Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

05.10.2015 08:44 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 05.10.2015 г.

Урок стремления к совершенству

Автор: Елена Беседина

Вера Алексеевна Степанова связана с Сосновской сельской школой уже 45 лет. Она преподает дисциплину, о которой говорит с большим вдохновением. При встрече с ней я была просто заворожена ее четким, поставленным голосом, который может быть только у учителя с большим стажем, большим опытом и большим желанием донести истину о своем предмете до каждого ученика. Казалось, она с воодушевлением и подъемом может говорить о школе и своем любимом деле бесконечно. Я на какое-то время невольно почувствовала себя ученицей, которая на лету ловит каждое слово любимого учителя. Вы думаете,
она преподает литературу или, может, историю? Нет, Вера Алексеевна – математик!

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Эти слова принадлежат Льву Толстому. Сказанные классиком больше века назад, они и сегодня – суть учительской работы. Вера Алексеевна начала ее постигать в начале 70-х, когда окончила Новокузнецкий педагогический институт и, сама будучи родом из Новокузнецка, приехала работать в сельскую школу. Тогда, вспоминает она, отец старосты их группы, который был директором одной из школ Беловского района, попросил студентов в помощь. Так они и разъехались по сельским школам. Многие там и остались. Вера Алексеевна осталась навсегда. Правда, не все 45 лет своей трудовой жизни она безраздельно посвятила Сосновской школе. Какое-то время в совхозе занимала должность начальника отдела труда и заработной платы, была председателем сельсовета, работала главным экономистом совхоза, но при этом она все равно вела уроки математики в школе. А потом и вовсе решила вернуться в школу окончательно.


«Казалось бы, – рассуждает Вера Алексеевна, – в школе больше нервов, больше напряжения, но я всегда чувствовала, это – моё!» В стенах школы даже болячки отступили, которые уже начали одолевать, и как будто открылось второе дыхание. Она признается, что уже после первого своего выпуска поняла, что как учитель она состоится: практически все ее ученики поступили в вузы. А без математики в большинстве случаев, как известно, туда ходу нет. С того времени к математике стало требований еще больше. Прибавился ЕГЭ. И если ученик только раз в своей жизни сдает ЕГЭ, то Вера Алексеевна делает это каждый год по нескольку раз – вместе с каждым из своих учеников. И каждую оценку переживает как личную победу или как личную неудачу.


«Я учитель старой закалки, – говорит она про себя. – Все обязательно через себя пропускаю». И делится беспокойством по поводу тех учеников, которые не мучают ее вопросами, лишний раз не подходят на переменах и не требуют объяснений сложных задач. Ведь математика, убеждена учитель, это бесконечный поиск, это стремление дойти до сути, это умение найти связи между разными формулами и явлениями. И бесчисленные решебники, где «заботливые» издатели выдают ученикам уже готовые решения с ответами, по мнению математика Веры Алексеевны, большая беда, которая лишает ее учеников способности овладевать знаниями. Решебник, конечно, ответ правильный даст, да вот только вряд ли поможет заработать хорошую оценку.

Веру Алексеевну не проведешь: она всегда знает, ребенок сам решил задачу или списал из книжки-шпаргалки. А оценки она ставит строго, даже порой жестко.
Она всегда была сторонником строгой дисциплины в школе: без дисциплины, убеждена Вера Алексеевна, никогда не будет хороших знаний у учеников. Эту прописную истину она старалась донести и до своих дочерей, которые тоже стали педагогами. Причем младшая закончила сельхозинститут по специальности очень даже далекой от педагогики, однако, как говорится, зов крови оказался сильнее. Сегодня она работает завучем и учителем географии в той же школе, что и ее мама.


Строгость характера «математички» ребят Сосновской школы не пугает, ведь сельская школа – она особенная, здесь все друг другу ближе и даже роднее. Здесь все на виду – и со своими радостями, и с горестями. Вера Алексеевна, заглянув в глаза каждому из своих учеников, знает, что у них на душе. И они знают Веру Алексеевну как человека доброго, неравнодушного, который всем сердцем болеет за их успехи. Тем более что ребята видят ее не только у классной доски, но и на сцене дома культуры, где она часто выступает с вокальным коллективом, а еще она – депутат Сосновского сельсовета.
Так что столько в душе этого человека сил и вдохновения жить и учить, что об отдыхе она и не думает. «Нет, только не сегодня», – смеется Вера Алексеевна и, услышав звонок, торопится на урок к семиклашкам. Мой же урок знакомства с учителем, который так близок к толстовскому понимаю совершенства, к сожалению, подошел к концу…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

213