Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

06.10.2015 08:15 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 05.10.2015 г.

И всё-таки – семья!

Автор: Виктория КУДИНОВА

С 1 сентября детский дом №2 в Салаире присоединен к детскому дому №1
в Гурьевске: сделано это в рамках реорганизации и реформирования детских домов России, начавшихся три года назад. А на базе бывшего детского дома №2 создается структурное подразделение уже объединенного детского дома
«Центр содействия семейному устройству, подготовки и сопровождения замещающих семей». Детский дом №1 тоже ждет много перемен – не только внешних, но и внутренних. Государство всерьез взялось за реформирование детских домов и вообще всей системы работы с неблагополучными и замещающими (приемными) семьями, а также детьми из этих семей.

Установка: семья


Перед начальником отдела опеки и попечительства Управления образования И.Н. Овсянниковой лежит стопка документов, на основании которых теперь работает наш детский дом. Среди них – Указы Президента России от 2012 года, с которых все и началось. Красной строкой в них проходит главная мысль: приоритетом в сфере защиты детства теперь является сохранение родной семьи и обеспечение семейного воспитания детей, утративших родительское попечение.


Специалисты, работающие сегодня с неблагополучными семьями, кардинально изменили свой подход к таким семьям. Если раньше считалось, что главное – это любым способом оградить детей из неблагополучных семей от того негатива, который они получали в своих родных семьях, то теперь установка другая.

Сейчас при выявлении такой семьи специалистам всех структур, работающими с ними (не только образования, но и администрации района, соцзащиты, полиции), важнее найти в них не плохое, от чего нужно было бы детей оградить, а разглядеть то хорошее, что еще осталось и чему бы дети могли научиться. И лишь в том случае, если спасти семью не удается, ребенка забирают. Детский дом теперь существует как крайняя мера, к которой можно прибегать в исключительных случаях, например, когда ребенку не удается в кратчайшие сроки найти новую семью.


За три года новый подход в работе привел к значительному снижению количества детей, воспитывающихся в детских домах. Если в 2012 году в Гурьевском и Салаирском детских домах было 79 детей, то в 2013 году уже почти вдвое меньше – 48, в 2014 – 35, сегодня – всего 21 ребенок. Причем, такое снижение количества детей – это общероссийская тенденция.


Однако снижение еще не говорит о том, что неблагополучных семей в России и в Гурьевском районе в частности вдруг стало меньше. Их осталось почти столько же, сколько было до начала реформы. Так, в 2012 году на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних администрации района состояло 193 семьи, в 2013 – 207 семей, в 2014 – 194, в данный момент на учете состоят 209 семей. И со всеми этими семьями, чтобы действительно получить какой-то положительный результат, нужно теперь работать больше.

С семьями будут работать плотнее


«Центр содействия семейному устройству, подготовки и сопровождения замещающих семей» как раз и создан для того, чтобы обеспечить семьям более эффективную и квалифицированную помощь и поддержку.


Работать в Центре будут бывшие воспитатели детского дома №2, не понаслышке знающие о проблемах, с которыми сталкиваются неблагополучные и замещающие семьи. В Центре созданы три отдела – «По развитию семейных форм устройства», «Сопровождение приемных семей» и «Постинтернатное сопровождение».


В отдел по развитию семейных форм устройства смогут обращаться те, кто хочет взять или уже взял приемного ребенка в семью. У Гурьевского детского дома есть опыт работы с потенциальными приемными родителями: уже 8 месяцев на его базе для тех, кто планирует взять ребенка в семью, работает «Школа приемных родителей». Также специалисты этого отдела будут помогать в решении любых проблем и конфликтов, возникающих в приемных семьях – юридических, психологических, медицинских.


Отдел сопровождения приемных семей будет в течение года помогать тем семьям, которые взяли приемного ребенка. Кроме того, специалисты этого отдела будут работать с родными семьями. Все-таки задача номер один – это не устроить ребенка из детского дома в приемную семью, а вернуть в свою. За последние 8 лет работы им удалось восстановить 7 семей своих воспитанников детского дома №1.


Специалисты отдела постинтернатного сопровождения будут брать под более серьезный надзор всех своих выпускников до 23 лет. Это не только поможет вчерашним детдомовцам увереннее чувствовать себя в жизни, но и сведет к минимуму факты социального сиротства, когда в детский дом из-за неустроенности бывших выпускников детского дома попадают уже их дети.

Вместо воспитателей – мама и папа


Впрочем, говорить о ненужности детского дома пока рано. К сожалению, в нашем детском доме все еще есть дети, для которых пока не нашлось семьи. Между собой педагоги называют таких ребятишек «дети риска по семейному устройству», другими словами, это дети, которых неохотно берут в приемные семьи. К такой категории «риска» относятся чаще всего дети старше 10 лет, инвалиды, а также дети, у которых более двух братьев или сестер. Что делать с ними?


Сегодня таких «невостребованных» детей в нашем детском доме 21. И их тоже нужно как-то научить жить именно в семье, чтобы они в будущем смогли стать достойными родителями для своих детей.


Много раз я общалась с ребятишками из детского дома и всегда задавала им один и тот же вопрос: «А ты хочешь жить в семье?» Вопреки расхожему мнению о том, что все детдомовские дети хотят в семью, ребятишки часто отвечают отрицательно. В этот раз я снова задала этот вопрос одному из воспитанников нашего детского дома, и он категорично сказал, что ему не нужны родители — ни родные, ни приемные.


Директор детского дома Н.А. Полянская пояснила, что причин такого ответа может быть несколько. Первая – защитная: мол, это не меня не берут в семью, а я не хочу и не иду. Вторая – из-за страха, что их вернут в детский дом, как возвращают некоторых ребятишек. И третья, пожалуй, самая неприятная, когда ребенок действительно не нуждается в семье, потому что детский дом со всем своим казенным устройством стал для него родным домом. Такие дети вряд ли смогут создать в будущем полноценную семью, потому что у них не было примера для подражания.


Чтобы у ребятишек из группы «риска» был шанс научиться жить в семье, по задумке государства все детские дома в России после реформирования должны превратиться в подобие семейных. А для этого в них должны быть не группы и кабинеты, как в казенном учреждении, а комнаты и квартиры – как в доме. Дети должны делиться не на группы в зависимости от возраста и пола, а на «семьи». В каждой такой семье должны быть постоянные воспитатели, желательно обоих полов, чтобы дети от каждого из них могли чему-то научиться, как от мамы и папы. Кроме того, в каждой семье, как и в обычной, должны жить вместе разнополые и разновозрастные дети. Кровные братья и сестры, естественно, также должны жить в одной семье.


Но главное, государство теперь предлагает детским домам делать то, за что еще вчера их могли наказать. Ровно год назад директор детского дома №1 Н.А. Полянская рассказывала мне, что на свой страх и риск установила в детском доме стиральные машины, чтобы научить воспитанников стирать личные вещи. И дабы не быть наказанной за то, что она привлекает детей к работе, даже взяла с них письменное согласие на это. Тогда же мы мечтательно говорили с ней и о том, что неплохо бы сделать в детском доме что-то наподобие кухни, где бы дети сами могли подогреть еду, вскипятить чай, приготовить что-то и принять гостей.

Чтобы они сами потом могли вымыть посуду за своими гостями и убрать со стола. Тогда это звучало как фантастика, сегодня это – почти реальность.

На шаг впереди


Как ни странно, несмотря на реформы, в данный момент в нашем детском доме внешне практически ничего не изменилось. Но не потому, что здесь не выполняют рекомендаций, а потому, что наши педагоги оказались на шаг впереди государства. Н.А. Полянская рассказывает, что наш детский дом был поделен на «квартиры» еще пять лет назад во время ремонта. Все три «квартиры» отделены дверями. В каждой из них, как и в обычном доме, есть зал, несколько спален, учебный кабинет с компьютером, отдельный санузел с душевой кабинкой и стиральной машиной. Стирают ребятишки свои личные вещи сами, хотя и под присмотром взрослых. Вся мебель в этих «квартирах» тоже домашняя. Когда появилась возможность заменить старые шкафы, столы и казенные кровати на новые, здесь, не раздумывая, сменили их на домашние «мини-стенки», аккуратные компьютерные уголки и удобные кровати. Стало уютнее и как-то теплее, что ли.


Сегодня воспитанники детского дома вместе с воспитателями присматривают место для будущих кухонь. Как только ребятишек станет еще меньше, освободится помещение и найдутся спонсоры, которые помогут купить мебель для кухни, дети смогут приглашать к себе гостей «на чай». Хотя, по словам педагогов детского дома, приглашать гостей и ходить в гости в хорошие семьи детям не запрещают и сейчас.


Коллектив воспитателей в детском доме не меняется. Единственное, жалуются, что с «папами» плоховато, а они очень нужны, так как живут в детском доме в большинстве мальчишки. Но над этим здесь работают: за последние полгода в детский дом пришли работать четыре мужчины, есть вероятность, что пятый будет принят в ближайшее время.

Есть надежда


Новые формы работы детских домов, естественно, предполагают и новые стандарты оценки качества работы. Перечислять четыре печатных листа таких показателей, думаю, смысла нет. К счастью, в нашем детском доме, на несколько шагов опередившем государственную политику, больше мыслят и говорят не казенным языком, а человеческим. Любому гостю здесь с гордостью расскажут десяток-другой счастливых историй о том, как кто-то из бывших воспитанников обрел семью, поведают и о трагедиях, как ребятишки не смогли прижиться в приемных семьях, и обязательно покажут все награды, заработанные их воспитанниками в разных конкурсах. В этот раз мне показали целых три медали «Надежда Кузбасса», которыми отмечены те самые «дети риска», для которых пока не нашлось семьи. Глядя на эти «надежды», я вдруг на секунду поверила, что при новом подходе у нас все же есть пусть пока и призрачная надежда когда-нибудь закрыть все детские дома России за их ненадобностью.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

167