Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

17.11.2015 12:58 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Творчество достойное восхищения!

Автор: Н.Н. Санникова, преподаватель ДШИ №22

29 октября, вечер. Концертный зал Детской школы искусств №22 не вмещает всех желающих, пришедших на встречу с искусством. Свободных  мест нет, зрители стоят в проходах между кресел, в зале расставляют  дополнительные стулья… 

Сегодня праздник для всех любителей классической музыки — слушателей ждет встреча с выпускником школы, учеником ветерана педагогического труда Нэли Зигфридовны Сергеевич, а ныне выпускником специальной школы (колледжа) г. Новосибирска Виталием Силивановым. Творчество Виталия давно знают и любят жители Гурьевского района, его жизнерадостное искусство всегда являлось украшением концертных программ для населения. В стенах родной школы, это его третий сольный концерт, и слушатели уверены, что их ждет чудо соединения молодости и мастерства, которые проявляются в присущих его творчеству искрометности, энергетическом напоре и той особой одухотворенности, которая исходит от осознанного понимания глубинной сути исполняемого и восторга перед великим таинством от соприкосновения с прекрасным, которым он очарован.


По натуре Виталий музыкант-просветитель — во время концертов он распахивает настежь душу, им владеет единственное желание, ради которого он приехал в родной город в день своего рождения, – быть понятым слушателями и дать им возможность ощутить все то, что он чувствует во время исполнения, каждый раз погружаясь в бездны высшего в мире искусства — музыки. Даря слушателям свой исполнительский талант, он получает обратный подарок от зрителей в виде счастливых лиц, горячих аплодисментов и криков «Браво!» Это и есть счастье для начинающего артиста.


Его щедрая душа все время стремится познакомить слушателей родного города с лучшим, что его окружает в музыкальной жизни. Вот и сегодня с ним приехали его друзья — талантливые учащиеся специальной школы (колледжа), такие же, как он, победители региональных, Всероссийских, Международных конкурсов, стипендиаты Губернаторских стипендий Алтайского края Максим Торощин (балалайка) и Новосибирской области Маргарита Нестерова (сопрано).
Концерт молодых музыкантов состоялся в рамках Областного проекта «Музыкальный Олимп» и был посвящен 70-летию Победы. Ребята представили в стилевом и жанровом плане программу. Хочется отметить их основательную техническую подготовку, позволившую так ярко и всесторонне раскрыть внутреннее содержание исполняемого, подчеркнув индивидуальность каждого исполнителя.


Философски насыщенные музыкальные номера в исполнении Виталия поражают своей внутренней готовностью говорить средствами музыки о вечных темах любви, жизни и смерти. Он мастерски противопоставляет противоположности и, предельно их обострив, объединяет в единое целое, которое и есть суть соединения противоположностей. Откуда у юноши, которому вчера еще было шестнадцать, такое дерзкое, мощное и глубоко осмысленное восприятие дуальности жизненных процессов в целом и осознанное приятие надломленности, обострения ее сути в творчестве композиторов-современников?!


Виталий каким-то понятным ему одному шестым чувством, ощущает настроение времени, биение его пульса. Поэтому столь сложное в смысловом и звуковом восприятии произведение А. Нижника «Мактуб» («Да будет так»), благодаря его внутреннему настрою и видению сути, слушалось в полной тишине, захватив зрителей стремительностью разворачивающихся событий. Физически изнурительное произведение было сыграно на одном дыхании. Четкие, жесткие удары многозвучных аккордов, надвигающийся звуковой поток, хаос, развал…надлом и всепобеждающая смерть.


Наверное, личное общение с великими музыкантами современности, соприкосновение с их творчеством дают Виталию мощный заряд, способствующий большей реалистичности в изображении образного содержания исполняемых им произведений. Он влюблен в музыку прославленного мастера Вячеслава Семенова, восхищен его способностью постоянно пребывать в состоянии музыкального поиска. По рассказу Виталия, этот замечательный музыкант после многочасовой работы с учениками попросил лист нотной бумаги и за каких-то полчаса написал сонату, которую Виталий исполнил в концерте. Или это продолжение мысли, зародившейся в процессе работы с учениками, или нахлынувшее вдруг воспоминание о чем-то давно ушедшем, или, наконец, мгновенное озарение в виде сложившийся музыкальные мысли, блуждавшей некогда в потемках сознания, а теперь настойчиво просящейся на нотоносец… Нам не дано постичь творческой сущности гениев, но, благодаря таким исполнителям, как Виталий, мы можем почувствовать горение души Мастера.


Вечная тема художника, ищущего смысл жизни, его судьба во времени: взлеты, но чаще падения, протест, несмирение, надлом и уход. Соната В. Семенова — одно из самых проникновенно исполненных Виталием произведений. Нежно и трепетно, тихо, издалека возникла до боли русская тема. А перед глазами деревенька, покосившиеся избушки, ромашковые поля, чистейшие ручьи… Все это хрупко, и оно там, далеко, прожито в мыслях. Очень тонко сыгранная тема растворяется, уступая место беспокойно бегущей, построенной на назойливо повторяющемся ритмическом рисунке теме, стремительно ускоряющейся и внезапно обрывающейся аккордом, преграждающим ей путь. Это не тихо ушедшая и давно растворившаяся тема-мечта, а реальная пугающая действительность. Мощная лавина резких созвучий, нарастание звуковой массы, пронзительные аккордовые репетиции (многократно повторение), борьба. Но вдруг снова издалека появляется тема той забытой деревеньки — как островок света, тепла и любви. Виталий мгновенно убрал всю тяжеловесность разрушительной силы предыдущей темы, и очень трепетно провел эту щемящую, как отголосок чего-то ушедшего давно и навсегда тему. Ослабевшая, совсем невесомая душа, безжизненно прощаясь со слушателем, растворялась, не в силах вырваться из под тягучих, густых, сковывающих душу, и как бы «вбивающихся» через клавиши внутрь инструмента аккордов. Смерть…


С виртуозом-балалаечником Максимом Торощиным слушатели познакомились в прошлом году. Учащиеся нашей школы очень обрадовались, узнав, что он приедет в школу опять. Максим влюблен в свой инструмент! Виталий рассказывал, что балалайка всегда с ним рядом — пьет ли он чай, сидит ли за компьютером. Молодой виртуоз может прилечь отдохнуть, но при этом лежа продолжает играть на инструменте. «Он спит рядом с балалайкой», — шутит Виталий. Вот такая преданность своему звонко-трепетному инструменту и даёт такие поразительные результаты. Максим покорил всех глубиной в передаче музыкальных образов и беспредельной техникой исполнения. Кружевная легкость головокружительных пассажей, звонкий, упругий и в то же время округлый звук, яркие звуковые градации, необыкновенная напевность голосоведения — все это завораживает и, соединяясь, заставляет погрузиться в стихию русской народной музыки и вспомнить слова великого русского поэта А.С. Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет!»


Мастерское исполнение русского народного танца «Барыня» в обработке А. Гуревича увлекло зрителей, которые вначале тихонько «прихлопывали», затем дружно хлопали в ладоши в такт музыки, завершив совместное с исполнителем творчество криками «Браво»! Начавшись не спеша, как бы лениво тема, постепенно варьируясь, стала ускоряться, как будто вышивался замысловатый узор, постепенно переходящий в звуковые россыпи «каленца», где за звонким то серебристым, то «ядреным» звуком чудо-балалайки слышались шутки, смех, притопывания, перешедшие в головокружительный перепляс! Так, благодаря мастерству молодого исполнителя, зазвучала душа народа!


Легко, напористо и филигранно чисто прозвучала «Тарантелла» — итальянский танец (один из самых быстрых в мире танцев) из оперы Д. Россини «Севильский цирюльник». Темпераментный дуэт Максима с Виталием покорил слушателей слитностью и яркостью исполнения. Бисер балалайки и бархатная густота аккордеона создали особый праздничный характер звучания.


Я уже писала выше о том, что Виталий всегда испытывает радость от общения со слушателями и к каждой встрече с жителями родного города готовится заранее, стараясь не только удивить растущим мастерством, но и познакомить с яркими исполнителями. Еще летом при встрече со мной он, как всегда сияющий, жизнерадостный и полный творческих планов, сказал: «Мы приедем с Максимом и Маргаритой Нестеровой. Это такая певица, вы себе не представляете!» Судя по тому выражению, с которым он говорил, делая акцент на слове «такая», я поняла, что следующий концерт откроет нам имя певицы высокого уровня.
Так и случилось. Воспитанница Бердской музыкальной школы им. Г. Свиридова Маргарита Нестерова в 2012 году поступила в специальную школу (колледж) г. Новосибирска, и за короткий срок стала лауреатом более чем 30 конкурсов, 12 из которых были Международными! У Маргариты красивый по тембру, яркий, сочный голос, которым она замечательно владеет, ему подвластно выражение любых эмоций, от нежнейшей трепетности до страстности и драматизма высказывания. Проникновенно была исполнена «Осень» композитора Форе – история прощания со счастливым прошлым и смирения перед тусклым и безжизненным настоящим, сменившаяся ярким взрывом чувств и накалом страстей в знаменитом романсе А. Верстовского «Старый муж, грозный муж» по поэме А.С. Пушкина. Особенно тепло и выразительно прозвучала песня Н. Будашкина «За дальнею околицей». Чистый, звонкий тембр голоса, звуковая округлость, чуткое отношение к тексту, выразившиеся в какой-то особенной задушевности исполнения — все это вызвало горячий отклик у слушателей и их долгие аплодисменты.


Следует поблагодарить концертмейстера молодых музыкантов Н.В. Рожкову, игра которой поддерживала солистов, помогая раскрыться их таланту в полной мере.


Как всегда на завершающем этапе концерта энергия Виталия усиливалась, потому что наступал момент звучания самой демократичной музыки, понятной всем, по исполнению которой узнавался творческий почерк Виталия. Теперь он уже думал не о том, как правильней и полней (отсюда огромная ответственность перед верностью отображения творческой мыслью композиторов исполняемых им произведений) исполнить произведение, а как зажечь слушателей, заставить их улыбаться, восхищаться тем огромным зарядом жизнелюбия, радостных эмоций, которыми всегда заряжает музыка, сплачивая людей и объединяя в едином порыве.


«Родные польки на родной земле», — так называет Виталий фантазию на темы финских полек, которую он исполняет только в родном городе вместе с преподавателями школы Е.В. Алексеевым, Е.Н. Колесниковым и А.А. Поспеловым. Весело и задорно несется музыка, зрители хлопают в такт, усиливая энергию, которая и так уже достигла своего высокого потенциала, перешедшего по окончанию звучания музыки в долгие и продолжительные аплодисменты. Заслуженное признание упорному многочасовому труду! Виталий поблагодарил всех присутствовавших на концерте за их теплые сердца, горячие руки, красные от аплодисментов ладоши.


Концерт длился долго, но никто не устал, даже маленькая шестилетняя девочка, пришедшая с дедушкой, не попросилась домой, а дослушала все до конца и сказала, что хочет играть, как Виталий. А я вспомнила такую же ситуацию, произошедшую с Виталием, о которой рассказала перед его первым сольным концертом, ведущей которого была. Он в пятилетнем возрасте, под впечатлением от игры знаменитого Петра Дранги сказал маме, что будет играть, так же как Петр. Одно дело мечтать, другое делать. Придя в школу в пять лет, он уже через два месяца обучения выступал перед трудящимися города. В своем итоговом по окончании школы и первом сольном концерте он исполнил трудное в техническом отношении для уровня ученика музыкальной школы произведение П. Дранги «Веро», с которым тот в первый раз вышел на телевизионную эстраду! Уже тогда Виталий знал, что мало мечтать — надо делать то, что приведет его к осуществлению мечты, а именно, очень много и целенаправленно трудиться.
Хочется отметить появившиеся новые способности молодого музыканта.

Простроив программу, он перед каждым произведением давал краткие, весомые характеристики, настраивая слушателей на образное содержания каждого из них, — таким образом, проявив себя в качестве теоретика-музыковеда.

Талантливый человек талантлив во всем, но открывшаяся новая грань его таланта, с которой он хотел бы связать свою будущую профессию, поражает своей масштабностью! Виталий хочет стать дирижером симфонического оркестра! Эта профессия феноменально одаренных высокоинтеллектуальных людей, испытывающих повседневные, огромные эмоциональные и физические перегрузки, ведь надо самому гореть, чтобы разжечь огонь творчества у других.
Если в прошлом году, обучаясь всего лишь второй год в специальной школе, он стал концертмейстером басовых партий в Новосибирском юношеском оркестре народных инструментов, то в нынешнем году ему была поручена обязанность второго дирижера, дающая возможность руководить оркестром в отсутствие первого дирижера. С этой работой он хорошо справляется, умело организуя работу всех групп инструментов оркестра.


Трудно себе представить грандиозность воплощения подобной цели, но зная его постоянную тягу к самосовершенствованию, огромное желание постигать глубинные знания в области музыкального искусства, громадную работоспособность, а самое главное упорству в достижении цели, думаю, у него все получится. Пожелаем Виталию успехов в предстоящем Международном конкурсе дирижеров в г. Казани.


Всем им, молодым музыкантам, восхитившим своим талантом слушателей нашего города, от души пожелаем новых высот в исполнительском искусстве и новых достижений в просветительской деятельности, ведь умение доносить до слушателей мысли и чувства великих композиторов прошлого и настоящего дано не каждому начинающему свой путь музыканту, а только тем, кто предан выбранному пути и для кого жизнь и есть постоянное пребывании с музыкой и в музыке.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1607