Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

27.01.2014 15:39 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 17.01.2014 г.

Дороги можно выбирать, а можно – строить

Автор: Ольга СИЛИВАНОВА
Трудовой стаж Ивана Андреевича Паршина – 60 лет. В 1942 году он сел за баранку: пахал, сеял и убирал урожай в совхозе «Новопестеревский». С 1976 по 1982 год Иван Андреевич возглавлял родной совхоз. Трудовые заслуги отличного механизатора и грамотного руководителя отмечены орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Оглядываясь назад, главным своим достижением Иван Андреевич считает строительство дорог, связавших деревни Новопестерево, Загорную, Мостовую и Дегтяревку. Это как раз тот след в истории, который виден потомкам, существование которого не надо доказывать. Сегодня Иван Андреевич поделился воспоминаниями о том, как в 70-е годы всем районом строили новопестеревские дороги.

У богатого совхоза – разбитые дороги
– В 70-х годах совхоз наш был довольно богатый. Только за время моего руководства у нас поголовье свиней выросло с 6 тысяч до 11200 голов. А поросят в 1982 году мы получили аж 16 тысяч. В год мы по плану сдавали 1200 тонн мяса, а однажды сдали 1300 тонн, тогда мне даже зарплату на 10 рублей подняли, стал получать 220 рублей.


Основной откорм свиней был в Мостовой, а места у нас болотистые, каждую весну и в дождливую погоду дороги так размывало, что ни одна машина по дороге не могла проехать, и каждый мы раз сталкивались с проблемой вывоза мяса из деревни. Чтобы вывезти свиней, вместе с грузовой машиной в деревню отправляли гусеничный трактор. А в Загорную вообще ни одна машина не могла проехать, так как дорога была одной большой канавой с водой, даже трактора порой застревали.


Я решил, что так больше продолжаться не должно, и пока я директор совхоза, буду строить дороги, чего бы мне это ни стоило. Решил использовать на это деньги из директорского фонда, которые обычно расходовались на выплату премии работникам совхоза, и так как их, конечно же, не хватит для осуществления столь грандиозной задумки, просить помощи у предприятий. Когда пришел к руководству Гурьевского района и выложил свою идею, мне ответили так: «Давай начинай стройку, а мы чем можем — поможем».

Это была настоящая народная стройка
Для того чтобы поднять дороги, нужна была техника. Нашей, сельской, конечно же, не хватало, и я обратился к директорам предприятий в Гурьевске. Руководители шли навстречу, оказывали нам шефскую помощь: кто на неделю даст трактор, кто на месяц. Первым на мою просьбу откликнулся директор ФИПа В. Козленко — выделил нам большой гусеничный трактор Т-100. «Машина хорошая, да и тракторист – парень толковый, – сказал тогда он. – Работы особой у него нет, только щебень подтолкнуть под мельницу, и все, поэтому бери трактор, пользуйся, ведь тебе для хорошего дела надо».


Имя тракториста, к сожалению, не помню, а вот фамилия у него была чудная – Денюс. Работящий парень, свою работу знал и любил. Стал он тянуть дорогу на Мостовую. Рано утром иду на работу, Денюс уже работает на своем тракторе, ближе к ночи возвращаюсь, а он еще работает. Еда у него с собой была, даже спал в своем тракторе. Все три года он трудился у нас.


Когда подняли самые болотистые места, понадобился щебень для отсыпки дороги. Талоны на щебень в то время были ходовым товаром, их раздавали всем предприятиям. Меня же знали в лицо все руководители и спрашивали с порога: «Что, опять за талоном?». Иногда талоны в качестве помощи отдавали, иногда мы сами на свои деньги покупали, но недостатка в щебне у нас не было. А возили его с Гурьевского рудника. В отсыпке дорог тогда нам очень помог директор завода «Труд» А.Т. Евдокимов – выделил нам два самосвала. Водители Шарамыгин и Попов не один год отсыпали дорогу на Мостовую. Я настолько доверял этим людям, что даже и не контролировал, когда они привезут щебень и куда вывалят. Утром смотрю – дорога пустая, а к вечеру уже вся засыпана щебенкой.
Вот так, потихоньку да помаленьку, за три года мы построили 11-километрову дорогу в Мостовую и двухкилометровую в Загорную. Потом и за другие дороги принялись.

Не наказывать,
а награждать
Закончилось строительство дорог в нашем совхозе тем, что на меня нажаловались в область – не всем понравилось, что фонд директора стал использоваться не на выплату премий. В совхоз с проверкой тогда приехал директор треста «Свинопром» В.И. Шилов. Сказал, что в обком партии на меня жалоба поступила, мол, незаконно использую директорский денежный фонд.
– Ну, тогда поехали, покажу, на что наши деньги ушли, – сказал я и повез его по новым дорогам.


Из Новопестерево до Мостовой мы ехали всего минут пять. Затем я его прокатил и до Загорной. Шилов глазам своим не поверил, ведь он хорошо помнил, какие здесь дороги были.
– Так тебя, голубчик мой, не наказывать, а награждать за такие дороги надо, – с улыбкой сказал он.


И после его визита строительство дорог профинансировали, нам выделили 740 тысяч рублей. Эти деньги мы вернули в директорский фонд.

А здесь будет пруд
Когда строили дорогу в сторону Загорной, мне пришла идея сделать возле деревни пруд. Прекрасное место, расстояние между горами небольшое, сделаем плотину – получится прекрасное озерцо, запустим рыб – и вот вам замечательная рыбалка и место отдыха. Сделали запруду, но весной все размыло. Мы поправили плотину, но на следующий год вода опять все снесла на своем пути. Года три так мучились.
Как-то раз я приехал по делам в Гурьевское рудоуправление и встретил знакомого тракториста, который нам первоначально помогал строить этот самый пруд, – Дмитрия Елёскина.


– Иван Андреевич, как там ваш пруд? – поинтересовался тракторист.
– Да вот, никак не можем плотину укрепить, – пожаловался я.
– Я тут много думал, и мне пришла интересная идея по поводу вашего пруда. Просите у начальства меня в помощь, я сделаю все как надо.
И правда, у него все получилось. Приехал он на своем «Чебоксарце» на пруд, прокопал в горе траншею и сделал водослив. Весной вода пошла не через плотину, а по этой траншее. Все просто! Правда, тогда он свой трактор чуть не утопил вместе со своей идеей, а в пруду тогда глубина метров 7 была. Когда на гору задним ходом заехал, трактор не удержался и покатился вниз. Дмитрий не растерялся, опустил большой клык трактора и стал бороздить, аж искры летели во все стороны. Трактор остановился у самой плотины…


С тех пор прошло 30 лет, а плотина в полном порядке. Сейчас рядом с ней метеостанцию построили, уже никто и не боится, что вода может прорвать запруду и все затопить. И все это благодаря Дмитрию Елёскину.

В конце нашего разговора Иван Андреевич сказал: «Я хочу, чтобы люди знали, что дороги наши не с неба упали, их строил весь район. И каждый работал как для себя. Конечно, я не всех уже помню по именам и фамилиям, но благодарен всем». А для него, отмечающего 85-летний юбилей, сегодня это главная благодарность – чтобы люди помнили.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

195