России десятки, если не сотни тысяч. В свое время они были захоронены боевыми товарищами или местными жителями в общих братских могилах, иногда тела убитых просто складировали в обычных ямах и оврагах, едва присыпав землей…


Сегодня поисковики, работающие на Вахтах Памяти, так и находят их останки, сваленные в общую кучу. Поднимают, перезахоранивают со всеми почестями, разыскивают родных этих солдат, отдают личные вещи бойцов, документы, найденные при них. Так, спустя годы, солдаты потихоньку возвращаются домой – туда, где их очень ждали еще 70 лет назад, а может, ждут и по сей день.
За годы своей работы бойцы «Пламени» нашли родственников семи бойцов. В 2010 году — родственников двух бойцов из г. Гурьевска – Павла Яковлевича Подгорнова и Трофима Григорьевича Печеркина, в 2012-м – родных Ивана Михайловича Сотникова, призванного Гурьевским РВК, в 2013-м – родственников Николая Антоновича Харина, призванного Беловским РВК, Григория Исаевича Вахонина, призванного Гурьевским РВК, Александра Тимофеевича Юркова, призванного Анжеро-Судженским РВК, и близких Кузьмы Ермолаевича Карачева, призванного Гурьевским РВК. Внуку Григория Вахонина даже был передан смертный медальон деда.


Во время Вахты Памяти 2014 года бойцы «Земляка» подняли останки сорока солдат Красной Армии – 17 самостоятельно и 23 совместно с другими поисковыми отрядами России. В общей сложности благодаря поисковикам той Вахты Памяти «вернулся домой» и перестал быть абстрактной «безвозвратной потерей» 161 солдат.

Для них война еще не окончена


Пятеро из этих похороненных заново солдат были опознаны по медальонам и именным вещам. И это для поисковиков большая удача. По статистике лишь в одном найденном смертном медальоне из ста поисковики находят вкладыш с информацией о бойце. «Находишь медальон, – рассказывает Валерий Алексеевич, – и с замиранием сердца думаешь: ну вот, сейчас узнаем о погибшем все. Открываешь медальон, а он пуст»… Оказывается, кроме приказа заполнять вкладыши в медальоне, у бойцов существовало еще и поверье, что если заполнишь такой вкладыш, то обязательно погибнешь. И это солдатское поверье было сильнее приказа.


Ребятишки из «Пламени» об этой стороне солдатской жизни знают по своей поисковой работе, а потому и воспринимают войну, а главное – победу в ней – немного иначе, чем некоторые их сверстники, особенно те, кого принято называть «потерянным» поколением. Для бойцов «Пламени», как и для всех поисковиков, как бы пафосно это ни звучало, война будет длиться до тех пор, пока последний солдат не вернется домой, то есть не будет похоронен по-человечески.

Ключи от дома, которого нет…


Ребята из «Пламени» показали мне кабинет в школе, где в ближайшем будущем планируется открыть еще один школьный музей – музей поискового отряда. Пока это просто класс с расставленными рядками партами, на которых разложены будущие экспонаты – находки горскинских поисковиков, привезенные с Вахт Памяти: солдатские котелки, каски, алюминиевые ложки и фляжки, остатки оружия и снарядов, противогаз, перочинный нож… Проржавевшие, полуистлевшие, они, как мне кажется, как нельзя лучше демонстрируют, насколько беспощадно время ко всему материальному. И как противовес всему бренному в этом кабинете – сами школьники, бойцы «Пламени», своими глазами видевшие, что оставляет после себя война. Их интерес и неравнодушие к нашей общей истории дают надежду, что человеческая память – это единственное, что может противостоять уничтожению, что способно не поддаваться рже и коррозии…


Рассматривая экспонаты будущего музея, я совсем не обратила внимания на скромно лежащие среди других личных вещей бойцов ключи. Обычные ключи – ничего, на первый взгляд, особенного и интересного…


«Ключи, – рассказывают мне ребята, – это еще один обычай советских солдат». Они брали их с собой на фронт, свято веря в то, что, покуда ключи от дома с ними, все будет хорошо, они обязательно вернутся домой, откроют его этим ключом. Верили и не выбрасывали ключи даже тогда, когда знали, что их дома уже нет… Именно так: дома не было, а ключи были. И уверенность, что они вернутся с войны домой, была.


Можно считать, что обладатели ключей, хранящихся в Горскинской школе, с войны вернулись. Вернулись, во многом благодаря бойцам из отряда «Пламя» – простым мальчишкам и девчонкам, которых уже за один этот поступок никто не посмеет назвать «безвозвратно потерянным» поколением.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

335