Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

01.02.2013 11:59 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 01.02.2013 г.

Как погибал хлебокомбинат

Автор: Татьяна КОПЫТОВА
18 декабря прекратил производство продукции Гурьевский хлебокомбинат. Без хлеба гурьяне не остались, но сам факт, что предприятие, производящее главный продукт – хлеб – остановлено, не просто удручает, а пугает. Что же случилось?

По словам директора
С.А. Андреевой, пер-
вые «звоночки» надвигающихся проблем дали о себе знать в 2007-2008 годах.
Как известно, с 1999 года хлебокомбинат стал выпускать «социальный» хлеб, то есть хлеб дешевый, его доля в соответствии с нормативными документами областной администрации должна была составлять 70% от общего объема производства. Дешевым он был для населения, но не для хлебокомбината — это был тот же самый пшеничный хлеб 1 сорта, который реализовывался по «социальной» цене. Предполагались две составляющие его удешевления: под его производство выделялась мука из губернаторского резервного фонда, которая в первые годы была практически вдвое дешевле коммерческой, а также убытки от «социального» хлеба частично должны были покрываться выпуском другой продукции, реализуемой по свободным ценам. «Социальный» хлеб народ брал охотно, особенно спрос возрос в 2008 году, когда грянул кризис. С.А. Андреева говорит, что в то время потребность в «социальном» хлебе была такая, что его подчас приходилось печь из «коммерческой» муки. В то время и возникла диспропорция в заказах продукции от предпринимателей, реализующих продукцию хлебокомбината: они заказывали только «социальный» хлеб, отказываясь от какой-либо другой продукции. Плюс ко всему, начались сбои с расчетами за хлеб – предприниматели тоже страдали от кризиса, и деньги, полученные от продажи продукта первой необходимости – хлеба, направляли на приобретение других продуктов, пускали себе в оборот, и оборотные средства хлебокомбината начали вымываться.
По словам С.А. Андреевой, хлебокомбинат тогда «социального» хлеба выпекал на тонну больше того, что значилось в заказах, и весь он расходился. А вот с другой продукцией – по свободным ценам – началась пробуксовка.
А продукция на хлебокомбинате была, и в хорошем ассортименте – прайс-лист насчитывал не менее 140 наименований. Более того, в 2009 году хлебокомбинат начал осваивать выпуск «здорового» хлеба – хлеба с добавками, благотворно влияющими на здоровье. Коллектив был профессиональный, творческий, старались дать потребителям все, что есть интересного. Используя разработки ведущих институтов, стали выпекать хлеб «Здоровое сердце», булочки с инулином для диабетиков и т.д. Но всем нужен был «социальный» хлеб, желания брать хлебобулочные изделия по свободным ценам, в том числе и хлеб здорового питания, не было. Не было у предпринимателей и понимания, что без продажи такого рода продукции хлебокомбинату выживать будет очень трудно. Чтобы найти это понимание, в 2008 году С.А. Андреева обратилась в городскую, а потом, в 2010 году, в районную администрацию за помощью – чтобы собрать предпринимателей и рассказать им, что на хлебокомбинате производится еще много интересной продукции, которая нужна покупателям, призвать их к пониманию того, что без продажи продукции по свободной цене хлебокомбинату не выжить. По словам С.А. Андреевой, на совещание в городской администрации пришел 21 предприниматель из 80, в районной – 8. Все равно объясняла, рассказывала, призывала, и на страницах «Знамёнки» рассказывала о новых разработках.
В это же время главный санитарный врач России Г. Онищенко разрешил социально значимые продукты продавать по упрощенной схеме, соблюдая очень маленький набор санитарных правил. Хлебокомбинат сразу ухватился за эту возможность и стал торговать своей продукцией из палаток, с машин. И, по словам С.А. Андреевой, в этих точках продажа «социального» хлеба составляла всего 37% от общего объема, то есть люди брали весь ассортимент. А магазины не брали, мотивируя тем, что нет спроса на эту продукцию. Светлана Анатольевна недоумевает: как можно определить спрос, не выставляя продукцию на полку?
Три года, с 2008 по 2011, цена на «социальный» хлеб не менялась – 8 рублей. А цены на составляющие – электроэнергию, ГСМ и др. – неизменно ползли вверх. Как раз в это время случилась авария на Саяно-Шушенской ГЭС, электроэнергия подорожала два раза за год. По словам С.А. Андреевой, с 2008 по 2010 годы рост затрат на электроэнергию составил более 6 миллионов рублей. То есть, оборотные средства уже стали не вымываться, а активно выводиться…
Все хлебопеки стали поднимать эту проблему, и в мае 2011 года А.Г. Тулеев принимает решение уйти от «социального» хлеба, а давать на его приобретение адресную помощь малоимущему населению. Но при этом контроль за ценами на хлеб сохранился: в себестоимость определенного объема хлеба хлебокомбинаты могли закладывать только прямые затраты, отдавать его в торговую сеть по себестоимости, а там надбавка тоже была ограничена 8-10%. В 2010 году хлебокомбинат впервые сработал с убытком. Тогда же начались первые проблемы с налогами и выплатой зарплаты. То есть, к моменту отказа в области от «социального» хлеба и перехода на новый принцип помощи малоимущим хлебокомбинат уже подошел с немалым багажом проблем.
В 2010 году лишь 40% продукции хлебокомбината продавалось в районе, остальная вывозилась за пределы района, а то и области. Потребители на стороне находились, но доставлять продукцию стало все трудней: машины ломались, денег на обновление транспортного парка уже не было, и опять встал вопрос, как размещать свою продукцию в городе, районе. Тогда-то по инициативе руководства хлебокомбината в районной администрации и провели совещание, на которое посчитали нужным прийти всего 8 предпринимателей…
В город стали заходить сетевые магазины. Еще до этого хлебокомбинат стал работать с «Корой», но задолженность за поставленную продукцию, по словам С.А. Андреевой, постоянно держалась в пределах миллиона рублей, и хлебокомбинат вынужден был отказаться от поставок хлеба в эту сеть, как и от последующих поставок в «Чибис», который тоже накапливал долги, а комбинату нужны были оборотные средства. «Монетка» хлеб брала, но ей нужен был только «социальный», «Мария-Ра» брала только для Гурьевска, для салаирского магазина отказалась брать, «Экономь-ка» не стала заключать договор с хлебокомбинатом, «Холди-Дискаунтер» – тоже.
Как строятся отношения торговли и местных производителей в других городах? В первую очередь на полках должна стоять продукция местных производителей. Если на уровне области провозглашена концепция «Покупай кузбасское!», то и на территориях должно быть так же. Заходит в город сетевой магазин – условием разрешения его появления должно быть обязательное присутствие на его полках в первую очередь товаров местных производителей. В этом, по мнению С.А. Андреевой, и состоит «режим наибольшего благоприятствования», который администрация обязывалась предоставлять, подписывая с предприятием договор о социальном партнерстве. Но этого не произошло. Весь центр был подмят сетевыми магазинами, а на окраинах продукцию по свободным ценам никогда особенно и не покупали.
В 2012 году, говорит Светлана Анатольевна, когда оборотных средств уже практически не осталось, хватались за любую возможность обеспечить себя объемами: стали активней участвовать в конкурсах на госзаказы, чтобы получить гарантированные и оплачиваемые заказы в необходимых объемах. В школах Гурьевска к тому времени стали проводить конкурсы на поставку не отдельных продуктов в столовые, а на поставку готовых обедов, в состав которых уже входят хлеб и хлебобулочные изделия, в связи с чем хлебокомбинат потерял достаточно серьезные объемы, и потому хлебокомбинат поборолся за право поставки хлеба в киселевские школы и выиграл его. Отработали полугодие, в мае снова выиграли конкурс на поставку. А потом случился неурожай, который повлек удорожание муки в два раза – с 8 до 16 рублей. Но полугодовой контракт не позволял повышать цену, и расторгнуть его тоже было невозможно. Подорожала электроэнергия, коммуналка. Стала расти задолженность за электроэнергию, поставщик ввел режим ограничения подачи электроэнергии до 8 часов в сутки. Технология производства хлеба на хлебокомбинате не «скорострельная», традиционная, так что вместе с объемами стало страдать и качество. Летом вынуждены были отказаться от выпуска кондитерских изделий: гурьевская торговля, за исключением «Губернского» магазина, их не брала, переориентировалась на Киселевск и других производителей. А при транспортировке в другие города, где «кондитерку» брали, продукция при аномальной жаре буквально плавилась, портилась за время транспортировки, отказ шел за отказом. Цех закрыли на ремонт, потом попробовали выпускать печенье, ибо сырье для тортов дорогое, и покупать его денег уже не было, но брали печенье тоже только сторонние потребители, гурьевские магазины отказывались.
С сентября по постановлению областной администрации предприятиям, выпекающим cвыше 100 тонн хлеба по регулируемым ценам, стали выплачивать дотацию, но на Гурьевском хлебокомбинате она покрывала лишь 37% затрат на муку и, по словам С.А. Андреевой, в сентябре-октябре предприятием было израсходовано 1300 тысяч рублей собственных средств на удешевление хлеба. В ноябре отказались от выпуска хлеба по регулируемым ценам, весь стали поставлять в магазины по свободной цене, и возврат денег шёл, но было уже поздно…
Когда задолженность по оплате за электроэнергию достигла суммы свыше 1 миллиона рублей, в районной администрации состоялось совещание с участием представителя предприятия – поставщика электроэнергии, под гарантии администрации было подписано соглашение о рассрочке погашения задолженности с условием оплаты 45 тысяч ежедневно в рабочие дни. Предложение С.А. Андреевой было – по 15 тысяч – это, по ее словам, было более или менее реально. 45 тысяч хлебокомбинат не потянул, и 18 декабря электроэнергию отключили.
Сегодня директор хлебокомбината ходит по судам, инициированным бывшими коллегами, отчаявшимися получить заработную плату, пытается договориться с энергетиками, потому что надежды на то, что новый поставщик электроэнергии в 2013 году начнет работать с предприятием «с чистого листа», не оправдались. Своей вины в случившемся она не видит: билась, стучала во все двери, ставила администрацию в известность. Просила, собственно, об одном: помочь в продвижении продукции по свободным ценам, что могло бы выровнять экономику предприятия, но помощи не дождалась. Никак не проявляет себя сегодня и ЗАО «Скоморошка-Трейдинг», которому в 2003 году, когда шел передел собственности и активная скупка акций, коллектив ОАО « Гурьевский хлебокомбинат» передал контрольный пакет акций. Вот, собственно, и всё краткое повествование, записанное со слов директора С.А. Андреевой.

За рамками повествования выскажу лишь несколько со-
ображений, которые являются не более чем личными
мнениями, сложившимися в ходе сбора материала по теме.
С.А. Андреева на мой вопрос, видит ли она свои просчеты, недоработки, которые стали причиной сегодняшнего состояния предприятия, категорично ответила «нет». Но каждый руководитель несет полную ответственность за состояние дел на предприятии, он определяет стратегию «и в горе, и в радости», и сделать ВСЁ правильно просто невозможно.
Хлебокомбинат много лет был монополистом в производстве хлеба в нашем городе, и появление в 2005 году конкурента – предпринимателя Акушева — было, возможно, недостаточно серьезно ею оценено. Уверенность в своей непоколебимости на рынке, некое многолетнее «почивание на лаврах» не подвигали к новым ходам в маркетинге, сервисе, а они в условиях конкуренции просто необходимы. Конечно, надо было в этой ситуации усиленно работать и над контролем качества, и над прочими составляющими современной экономики. Возможно, в этой ситуации сыграл не самую лучшую роль и личностный фактор – излишняя прямота директора, так называет это качество своего характера Светлана Анатольевна. В ответах из администрации на ее запросы это называется «неумением строить диалог».
Каковы последствия остановки хлебокомбината для города и района? Во все уровни бюджета предприятие платило порядка 10 миллионов рублей, из которых 2 миллиона оставалось в местном бюджете. Сейчас их не будет. В январе 2012 года здесь работал 121 человек, сейчас их осталось 39, и все они – потенциальные клиенты Центра занятости. Конечно, руководитель несет полную ответственность за состояние дел на предприятии, но местные власти несут ответственность за состояние дел на территории. И привычный ответ, что «администрация не имеет права вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов» не освобождает их от этой ответственности. Шла бы речь о ГМЗ – другой разговор, там администрация никак не может повлиять на рынок сбыта и, соответственно, на реализацию и доходы. Но тут-то рынок местный. Да, хлеб у нас есть в достатке – работает пекарня Акушева, везут хлеб из Ленинска-Кузнецкого, Новокузнецка. Но сегодня нет той части налогов, что платил хлебокомбинат (зато они есть в Ленинске-Кузнецком и Новокузнецке, откуда везут к нам хлеб) и есть безработные. Если бы велась целенаправленная работа по предоставлению в торговле «зеленой улицы» местным производителям, о чем неоднократно просило руководство хлебокомбината, возможно, сегодня удалось бы избежать этой ситуации. Но, увы, не только у Светланы Анатольевны «прямой» характер. Приведу пример – один, но яркий. Видимо, натолкнувшись на этот самый «прямой» характер, в администрации г. Гурьевска тоже проявили характер, который, увы, не всегда дружит с государственным мышлением, потому что в 2009 году в ответе на коллективную жалобу жителей горнорудного района об отсутствии продукции ОАО «Гурьевский хлебокомбинат» в их районе, чиновники пространно объяснили, почему сюда стал завозиться хлеб Беловского хлебокомбината, а в пункте 5 откровенно отыгрались: «Работниками администрации города Гурьевска была проведена дегустация хлебобулочной продукции Беловского хлебокомбината, качество дегустируемой продукции полностью удовлетворило всех, принявших участие в дегустации». Что тут скажешь – приятного аппетита! Только как при этом не вспомнить, что именно из денег налогоплательщиков складывается зарплата чиновников и в целом финансовое благополучие территории.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

384