Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

04.02.2014 14:09 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 31.01.2014 г.

Культуру надо насаждать или защищать?

Автор: Татьяна КОПЫТОВА
2014 год Указом Президента объявлен Годом культуры. В Кузбассе пошли дальше – у нас будет Год культуры и познавательного туризма. Чтобы поговорить о планах на этот знаковый для культуры год, о состоянии нашей культуры и путях решения существующих проблем, за «круглым столом» собрались руководители и специалисты учреждений культуры района, педагоги, представители религиозных конфессий, журналисты. Это не случайно, ведь культура – это не только деятельность учреждений культуры. Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и обществом в целом навыков и умений. Так что разговор получился интересный и разноплановый.

Куда пойти?
Сначала говорили о том, какими мероприятиями будет ознаменован Год культуры в районе. Не я одна не люблю слово «мероприятие», но здесь я его употребляю намеренно, потому что, как сказала начальник отдела культуры С.П. Козленко, работают они так, что скучное слово «мероприятие» выливается в горящие глаза зрителей. Кто откажется побывать на таком мероприятии, как фестиваль хоров и вокальных групп «Живи, Россия, здравствуй!» – ведь это практически 300 поющих земляков! В этом году фестиваль будет особым, потому что в России по инициативе всемирно известного дирижера В. Гергиева восстанавливается хоровое общество, и наш район не останется в стороне от этого движения.
«Виктория» в этом году будет не просто конкурсом солдатской песни, а проектом, посвященным 25-летию вывода советских войск из Афганистана, и в его рамках будет проведен целый цикл мероприятий.


Работники предприятий и учреждений с нетерпением ждут продолжения проекта, в котором они показывали свои таланты, и продолжение будет, причем интересное и нестандартное. Конечно, получит новое звучание фестиваль национальных культур: за два года его полюбили, и в этом году он должен стать особенным, потому что только бережное отношение к традициям своих предков и гордость за их культуру позволяют расти духовно.
Три дня будет продолжаться фестиваль «Молодые таланты», на котором молодые жители района смогут показать все, что они могут и в области прикладного творчества, и в хореографии, вокале и т.д., не останутся в стороне и представители субкультур – высказаться сможет каждый.
Совместный проект Литературного салона и школы №11 «Кабинет литературного краеведения» поможет молодым людям познакомиться с творчеством наших земляков.


Конечно, будут продолжать работать все 19 клубных учреждений, и «Гурьевский Арбат» будет, и «Фонтан Променад», но особое внимание работники культуры намерены уделить этнической площадке в д. Шанда.
В этом году музею исполняется 55 лет, а зданию, где он расположен – 110. Музейные работники в юбилейный год хотят наиболее полно раскрыть свои фонды перед зрителями, и из месяца в месяц показывать коллекции – бытовых приборов советских времен, мебели, рукоделия, архивных документов и т.д., а традиционная музейная ночь 18 мая будет посвящена музейным историям.

Всё начинается с детства
Раз 2014 год объявлен Годом культуры – значит, государство старается привлечь особое внимание к проблемам культуры, значит, есть там проблемы, которые надо решать всем миром. Один из участников «круглого стола» на это моё заявление, сразу посуровев, ответил, что с культурой в районе всё нормально. Согласна, что нормально и даже лучше обстоят дела с достижениями наших учреждений культуры, с уровнем их работы, с профессионализмом и творческим задором сотрудников, с подготовленными ими «звездочками», которые год от года радуют нас своими талантами. Но есть проблемы с материальной базой учреждений культуры, есть насущные вопросы, как сохранить культурное наследие, как сделать обретение культуры каждым человеком более доступным, как, наконец, оздоровить наше общество, потерявшее традиционные культурные ориентиры.


О том, что сделано для решения вопросов по ремонту музея и Дворца культуры в Гурьевске, то есть о проблемах с материальной базой, начальник отдела культуры С.П. Козленко рассказала – и вы можете сегодня прочитать не интернетовские измышления, а то, как обстоят дела на самом деле. Ситуация такая, что наши с вами обсуждения ее не спасут.


Основополагающим моментом обсуждения других вопросов стало убеждение всех участников встречи, что начинать надо с детства – если интерес к культуре, тяга к творчеству будут заложены в этом возрасте, то человек пронесет их через всю жизнь и постарается передать потомкам. «Духовно человек может расти, когда у него есть бережное отношение к прошлому», – сказала директор музея И.А. Богачева и рассказала, как уже порядка восьми лет они организуют интеллектуально-краеведческую игру для школьников, которая направлена именно на развитие интереса к своей малой родине. «Патриотизм начинается именно отсюда – с места, где ты родился, живешь. И как только начинаешь любить его и людей, которые тебя окружают, начинается патриотизм», – продолжила она.


Детям не хватает живого человеческого общения – на этом настаивала преподаватель русского языка и литературы школы №10 О.Д. Евдокимова. Она – продвинутый учитель, и не против, если старшеклассник пишет не в тетради, а в планшетнике (как Ольга Дмитриевна говорит, надо учитывать, к чему у ребенка душа лежит), но она категорически отказывается общаться со своими учениками в соцсетях, потому что ничто не может заменить живую беседу.
Много еще высказывалось мнений, но все, как уже говорилось, пришли к одному – начинать надо с детства. Но как?

Порог перед открытой дверью
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Л. Толстой в «Анне Карениной» и, полностью соглашаясь с ним, в русле нашего разговора хочется продолжить егФо мысль: в несчастливых семьях, в семьях неблагополучных дети несчастливы уже тем, что родителям нет дела до приобщения их к культуре. Они не водят их, еще дошколят, за руку в школу искусств, на каток и на праздники, не учат их читать книги, слушать музыку, наконец, просто общаться с людьми. В школе основная задача – получение знаний, то есть предметно и индивидуально развивать каждого ребенка школа тоже не может. Ребенок из несчастливой или не очень счастливой семьи, будь открыты перед ним сто дверей учреждений культуры, ни в одну из них не сможет войти сам, ему нужна помощь. Он сможет войти в эти двери только вместе с другими детьми, с которыми ему привычно и комфортно, например, с одноклассниками. И потому, говоря о приобщении всех детей к культуре, участники очень много внимания уделили взаимодействию школ и учреждений культуры. В качестве положительного примера дважды прозвучала школа №5: ученики начального звена дважды в неделю в 2013 году ходили на музейные уроки в музей, их водили и возили на экскурсии, рассказывали много интересного, разрешали прикоснуться к экспонатам, а в этом году работники детской библиотеки проводят уроки в школе, и все довольны таким сотрудничеством. Но, к сожалению, такие примеры пока единичны. Так, в музее разработана образовательная программа «Моя Гурьевская Русь». Она оценена на уровне области, получила губернаторский грант, в программу включены интересные экскурсии, как, например, на первую в Сибири электростанцию, которая в 1925 году была построена в Горскино. Но ни одна гурьевская школа не откликнулась на предложение музея, и наши музейные работники возят по этим экскурсионным маршрутам беловских школьников – тем педагогам они показались интересными и полезными для детей. «В своем Отечестве пророка нет» – вечные, видимо, слова. Более того, наших детей возят на экскурсии на этническую площадку с. Беково, но не д. Шанда. С.П. Козленко признала, что площадка в Беково больше наполнена этническими объектами, чем наша, но у нас в Шанде есть руководитель В.И. Сатин, который может много дать детям в понимании нравственности, культуры. К тому же, и площадка не остановилась в своем развитии.


Получается, что у сферы культуры сейчас особая миссия – показать ребятишкам что-то такое, что вызовет у них интерес к творчеству, краеведению, чтению и т.д., такой интерес, чтобы «зацепил», потребовал новых знаний и умений, сформировал цель в жизни. Но это возможно только при тесном взаимодействии учреждений культуры и образования, этого взаимодействия и надо добиваться на первых порах, а дальше, когда ребенок окунется в пласт культуры, «само пойдет», как сказала зам. начальника управления культуры Н.Г. Титова. И малообеспеченность семей не отговорка: в музее проводятся «Дни открытых дверей», когда все посетители проходят бесплатно, проходят концерты и в школе искусств, есть праздники и мероприятия в каждом учреждении культуры, где за вход не берут ни копейки – вот они, двери, открытые для всех. Но работники культуры не могут детей вылавливать на улице, чтобы привести на праздник или выставку, здесь инициатором должен стать школьный учитель. Без него никакого взаимодействия не получится.

Насаждать или защищать?
Такой вопрос возник спонтанно: О.Д. Евдокимова перефразировала известное высказывание С. Капицы о том, что культуру надо насаждать – по ее мнению, культуру надо защищать. Она очень пра

вильные вещи говорила – например, о том, что критерии оценки культуры всегда необъективны, на уровне «понравилось – не понравилось». Вспоминала, как современники оценили «Мертвые души» Гоголя: кто-то восхищался, кто-то отверг сразу, а кто-то узнал себя и возмущался… Культуру надо защищать не только в ситуациях, когда субъективная оценка выдается за истину в первой инстанции, ее в буквальном смысле надо защищать от разрухи – это я говорю про здания. Парадокс, но Год культуры не принес учреждениям культуры ни одного дополнительно рубля на развитие, восстановление, сохранение.
На мой взгляд, эти цели нельзя противопоставлять: надо защищать то, что, возможно, увидится на расстоянии, бережно хранить все, что есть в багаже и насаждать, насаждать, насаждать культуру.


Г.Э. Мезенцева так рассказала о самых маленьких зрителях на концертах в школе искусств: «Вначале они спят, балуются – классическую музыку тяжело воспринимать человеку непросвещенному и неискушенному, а потом начинают слушать и понимать». И то, что им изначально насаждалось, начинает приносить удовольствие, и они с радостью пойдут на следующий концерт.
Сегодня настоятель Свято-Троицкой церкви отец Александр искренне радуется, что преподавание основ православной культуры ведется на высоком уровне и что дети скоро придут на экскурсию в храм. Всё когда-то было порушено, церковь пережила тяжелые времена, и через поколения это дает о себе знать… Как не радоваться тому, что дети будут приобщаться к культуре своих предков!


Показательный пример привела директор ЦБС г. Гурьевска М.А. Обухова. В библиотеке начали работать курсы компьютерной грамотности. Основной контингент – пенсионеры. А потом пришло указание набрать молодежную группу… Что с ней делать? Чему учить, ведь молодежь сейчас всё в компьютерах понимает. Оказалось, не всё. Провели анкетирование, выявили уязвимые места: молодые люди могут скачать музыку, а программу Word, необходимую каждому развитому человеку, не знают. С марта по декабрь группа занималась ко всеобщему удовольствию: ребята получили по окончании сертификаты, которые стали украшением их портфолио, сотрудники библиотеки ощутили приток молодого читателя.


А что касается поправок в поведенческую культуру, так это каждый из нас должен и может вносить. О.Д. Евдокимова рассказала, как две девочки пели песню о маме: орали, насколько хватало голосовых связок. Тихонько поговорила с одной из них: так о маме не поют… И та поняла.
Из таких серьезных дел и, казалось бы, несущественных мелочей и взрастает культура. Насаждать и сажать – слова однокоренные, что посадим, то и вырастет. Только заниматься этим надо всем миром. Пусть учитель сводит детей в музей, пусть умелец научит своему ремеслу хоть одного ребенка, пусть прохожий остановит сквернословящего подростка – начало будет положено, а дальше пусть и не само, но пойдет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

117