Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

10.03.2015 14:55 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 10.03.2015 г.

Первая «лампочка Ильича» в Кузбассе

90 лет назад, 8 марта 1925 года, крестьяне села Горскино первыми в Кузбассе, а, возможно, и в Сибири, зажгли «лампочку Ильича» – построили и запустили в работу электростанцию. Леонидом Красильниковым – журналистом, бывшим редактором Ленинск-Кузнецкой районной газеты, в свое время хорошо знакомым с председателем Горскинского кооперативного товарищества по электрификации сельского хозяйства «Путь к социализму» Григорием Батуриным, написан рассказ «Горскинский зачин». Он был опубликован в альманахе «Огни Кузбасса», сейчас его можно найти в интернете. Из-за очень большого объема рассказ опубликовать мы не можем, но используем его – с огромной благодарностью автору, чтобы рассказать читателям о событии, благодаря которому горскинцы вошли в историю Кузбасса и Сибири.

Идея электрифицировать село родилась у Николая Буинцева, бывшего помощника командующего Северной группой войск особого назначения, в то время – сотрудника Томского губсобеса, который приехал в отпуск в Горскино к сестре А.В. Ильиной. Для этого нужно было построить электростанцию. Источником дешевой энергии, по замыслу Буинцева, могла стать вода таежной горной речки Ур.


В Горскино Буинцев встретился с демобилизованным из Красной Армии Григорием Батуриным и поделился с ним планом строительства электростанции.
Что несет с собой электрификация, крестьянам понять было трудно. Поэтому с постройкой электростанции им нужно было дать что-то ощутимое, осязаемое. Этим «чем-то» являлась мукомольная мельница, поскольку крестьяне испытывали острую нужду в размоле зерна. В начале 20-х годов число подворий в Горскино выросло до 420 за счет переселенцев из Центральной России, а население перевалило за две тысячи, и три мутовки – одна на реке Ур и две – на речушке Хомутинке – уже не справлялись с размолом.


Григорий Батурин одобрил идею. Выбрали место, где строить, обсудили планы сначала узким кругом, потом – на собрании партячейки, потом – на совместном заседании комитета бедноты и сельского Совета, на собрании жителей села. Село гудело, как растревоженный улей, потому что наряду со сторонниками электрификации были и ее противники – кулаки, боящиеся потерять прибыль от мутовок, если построят большую мельницу на электричестве. Ситуацию переломило выступление Натальи Цыганковой, жены погибшего в Александровском централе большевика:


– Я вот что скажу, мужики. Муж мой погиб за советскую власть, меня беляки истязали. Тысячи людей жертвовали собой, чтобы улучшить нашу жизнь и жизнь наших детей. Я электричество принимаю!


Поднялся лес рук. На этом же собрании были избраны и уполномоченные от общества – Игнат Игнатович Лялин, Григорий Михайлович Батурин и Николай Васильевич Буинцев.


За помощью и поддержкой Буинцев уже на следующий день поехал в Щегловск, а получив одобрение у уездного начальства, двинулся дальше – в Томск, в губком и губисполком. И здесь идею поддержали, более того – поручили опытному инженеру-строителю Е.П. Лаврову сделать проект и руководить стройкой, заводу «Машинстрой» при Томском политехническом институте – изготовить водяной двигатель, сельхозбанку – выделить первоначальный кредит десять тысяч рублей золотом и т.д.


В марте 1924 года уполномоченные прибыли в Томск для заключения договоров с «Машинстроем» и электробюро. В договоре с «Машинстроем» обговаривалось, что водяная турбина системы «наглер» в 75 лошадиных сил должна быть изготовлена и пущена в эксплуатацию к 15 августа 1924 года.


А тройка уполномоченных – Лялин, Буинцев и Батурин – тем временем ломала головы, как гасить кредит банка. Решили всем селом вспахать и засеять Кошачью гриву – каждой семье работы на 2-3 часа, а результат будет. Через Горскинское кредитное товарищество закупили в Кольчугино твердую семенную пшеницу сорта «Ноэ», американскую сеялку «Деринг» и отечественную «Красная звезда», триер. После сева установили очередь на прокат сеялок – пуд пшеницы за день работы. Забегая вперед, можно сказать, что идея себя оправдала: пшеница уродилась на славу, в закрома заложили десять тысяч пудов. Потом зерно подработали на триере и продали как семенное, а вырученные деньги пошли на погашение кредита.

А на месте будущей электростанции с весны кипела работа. Чтобы выровнять скальный грунт, Кольчугинское рудоуправление отпустило для взрывных работ 10 килограммов динамита. Когда место выровняли, начали укладывать толстые лиственные бревна в основание здания электростанции и мельницы.


Прибыла группа студентов-электриков из Томска, они начали устанавливать столбы от стройки до села. Это был некий прообраз студотрядов, которые возникнут в стране только через несколько десятилетий, причем студенты не только работали, но и читали лекции, проводили беседы, ставили спектакли. Культурная жизнь села очень оживилась, и когда 14 октября студенты уезжали в Томск, провожать их вышло все село, а некоторые женщины даже всплакнули.
В рабочих руках недостатка не чувствовалось. Лавров давал заявку правлению, и оно направляло столько людей, сколько он запрашивал: каждый домохозяин должен был отработать бесплатно пять дней. Лучшие специалисты – плотники, пильщики – по распоряжению Лаврова после пяти дней «обязаловки» работали по найму. Среди них братья–чуваши Ананий Иванович и Николай Иванович Ивановы. Активными участниками строительства были Андрей Ильич и Николай Ильич Ильины, Алексей Степанович, Федор Степанович, Павел Алексеевич, Иван Алексеевич Сорокины, мордвин Максим Захарович Сумкин.


Поступили для мельницы жернова, валы, шкивы, ремни. Игнат Андронович Карпов, крепко оковав телегу, доставил из Кольчугино стопудовый генератор.
В первых числах сентября строительство было завершено, закончен монтаж электрогенератора и распределительных устройств, ждали только турбину: из-за неудачной отливки крышки направляющего аппарата ее вовремя не сделали, на заводе ждали с Урала мастера-литейщика.

Вэто же время на общем собрании жителей села было создано товарищество по электрификации сельского хозяйства «Пусть к социализму». Приняли устав по типу кредитных товариществ, избрали правление в составе Н.В. Буинцева, Г.М. Батурина, И.И. Лялина, А.П. Батурина, И.Т. Кытманова, Г.С. Гусева и П.А. Сорокина.


На организационном заседании обязанности распределили так: председатель – Григорий Батурин, заместитель – Лялин, казначей – Гусев, заведующий электростанцией и мельницей – Антон Батурин, счетоводом утвердили Браковского. В Томске заказали круглую печать с надписью «Горскинское кооперативное товарищество по электрификации сельского хозяйства «Путь к социализму» и угловой штамп. Утвердили вступительный взнос в сумме один рубль и членский – пять рублей.


В октябре привезли и смонтировали турбину, но ее пришлось дорабатывать, необходимый подшипник нашли аж в Кургане у бывшего заводчика Балакшина.
В начале января 1925 года главный инженер «Машинстроя» Мельников приехал в Горскино. Установили подшипник, пустили турбину. Дали нагрузку, турбина работала без перебоев. Снимали и увеличивали нагрузку, машина не давала признаков для беспокойства.


Между гор в сосновом лесу вспыхнули на электростанции лампочки, потом они загорелись в селе. Сколько было радости у горскинцев, когда их избы осветились!
Опробовали мельницу. Жернова неутомимо гнали муку в ларь, а горскинцы и мужики из других деревень, приехавшие взглянуть на чудо, удивлялись: 250 пудов в сутки размалывала мельница, такого они еще не видели!

Открытие электростанции назначили на 8 марта 1925 года. На торжественном заседании, посвященном Международному женскому дню и пуску электростанции, слово предоставили инициатору электрификации Н.В. Буинцеву. Он огласил приветственное письмо Томского губисполкома, принявшего деятельной участие и оказавшего помощь в проведении электрификации. «Президиум Томского губисполкома приветствует крестьян деревни Горскиной, зажегших 8 марта 1925 года «лампочку Ильича», – говорилось в письме. – Вами сделан крупный шаг по пути строительства новой жизни – «лампочка Ильича» осветит не только ваши избы, но она даст вам возможность поднять культурный уровень деревни, она укажет вам дорогу к улучшению сельского хозяйства, она будет маяком, зовущим к лучшей жизни, и для окружающих вас деревень».


После пуска электростанции осталось только рассчитаться с кредитами. Посев провели так же, как в прошлом году, и урожай получили не меньше. Давали напрокат сеялки и двигатель. Зерно реализовали через кредитное товарищество. Но основным источником дохода была мельница.


На третий год правление решило засеять Кошачью гриву овсом. Урожай сняли такой, какой старики–старожилы не видели за всю свою жизнь. После его реализации товарищество погасило последний остаток ссуды.


Горскинская электростанция проектировалась как районная, и она стала таковой, потому что жители села Новопестерево, поселков Урского, Бухарского и других по примеру горскинцев провели своими силами электроосвещение.
Четверть века трудилась безаварийно на благо людей эта электростанция, а когда в Горскино и ближайшие села пришел ток больших электростанций, она была остановлена навсегда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

967