Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

27.01.2014 15:47 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 17.01.2014 г.

Работа над ошибками

Автор: Г.В. Мельникова
Учителя начальных классов часто сталкиваются с проблемами нарушений письма. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове. Взрослые списывают такие ошибки на невнимательность малышей или их лень. А между тем, это очень серьезное нарушение, которое требует долгой коррекционной работы, и если вовремя не начать бороться с этой проблемой, то в дальнейшем письменная речь ребенка будет только ухудшаться.

Если ребенок делает ошибки в письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка. Таким детям ставят диагноз – дисграфия.

По статистическим данным количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия? Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок.
1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).
8. Неаккуратность в тетради:
- ребёнок не замечает поля и продолжает писать до самого края тетради;
- съезжает со строчек к концу предложения;
- неправильно переносит слова;
- не делает пробелов между словами;
- не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее предложение с маленькой буквы.


Нарушение письма – проблема серьезная, но разрешимая. И, прежде всего, надо понять причины, которые привели к дисграфии.


Есть медицинские причины. Если так случилось, что беременность или роды протекали не идеально, малыш пострадал, то риск возникновения проблем с развитием возрастает. В результате гипоксии (недостатка кислорода при родах) страдают отделы головного мозга, от которых зависит, как будут формироваться психологические функции, участвующие в процессе письма. Если в дошкольном возрасте из-за этого возникли нарушения устной речи, то они вполне могут отразиться и на ее письменном воспроизведении.
Существуют и социально-психологические причины.


Психологи полагают, что недостаток в общении, излишнее сюсюканье с ребенком, а также завышенный, не по возрасту малыша, уровень требований в отношении грамотности губительно сказываются на развитии и обучении малыша. Так, постоянная учебная муштра и нескончаемая критика недостатков могут привести к различным проблемам развития, в том числе и к дисграфии.
Важно не забывать, что любой перекос в детско-родительских отношениях, частые семейные конфликты между взрослыми, к сожалению, могут отражаться на успеваемости в школе – в первую очередь. Очень важен и возраст, когда с ребенком начинают заниматься чтением и письмом. А также методы и темпы обучения, которые в идеале должны быть индивидуальными для каждого ребенка, с учетом особенностей его характера и темперамента. Большинство специалистов сходится на том, что знакомить малыша с «Азбукой» раньше 3,5-4 лет не стоит. Учиться писать буквы тоже пока не обязательно. Рука крохи, так же, как и вся его нервная система, должна быть готова к этому процессу.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно дать следующие 
советы родителям

* Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100% детей с проблемами по русскому языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. Соблюдая в играх правила, малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
* Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.
* Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
* Занятия музыкой, в частности, игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
* После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
* Но самое главное, родители должны сразу же обратиться за помощью к специалисту.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

79