Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

13.02.2015 13:23 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 13.02.2015 г.

И это всё о нём...

Автор: Татьяна Копытова

Сегодня о главном – о том, нужна ли идеология современному обществу – мы беседуем с бывшими комсомольцами, а ныне – активистами движения «Ветераны комсомола» Валентиной Яковлевной Гречишкиной, Ольгой Дмитриевной Евдокимовой и Михаилом Васильевичем Чекухиным. Первые двое – учителя, активно работает с молодежью и М.В. Чекухин, и потому их мнения о комсомоле и современности, роли идеологии в воспитании, несомненно, заслуживают внимания. Кстати, все трое, не сговариваясь, перед встречей перечитали Устав ВЛКСМ. Но обо всем по порядку…

– Молодость каждого из вас тесно связана с комсомолом. Как бы вы сегодня оценили его роль в жизни общества того времени, в своей судьбе?


В.Я. Гречишкина. Комсомолу я обязана в своей жизни как никому и ничему другому. Я когда была маленькой, всего боялась. Тогда с продуктами перебои были, пошлет меня мама в магазин узнать, привезли ли муку, я приду в магазин и стою там, жду – и час, и два – когда кто-нибудь спросит про муку. А когда стала учиться в школе №10, директор Ольга Степановна Толмачева – настоящий учитель, настоящий коммунист, замечательный человек, я ей всю жизнь спасибо говорю –  подтолкнула меня к тому, чтобы возглавить пионерскую дружину школы, потом — комсомольскую организацию.  Чем я только не занималась,  даже на гимнастических кольцах защищала честь школы – вы это сейчас можете представить? В институте я работала в факультетском бюро комсомола, потом стала секретарем комсомольской организации школы №10, работала секретарем ГК ВЛКСМ, секретарем парторганизации школы №5.


И я до сих пор живу с тем, что я ДОЛЖНА: сделать, научиться самой, научить других, помочь и т.д. Я сейчас за 24 часа успеваю столько, сколько я прежняя не успела бы сделать за месяц, и в том, что живу активно, помог мне именно комсомол.


О.Д. Евдокимова. А меня в школе в 14 лет приняли в комсомол, и сразу же вызвал директор – надо возглавить комсомольскую организацию школы. «Как же я, семиклассница, буду руководить десятиклассниками?» – растерялась я. А он мне: «Ты же была вожатой, сможешь!» В школе училось 400 с лишним детей, больше 100 из них – комсомольцы. Справилась, а потом и в институте занималась комсомольской работой. До сих пор каждые пять лет встречаемся с одноклассниками, однокурсниками, а сплотило нас то, что всё мы делали вместе. А что мы только не делали: и в педагогическом студотряде работали, и в КВНах я всегда участвовала, и в хоре пела, и в театре оперетты пела в трио на смотре самодеятельности, и стенгазету выпускала на филологическом факультете…
В.Я. Гречишкина. И у нас были КВНы, стройотряды, правда, в оперетте я не выступала, но … выступала за мужскую сборную по баскетболу, потому что на литфаке не хватало парней!


М.В. Чекухин. Я вступил в комсомол 51 год назад. После 8 класса решили ехать в Казахстан на целину, пришли в райком, но путевку нам не дали – маловаты, да и профессии нет. Мы поехали сами по себе. Там пошли в райком, и нас отправили в совхоз, где мы стали работать слесарями и одновременно учиться. Через 11 месяцев к профессии автослесаря у меня добавились еще три: водителя, комбайнера и тракториста. Так как училище закончил на пятерки, в техникум приняли без экзаменов, и четыре года была сплошная круговерть: зимой учусь, а с весны до осени работаю в совхозе. Получил в техникуме профессии механика, токаря, мастера производственного обучения – к тем, что уже имелись. Очень интересное было время, насыщенное, я и в спорте в первых рядах был, и на гитаре играл… Мне не на кого было надеяться, в семье было восемь детей, пятеро из которых – моложе меня. Потому я стал самостоятельным уже в 16 лет, и не сбился с пути, нашел себя – и все благодаря комсомолу.


За работу на целине я награжден медалью, но главная награда – осознание того, что в Казахстане за время освоения целинных земель были построены десятки городов, миллионы людей населяют их, и вклад в это комсомола огромен.
В.Я. Гречишкина. Когда веду уроки в 15-й школе, иногда наблюдаю, как мимо проходят супруги Чайниковы. Они обязательно оглядываются на школу, и неспроста: вместе с другими комсомольцами они строили спортзал этой школы и мастерские. И в нашей 10-й школе спортзал тоже в свое время был построен комсомольцами. Комсомол оставил после себя след на земле, это и города, возведенные комсомольцами, и стройки пусть местного масштаба, но огромного значения для людей.


– Сейчас многое из советской жизни подвергается ревизии, достается и комсомолу: сгоняли, заставляли…


В.Я. Гречишкина. Я никогда не чувствовала, что меня сгоняют, заставляют, не ощущала этой «довлеющей силы партии», о которой так любят сейчас поговорить. Я делала то, что мне нравится – делала искренне, с удовольствием. В конце третьего курса к нам пришел декан: на юге страны вспыхнула холера, надо помогать вывозить курортников. И мы все (!) записались в отряд «Голубая стрела». Ровно за неделю нас обучили, и мы поехали: бригадир поезда – мужчина, одна опытная проводница и наши две группы. И не побоялись ведь, только окна в вагонах законопатили, и все.


О.Д. Евдокимова. Минусы были, но такие же, как и везде. Например, бюрократом можно быть в любой структуре, и у нас такие встречались, кто ради своего кресла на все были готовы, помню, требовали к Ленинскому зачету ответы учить наизусть…


В.Я. Гречишкина. Зависело от человека. Помню, в обкоме работала Галина Сырова – очень демократичный человек, помню, скажет: «Давай-ка, Валюшка, вот это сделаем…», и я уже готова горы свернуть. А потом на ее место пришла другая, тряслась над каждым словом в отчетах – «другими словами напишите», из-за одной строчки приходилось в область ездить. Я полгода потерпела и в школу ушла. В последние годы комсомол, конечно, задавили, как и другие структуры, бесконечными отчетами, когда цифры приходилось «натягивать», выдумывать. Но это – минус не комсомола, а нравов в обществе, которые и сейчас не изменились в лучшую сторону: кто только и за что только не отчитывается, каких цифр не изобретает…


– Каждый, кто имел хоть какое-то отношение к комсомолу, сегодня задает себе вопрос: нужно ли сегодня создание подобной организации. Как вы на него ответите?


В.Я. Гречишкина. Не просто нужно – необходимо. У детей сегодня дефицит общения: школу отсидели, по репетирам пробежали, дома прилипли к компьютеру. Вы знаете, что детям больше всего нравится в рассказах ветеранов комсомола, когда те ходят по школам? То, что мы были все вместе.


М.В. Чекухин. Самая главная сила – общность, и Русь всегда стояла на общинных традициях. Сегодня есть имущественное неравенство, даже в младших классах уже если дружат, то есть «наш круг» и «их круг», разобщенность разрастается. Была бы организация, которая как-то объединяла детей, этой пропасти бы не было.


О.Д. Евдокимова. Недавно корреспонденты «Знамёнки» проводили опрос, обращаясь к людям с просьбой прокомментировать библейское высказывание «Кому много дано, с того много и спросится». И лейтмотивом ответов было – делись тем, что у тебя есть. Откуда мы знаем, с каким талантом, с какими способностями родились? Талант можно раскрыть,  когда им поделишься, он раскрывается и оценивается только в коллективе. А у нас сегодня даже педагогу в школе трудно создать коллектив, который объединит не только учеба, а, например, труд – ведь сейчас привлечение детей к какой-либо работе возможно только, если будет заявление от родителей! Только через коллективизм воспитывается ответственность, которая в жизни пригодится и банкиру, и дворнику. Сейчас не пришел играть в баскетбол за сборную школы – учитель пожурит, и всё. А раньше – попробуй, не приди, на комитете комсомола так отстругают без всяких учителей, что в следующий раз не захочешь так делать.
В.Я. Гречишкина. Мы с учениками недавно проводили субботник по очистке от снега сквера возле «Юности», где установлены памятные камни комсомолу, пионерии, октябрятам, и до этого проводили субботники. Дети сами приходят, добровольно. Снег кидали так, что до неба летел, когда взрослые пришли сюда же на субботник, основная работа была уже сделана детьми.


В классе, в школе всё зависит от учителя. Если учителя отдают себя полностью работе, проводят с детьми свободное время, едут с ними на экскурсии, в лагерь, на раскопки, пытаются разбудить в ребенке все лучшее, что в нем есть – ребятишки готовы следовать за такими учителями везде и во всем, им это надо, надо, чтобы кто-то взрослый нашел им применение. Но не все учителя одинаковы, да и молодые учителя не всегда умеют работать с детьми, и потому какая-то объединяющая и сплачивающая детей, направляющая  работу педагогов организация нужна. Вспомните, были комсомольские и пионерские двухлетки: ставились задачи, давались задания, работа была интереснейшая!
М.В. Чекухин. Помните – «Кожаный мяч», «Золотая шайба»?


О.Д. Евдокимова. И потому тогда наша хоккейная сборная была чемпионом.
– Но нельзя сегодня вернуть комсомол, что хорошо было когда-то, не приживется в современных условиях!


В.Я. Гречишкина. Готовясь к этой встрече, я перечитала устав ВЛКСМ…
О.Д. Евдокимова. И я перечитала.
М.В. Чекухин. А я даже распечатал.


В.Я. Гречишкина. Перечитав, я пришла к выводу, что если убрать название, заменить на другое, по этому уставу можно и нужно жить. Он содержит декалог основных нравственных принципов – не убий, не укради и т.д., которые положены в основу нравственных принципов всех государств. Кроме того – интернационализм, патриотизм, уважение к ценностям государства, коллективизм, умение понимать друг друга, милосердие, гуманизм, умение брать ответственность на себя, активная жизненная позиция. Это что – плохо?
– Конечно, нет. Но эта новая молодежная организация должна быть идеологизированной или нет?


О.Д. Евдокимова. Обязательно, ведь идеология – это общность идей, целей, а как жить без цели?


– А что должно быть положено в ее основу?


В.Я. Гречишкина. Патриотизм, гражданственность, коллективизм – словом, то, что было и раньше.


– Но нельзя создать идеологию для молодежной организации, если ее нет в государстве. После внесения в Конституцию 13-й статьи о многообразии идеологий я затрудняюсь говорить об идеологии в России.


О.Д. Евдокимова. А.И. Солженицын писал, что не надо придумывать идеологию, национальную идею, главное – сберечь человека. Президент В.В. Путин взял это на вооружение. А как сберечь – в это очень многое можно вложить: какие качества воспитать, от чего предостеречь, какие условия создать.


М.В. Чекухин. Кстати, об этом же были и социалистические, коммунистические лозунги: главная ценность государства – человек, все – для человека, все – во имя человека…


– Ваши слова только подтверждают истину, что идеологию нельзя придумать, она складывается исторически, а направлять, корректировать ее – дело государства. А что конкретно надо делать? Например, для того, чтобы создать молодежную организацию, которая сможет сплотить молодежь, как когда-то ВЛКСМ?


В.Я. Гречишкина. На государственном уровне должно быть создано министерство – аналог ЦК ВЛКСМ, которое бы занималось организацией молодежи. Причем так, как это было раньше: все работники ГК ВЛКСМ были закреплены за школами. И мы бывали там на заседаниях комитета комсомола, спортивных мероприятиях, различных конкурсах. Я работала с комитетами комсомола школ №№11 и 25. Случилось что-то – директор звонит: приезжайте, разберитесь. Авторитет у комсомола был огромный, помощь от него педагогическим коллективам в воспитании детей – тоже.


Сегодня хотелось бы чаще видеть в школах представителей комитета по молодежной политике, видеть их целенаправленную работу со школьными активами. А то они вспоминают о нас только тогда, когда им надо создать массовость на мероприятиях – звонят, чтобы привели детей. Для отчетов, о которых мы уже говорили. А надо, чтобы дети почувствовали себя полезными – классу, городу, стране. Думаете, маленький Миша Чекухин сильно задумывался об идеологии, когда ехал на целину? Он просто хотел быть полезным, и эту возможность комсомол ему предоставил.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

179