Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

10.03.2015 09:21 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 10.03.2015 г.

Жена в России – больше, чем жена

Никогда не смогла бы быть женой фермера. Не потому, что плохая хозяйка или работы боюсь, или мужа и детей холить-лелеять не умею. Всё это я умею и могу,
но самоотверженность, жертвенность, которые требует от жены фермера жизнь – это дано не каждому.

Каждая из моих героинь – Наталья Николаевна Надеева, Марина Геннадьевна Клостер, Ольга Ивановна Миронова – наделены этими качествами сполна. Они не просто жены, они – верные друзья, коллеги по работе, надежные тылы и, если надо, то и «жилетки». Впрягшись вместе с мужьями в непростую работу, они будто растворились в них – как главная героиня фильма «Любовь и голуби» Надежда. Помните эпизод, когда на вопрос Раисы Захаровны:
«А как же любовь?» она отвечает: «Кака любовь? Когда воздуху мне не хватат… Надышаться не могу…» Вот и у моих героинь с мужьями на двоих одно дыхание, одна жизнь, одна судьба… Только истории о том, как они стали фермершами, у всех разные.

История первая. На полшага позади супруга


Супруги Надеевы решили заняться фермерством в 1992 году. Идея была Николая Васильевича, а Наталья Николаевна, привыкшая во всем соглашаться и доверять мужу как самой себе, согласилась, и стала его главной помощницей и соратницей. Она встала на полшага позади супруга и пошла вслед за ним, во всем его поддерживая.


Получив от государства в безвозмездное пользование 40 га земли, Надеевы занялись растениеводством. «Мы начали работать в четыре руки, – рассказывает Наталья Николаевна. – Для сбора первого урожая купили новенький ГАЗик. Муж на комбайне молотил зерно, а я на ГАЗике вывозила урожай, так и вкалывали в поле с утра до ночи. Уработаемся так, что с ног валимся. А вечером ложимся спать – и уснуть не получается, опять разговоры, прямо-таки совещание! Днем-то некогда поговорить, обсудить что-то».

Но первый урожай, который достался с таким трудом, пришлось скормить скотине: шли перестроечные девяностые, когда ни продать, ни купить люди толком не могли – не было налички. Зерно и по рублю никто не брал.
Но надо было как-то жить, детей кормить, одевать. Новоиспеченные фермеры хватались за любую работу, лишь бы выжить. Наталья Николаевна в Гурьевске на базаре молоко, сметану от своих коров продавала. На вырученные деньги машину заправят – и то хорошо. Ездили по близлежащим городам, продавали комбикорм с машины. Зимой даже мебель из Томска возили под заказ на продажу и модные в то время вязальные машины из Кемерова. А Наталья Николаевна была и грузчиком, и водителем, и продавцом.  


С первых дней существования фермерского хозяйства она стала вести строгий учет всех денег. Пошла в магазин, купила хлеба на 100 рублей — сразу же записала в расходы, продали зерно – деньги пошли в доход. Постепенно Наталья Николаевна начала вести всю бухгалтерию хозяйства. Перед ней отчет держат все, даже муж. Другие фермерши удивляются: как она может спрашивать с хозяина, куда он деньги потратил? А почему нет? Взять он их в хозяйстве, значит, может, а объяснить, куда потратил – нет? В их бизнесе никаких секретов нет.


По профессии Наталья Николаевна библиотекарь, экономического образования у нее нет, поэтому бухгалтерскую работу ей приходилось осваивать методом проб и ошибок. Бывало, наревется белугой, придет к мужу и говорит: «Брошу все, не умею я эти дебеты с кредитами сводить. Не мое это». А он ей спокойно так отвечает: «Наташа, пойми, ну не могу я со стороны человека в наш бизнес пустить, ведь это наше с тобой дело, я только тебе доверяю, только на тебя надеюсь. Ты у меня умница, справишься». И то правда, куда он без своей Натальи, без ее поддержки, без ее помощи? И шла она снова к бумагам, расчетам и отчетам. Когда ей сегодня попадаются в руки документы прошлых лет, сердце кровью обливается: то штраф, то пеня. Сейчас Наталья Николаевна, как говорится, уже собаку на этом съела и другим может подсказать да научить многому.


Рядом с родителями всегда были и сыновья Вячеслав и Николай. Наталья Николаевна говорит, что и не заметила, как они выросли. Мальчишки помогали в любой работе: убирали урожай, ухаживали за скотиной, ремонтировали технику. Например, Вячеслав после 8 класса наравне с другими механизаторами уже тюковал сено, да еще и обижался, что опытные взрослые мужики его немного обгоняли. Сыновья выросли, но не разлетелись из семейного гнезда, а остались с родителями в родной деревне продолжать фермерское дело. А оно сейчас у Надеевых довольно крупное: 3 тысячи гектаров земли и 1700 голов свиней.
Наталья Николаевна рада, что вся ее семья в одной лодке, а она, как умеет, поддерживает каждого в этой самой лодке, чтобы судно не раскачало и не развалился их семейный бизнес.

История вторая. Городская фермерша

Если бы в юности Марине Геннадьевне Клостер сказали, что она будет женой фермера, она бы рассмеялась в ответ. Городская девчонка знала про колхозы и земледелие только из телепередачи «Сельский час». Замуж вышла за городского студента – какое сельское хозяйство?


В конце восьмидесятых молодая семья инженеров по распределению приехали в Гурьевск, супруг стал работать в монтажном участке. А в начале девяностых с работой стало совсем худо, муж Анатолий Иванович стал думать, чем заняться, чтобы прокормить семью. Знакомые селяне посоветовали заняться фермерством. Когда Марина Геннадьевна услышала от мужа о его идее заняться сельским хозяйством, противиться не стала: «Как знаешь. Давай попробуем начать новую жизнь. В любом случае я буду всегда на твоей стороне, буду делать все, что в моих силах». И жизнь горожанки повернулась на 180 градусов – в сторону фермерства. Марина Геннадьевна закончила бухгалтерские курсы, освоила компьютер и стала вести всю бухгалтерскую отчетность. Кроме того, в сезон земледельческих работ вставала к плите на весь день, готовила еду для работников и отправляла в поле.


Но мозговым центром фермерского хозяйства всегда был и остается муж. Марина Геннадьевна шутит, что он на 160 процентов вперед думает. Говорит, что даже по ночам лежит, что-то шепотом считает, вычисляет, и Марина Геннадьевна порой ловит себя на мысли: а не с роботом ли я живу? Но тут то ли в расчеты вкрадывается ошибка, то ли они не оправдывают надежд считающего – он так закричит, что мама не горюй! Нет, все-таки не робот! Роботам ведь не нужно сочувствие, дружеская поддержка. А Анатолию Ивановичу они нужны, и уколы ему нужно ставить, когда спина болит, потому что к врачам он ходить очень не любит, и выслушать надо.


Сейчас крестьянско-фермерское хозяйство Клостеров твердо стоит на ногах. А в голову Марины Геннадьевны иногда закрадывается мысль: может, уже и о пенсии подумать, отдыхать побольше? Но потом как будто кто кипятком ошпарит: а муж как же? А как же его дело? Зря, что ли, она в свое время оставила все свои юношеские мечты и полностью посвятила себя супругу?


Она довольна своей жизнью: у нее замечательная семья, умный предприимчивый муж, заботливые и успешные дети. И сейчас ей хочется одного: поехать с мужем в Москву, в Санкт-Петербург и побродить по музеям, поговорить об искусстве, о красоте. И чтобы не было назойливых телефонных звонков с работы, и чтобы муж смотрел не на часы, а ей в глаза, и улыбался.

История третья. Оставаться добрым гением

Ольга Ивановна Миронова родилась и выросла в деревне Мостовой, вышла замуж за односельчанина. Жили и работали, как все: она ветфельдшером на местной ферме, а Иван Федорович – механизатором. В начале девяностых муж стал поговаривать, что пора бы уже свое дело организовать, вон соседи-то уже вовсю свое хозяйство ведут. Поговорили – и забыли об этом на шесть лет.


Вернулась к этому разговору уже Ольга Ивановна, и уже она настояла на том, чтобы муж стал фермером.


Начинали с нуля. Взяли землю, а что дальше? Иван Федорович придет домой вечером, за голову хватается: «Оль, как-то надо начинать строить склады. С чего начать? Как-то страшно все это». Она садилась рядом: «Ничего, Ванечка, мы справимся. Ты начни строить, а там, Бог даст, все как по маслу пойдет». Она и сейчас, когда первые страхи перед новым делом давно позади и хозяйство крепко стоит на ногах, остается добрым гением для своего Ванечки – так Ольга Ивановна называет мужа.


Как только Иван Федорович стал фермером, все личное хозяйство легло на плечи жены. А оно было немалое: более 100 свиней, 6 коров, 13 телят. А еще обеды надо было готовить для рабочих в поле. Ольга Ивановна говорит, что спать ложилась ближе к двум часам ночи, а вставала около шести утра. И ничего, выдержала, потому что понимала: помогать мужу надо, от скотины хорошая прибыль, а им нужна была каждая копеечка на развитие фермерства.


Сейчас Ольга Ивановна с улыбкой вспоминают первую покупку для хозяйства. «Мы тогда все свои сбережения собрали, решили купить трактор. Ваня с сыном уехали покупать, а я как на иголках сижу, все по окнам выглядываю. Смотрю, едут. Выбежала

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

238