Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

26.10.2015 10:34 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 26.10.2015 г.

Чтобы расправить знамя, надо пойти против ветра

Автор: Ольга Силиванова

У Андрея Евгеньевича Тропина нет высоких спортивных титулов, но они есть у его учеников, спортсменов, которых он воспитал. Не случайно в 2012 году он был признан лучшим тренером Кемеровской области. Его стезя – тренерство, и никто лучше него не расскажет, как из простых мальчишек и девчонок вырастают чемпионы и почему не каждому удается добиться высот в спорте.

– Почему кто-то не мыслит свою жизнь без спорта, а другого невозможно заставить даже просто заниматься физкультурой – это касается и взрослых, и детей?


– ВДРУГ взять и полюбить спорт так, чтобы жизни без него не мыслить – так не бывает. Любовь к спорту приходит через большой труд, терпение, боль, падения и взлеты. А начинается этот путь в детстве. Если в детстве организм зарядили спортивным желанием, то и дальше, уже во взрослой жизни, человек будет двигаться и развиваться по спортивному пути. Поэтому надо в детстве не упустить момент и начать прививать любовь к спорту.
Во взрослой жизни вдруг и сразу серьезно заниматься спортом никто не сможет, да и не получится, максимум – это физкультура и здоровый образ жизни.
В большой спорт дорога открыта только человеку с базовой подготовкой, которую он получает в детстве.

– Андрей Евгеньевич, почему Вы связали свою жизнь со спортом?


– У меня всегда был хороший пример для подражания – мои родители. Несмотря на то, что по профессии они медики, мама и папа занимались лыжным спортом, участвовали в соревнованиях, становились призерами. Когда мне исполнилось 3 годика, они впервые поставили меня на лыжи, привязали веревочкой к себе – так в упряжке мы и ходили по лесу. Когда пошел в 1 класс, отец настоял, чтобы я записался в спортивную школу. Мы жили в Салаире, у нас там было отделение от Гурьевской спортивной школы. А в Гурьевск имели право ездить и заниматься в ДЮСШ только лучшие спортсмены. Вот моей целью и стало – стать лучшим среди своих ровесников. Через два года я добился высоких результатов и меня перевели в Гурьевскую спортивную школу.
Спортивный азарт во мне разгорался – мне захотелось стать лучшим в Гурьевске, потом в районе, потом в области. Я тренировался на износ, и мои мечты сбывались. С победами я получал огромную порцию радости, удовлетворения. Ради таких минут можно преодолеть многое.
После школы была единственная мечта – пойти учиться на тренера, потому что я уже не представлял себе жизни без спорта. Окончив Омский институт физкультуры и спорта, я вернулся в родной город и уже своим ученикам стал помогать осуществлять спортивные мечты. За 20 лет тренерской работы я воспитал немало достойных спортсменов, которыми горжусь.
Например, наша чемпионка – биатлонистка Евгения Павлова. Она мастер спорта международного класса, чемпионка мира среди юниоров в США в 2014 году, победительница универсиады в 2015 году. Сейчас она тренируется в составе основной сборной России по биатлону. Надеюсь, мы ее увидим на Олимпийских играх.
Пошел в большой спорт и биатлонист Алексей Дикарев, кандидат в мастера спорта. Сейчас он тренируется в Новосибирске.
Наша звезда – мастер спорта по лыжным гонкам Дарико Хасая – в этом году пришла к нам в школу работать тренером и уже сама готовит будущих чемпионов.
Моя гордость – это и Артем Мазур, дважды серебряный призер первенства Сибирского Федерального округа по лыжным гонкам, и Андрей Ушаков – неоднократный победитель областных соревнований, и многие другие.

– Андрей Евгеньевич, что для Вас значит быть хорошим тренером?


– Хороших или плохих тренеров не бывает. Ты или тренер, или нет. Во-первых, тренер должен быть тренером 24 часа в сутки и 365 дней в году. Жертвовать своим свободным временем, общением с семьей ради своих воспитанников. Во-вторых, очень важно приходить на работу в хорошем настроении и уходить удовлетворенным результатами своей работы, и тогда твой оптимизм будет передаваться детям. И, в-третьих, нельзя стоять на месте, надо постоянно чему-то учиться. Мир не стоит на месте, все меняется, надо шагать в ногу со временем, а значит, быть на одной волне со своими воспитанниками. И если в душе возникла хоть малейшая нотка нежелания заниматься тренерской работой, стоит сменить профессию. Спорт любит честность.
Я вкладываю в ребенка всю свою душу, передаю все свое мастерство и любовь к спорту, и уже неважно, чемпионом он станет или нет, главное, я уверен, что в жизни он добьется многого. Ну, а если мой воспитанник продолжит спортивную карьеру, это для меня гордость. Значит, я недаром хлеб ем.

– Чтобы ребенок добивался побед, помимо работы тренера необходима еще и родительская помощь в плане финансовом. Насколько у нас финансируется детский спорт?


– Многие родители считают, что отдали ребенка в спортивную школу, а там из него великого спортсмена сделают. Это далеко не так. Первую ступеньку становления спортсмена, конечно же, помогут преодолеть тренеры-преподаватели. Но если ребенок и дальше показывает хорошие результаты и ему надо двигаться вперед, то тут без финансовой помощи родителей не обойтись. Дорогостоящая экипировка, спортивный инвентарь, определенное питание и медицинский осмотр – все это ложится на плечи родителей. Они наши первые и главные помощники.
Сейчас детский спорт – дорогое удовольствие для родителей. Но родителям надо понять, что вкладывать средства в спортивное увлечение ребенка надо, и поощрять, и поддерживать его в этом, чтобы потом не вытаскивать его из подворотни.


– Спортсмены – особенные люди. Это определяется характером?


– Спорт – это, прежде всего, состязание, в котором могут принимать участие только сильные телом и духом люди. В спорте нельзя бояться ошибаться, потому что там, где есть победы, там есть и поражения. Упал – вставай и двигайся дальше! Спортсмены – это еще и большие трудоголики. Без трудолюбия в спорте вообще нельзя. Часами выматываться до изнеможения заставить со стороны никто не сможет. Это должен сделать только ты сам. И это тебе должно нравиться.
Если в детстве ребенок прошел спортивную школу, то он, став взрослым, непременно добьется высоких результатов в любом труде, в карьере. Потому что он умеет бороться, он трудолюбив и вынослив, он умеет проигрывать, у него есть цели, он хочет быть лучшим. Даже если он не пошел в большой спорт, такому человеку будут рады на любом предприятии, в любой профессии.

– Говорят, что плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Спортсменам обязательно надо стремиться к высшим достижениям?


– Это качество должно присутствовать в любом спортсмене. Только стремление быть лучшим, желание победить, завоевать признание помогут спортсмену справиться с той изнурительной работой, с теми нагрузками, с которыми он сталкивается ежедневно. Невзирая на дождь, снег, жару, он должен постоянно работать над собой. И не потому, что тренер сказал, а потому, что сам этого хочет.
Я всегда говорю своим воспитанникам, что в спорте всё и сразу не бывает. Чтобы добиться высоких результатов, надо пройти много ступенек, и на каждой ставить цель более высокую, и достигать ее.
Как-то давно я услышал высказывание: «чтобы расправить знамя, надо пойти против ветра». Оно стало моим девизом в жизни. В спорте так же: если ты хочешь разбудить свой организм, свои задатки и «развернуть свое знамя», то есть стать лучшим – надо идти против ветра, как бы ни было трудно и больно. В спорте нельзя бежать по ветру или пережидать в сторонке.

– Говорят, что занятие спортом у ребенка забирает детство, в котором должно быть много свободного времени и отдыха, а спорт – это постоянные тренировки, усталость…


– Я вспоминаю свое детство – это догонялки, прыгалки, прятки, футбол, волейбол. Домой с улицы мы возвращались чуть живые от усталости. Наши подвижные игры были порой тяжелее любых тренировок. И никто не жаловался. По сути это были такие же тренировки, соревнования, от которых мы получали массу эмоций – радость, гордость, если победили. Такие же ощущения получает и спортсмен на соревнованиях.
А сегодняшние дети сидят в интернете, играют и общаются там же. Не спорю, компьютерные игры дают ребенку тот адреналин и те эмоции, которые он мог бы получать от занятий спортом. Но во взрослую жизнь он пойдет сгорбленный и с кучей болячек.
Я считаю, что все-таки детство проходит до школы. В детском саду – игры, общение, много отдыха. А уже с 1 класса у ребенка начинается взрослая жизнь, он должен быть занят, много работать над собой.

– Андрей Евгеньевич, надо ли ребенка заставлять заниматься спортом? Как понять, в какой вид спорта определить свое чадо, и можно ли его записать сразу в несколько спортивных секций?


– Ни в коем случае нельзя ребенка из-под палки заставлять заниматься спортом, это его может сломать. К тому, что спорт необходим для жизни, ребенка надо грамотно подвести и убедить в этом. Вместе посмотрите спортивные передачи, сходите семьей на городские соревнования, пообщайтесь со старшими детьми, которые уже не один год занимаются спортом. Заинтересуйте его.
Не надо кидаться записывать ребенка во все секции. Необходимо понять, каким видом спорта больше ребенок заинтересовался. Если ребенок гиперактивный, возможно, ему подойдут легкая атлетика, лыжи, бег. Если малыш физически развит, возможно, он найдет себя в силовых видах спорта, карате, боксе.
Но если ребенок хочет ходить сразу в несколько секций, то ограничьте его двумя, и то, если при этом он успевает учить уроки, в школу идет не уставший и у него есть хоть немного свободного времени. Все должно быть в меру.

– Стать лыжниками, каратистами, боксерами мечтают многие мальчишки. Записываются в секцию, но уже через месяц-другой бросают. Почему?


– В спорте остаются трудяги. Как я уже говорил, спорт – это тяжелейший каждодневный труд. И тот, кто готов работать над собой, тот никогда не бросит заниматься спортом.
Все ребятишки приходят в спортивные секции более или менее одинаковые. У тренера ко всем ребятам одинаковые требования, но уже через неделю-другую становится понятно, кто пришел работать, а кто – проводить время. Первые каждый день выкладываются по полной, у них все получается, они быстро добиваются хороших результатов, а вторые – ленятся и, потеряв к занятиям интерес, бросают все и уходят. Бывало, что ко мне записывались целыми классами, но до выпускного доходили лишь два-три человека. Но зато самых сильных и трудолюбивых!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

523