Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

30.04.2015 13:06 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 30.04.2015 г.

Жизнь дана на добрые дела

Автор: Ольга СИЛИВАНОВА

Есть у чувашского народа давний обычай ниме – коллективная помощь в любой работе. Не важно, родственник ты, друг или просто сосед – к тебе на помощь приходят всей деревней. Ниме не раз спасал и сохранял чувашей от разрухи, был жизненной опорой, давал веру в будущее. Этот обычай всегда чтили и чтят до сих пор жители деревни Чуваш-Пай. Наверное, поэтому деревня выжила в трудные военные и послевоенные годы, живет и сейчас, хотя жить селянам становится все труднее…

Официально деревня была основана в 1930 году, но первые переселенцы из Чувашии приехали в 1928-1929 годах. Первым семьям дали право самим выбирать место для жительства на территории от Сосновки до Кочкуровки. Чувашам приглянулось местечко на пригорке: рядом лес, две небольшие речушки – этот пай земли они и обжили и назвали деревню Чуваш-Пай.


В новоиспеченную деревню стали приезжать и другие чувашские семьи. Сразу здесь была организована рабочая артель, затем в 1933-1934 годах создали колхоз «Красной армии», а в 1957 году деревня вошла в состав совхоза «Салаирский».


С первых дней основания чувашской деревни жителей обучали грамоте. Сначала был организован ликбез для взрослых, а в 1933-1934 годах в доме председателя колхоза открыли начальную школу для детей, где преподавали на чувашском языке. С 5 класса ребятишки ездили в Сосновку, где их учили уже на русском. Если учесть, что в семьях разговаривали только на чувашском, то детям очень сложно было осваивать грамоту на русском языке. Тем не менее образование получали все.

Старожилы вспоминают, насколько дружными и работящими всегда были чуваши. Если кто-то решил дом строить, то на помощь полдеревни, а то и вся деревня придет. Все вместе заготавливали и дрова, и сено для скотины.


Деревня росла с каждым годом. Особенно много рождалось детей в послевоенные годы, все семьи в деревне были многодетные, меньше пяти ребятишек ни у кого не было. К тому же в деревню приезжали новые чувашские семьи: только в1954 году в деревню приехали и остались жить десять семей. И в шестидесятые годы в Чуваш-Пае проживало уже более 500 человек.


Сейчас в Чуваш-Пае 276 жителей. Из 85 дворов лишь в 30 держат скотину. В селе работать негде, поэтому взрослые трудятся кто в городе, кто на вахте. Молодежь уезжает из родных мест, говорит, что нет перспектив, нет будущего у села.


Но даже в такие нелегкие времена чуваши сохранили свою культуру, традиции и обычаи. Есть в деревне библиотека, в которой собраны книги на русском и чувашском языках. И, как мне сказали в библиотеке, жители с удовольствием читают чувашскую литературу.


Первый клуб в Чуваш-Пае построили еще до войны. Чуваши любили устраивать концерты, разыгрывать чувашские театрализованные представления. И до сих пор в деревне культурная жизнь кипит. При сельском клубе работает творческий национальный коллектив под руководством В.П. Кучерявой. Строгой численности этот коллектив не имеет, если надо, то к художественной самодеятельности подключаются и стар, и мал. Два года назад коллектив «оживил» старинный чувашский свадебный обряд. На сцене было все, как в старину: национальная утварь, наряды со старинной чувашской вышивкой и даже патефон, на котором можно послушать чувашские песни. С этим номером коллектив принимал участие в районном фестивале национальных культур, а два года назад выиграл грант главы района в конкурсе «Овация».


Чуваши – гостеприимный народ. В Чуваш-Пай приезжают гости из соседних чувашских деревень. В прошлом году здесь хлебом и квасом, как и полагается по чувашскому обычаю, встречали народный коллектив «Хельхем» из центра чувашской культуры Кузбасса села Михайловка Прокопьевского района. Почти весь свой репертуар – песни, частушки, сценки – гости исполняли на родном языке. Пожилые люди, знающие чувашский язык, отдыхали душой, подпевали, некоторые даже в пляс пускались, а молодежь с интересом слушала родные и близкие напевы.


Но если сватовство чуваши разыгрывают только на сцене, проводы в армию до сих пор проходят по чувашским обычаям. На проводы без приглашения приходит практически вся деревня. Каждый с собой приносит свое угощение и белое полотенце, которое надевают на призывника со словами: «Пусть твой путь будет таким же ровным и белым!» А еще будущему солдату принято давать 100 рублей с условием: вернешься – отдашь. Провожают юношу всей деревней до речки, а потом кричат вслед: «Приезжай кашу поесть!»


А вкусно поесть чуваши любят, поэтому не забывают и свою национальную кухню. У чувашей есть обычай – на столе должно быть много разной сытной еды. Почти в каждой семье пекут знатные чувашские пироги: очень большие, с любой начинкой. Любят и умеют готовить пюльмечи – большие лепешки с начинкой, а также большой закрытый пирог хуплу с рубленым мясом и луком. Если попадешь за чувашский стол, голодным точно не останешься!


Но самым главным чувашским обычаем был и остается обычай ниме – помогать друг другу и не оставлять в беде. Селяне говорят, что жизнь им дана на добрые дела. И именно национальная сплоченность помогла создать здесь несколько десятков лет назад большую и крепкую чувашскую семью и не дает погибнуть деревне сегодня.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

261