Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

14.09.2012 11:06 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 07.09.2012 г.

И честь соблюсти, и капитал приобрести

Автор: Елена Беседина
8 сентября исполняется 210 лет со дня образования Министерства финансов российского государства. Дата эта немаловажна, потому что сложно спорить с тем, что именно финансы и те, кто ими управляет, являются движущей силой любых социально-экономических процессов в обществе и в целом в стране. О наших финансах и наших финансистах сегодня разговор с начальником финансового управления по Гурьевскому району Ольгой Александровной Коможицкой. Кстати сказать, за все время существования «Знамёнки» начальника финуправления мы интервьюируем впервые.

– Ольга Александровна, история говорит о том, что профессия финансиста существует уже 210 лет. Как бы Вы определили ее значимость сегодня?
- Чтобы показать ее значимость, расскажу, чем занимается наша финансовая служба. Основное – это принятие бюджета, основного документа, по которому живет и работает наш район. Далее – его исполнение и в конце каждого года – подведение итогов, отчет об исполнении  бюджета, который принимает и утверждает Совет народных депутатов района. А потом опять по кругу – принятие, исполнение, отчет. От профессионализма финансиста, его способности управлять финансами в самой сложной ситуации, влиять на процессы, вникать, помогать найти оптимальный выход и зависит, насколько эффективно будут потрачены бюджетные деньги.
– Как формируется бюджет? Проще говоря, кто производит расчет кому сколько нужно?
– И мы  в том числе. В этом процессе задействованы многие структуры. Это совместная работа специалистов отделов администрации, бюджетных структур, экономистов. Насколько профессионально будут выполнены расчеты этими службами, настолько точно они будут соответствовать реальным потребностям жизни. Нашим специалистам приходится вникать в различные сферы жизни, изучать специфику разных отраслей экономики и  социальной жизни района, чтобы понимать, насколько верно даны расчеты и как управлять финансами внутри этих отраслей и конкретных структур.
– Каковы особенности формирования районного бюджета в современных условиях?
– Сейчас по всей стране в формировании бюджетов осуществляется переход на программно-целевое бюджетное планирование. Что это значит? Если раньше шло финансирование просто на содержание учреждения, то есть, не зависимо от эффективности его работы, то сейчас дана установка на то, что бюджетные деньги должны расходоваться на оплату конкретных услуг.
При программно-целевом методе планирования оценивается конечный результат и эффект от вложенных денег. Мы начали работать по этому принципу с 2009 года. На сегодняшний день согласно программно-целевому методу у нас финансируются порядка 60% бюджетополучателей. И процесс вовлечения все большего их числа в новые условия финансирования будет продолжаться. Именно на это нацелена финансовая политика и министерства финансов, и областного финансового  управления. Прежде чем определить сумму финансирования, формируется муниципальное задание, выдвигаются критерии качества услуг, определяются основные показатели работы. Работа эта новая – и для нас, и для бюджетных структур. С одной стороны она требует творческого подхода, с другой – скрупулезного расчета. Это дело новое для всей России, и оно требует знания, опыта, обучения. Главное, должно быть общее понимание, что нам дает то или иное вложение бюджетных средств.
– А со стороны кажется, ваше главное дело – раздавать деньги…
– Раздавать деньги – это вообще технический процесс, который является самой малой частью нашей работы. Если быть точнее, мы вообще не имеем дела с деньгами как таковыми. Это прерогатива казначейства. Мы занимаемся принятием, учетом и распределением предельных объемов финансирования каждого участника бюджетного процесса в рамках утвержденного бюджета. То есть местный бюджет берет на себя обязательства оплачивать определенные услуги, финансировать муниципальные программы и т.д. То есть, весь «кошелек» района расписан на лимиты, в рамках которых мы и работаем.
Бюджет – это живй организм, который постоянно меняется, каким-то образом двигается. Мы, финансисты, должны предвидеть эти изменения, знать, как управлять ими, какие ожидать результаты. Жизнь вносит свои коррективы, но мы вместе с руководством администрации должны грамотно оценить все эти изменения, чтобы бюджетные структуры полноценно работали.
– А может ли как-то пополнить свой «кошелек» бюджетополучатель?
– Об этом позаботилось наше правительство и приняло закон №83 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в отношении правового статуса учреждений». Этот закон в корне поменял статус бюджетных учреждений. Теперь они делятся на казенные, бюджетные или автономные. Учреждения, получившие статус бюджетных и автономных, стали полноценными участниками рыночных отношений. Закон позволяет им получать средства сверх бюджета, то есть строить свою жизнь и свою экономику как хозяйствующим субъектам. Помимо обязательных муниципальных услуг они могут оказывать другие дополнительные платные услуги в соответствии с своими функциями.
– Приведите пример учреждения, которое на таких условиях работает у нас в городе.
– Многофункциональный центр. Это новое во всех отношениях учреждение, которое выполняет муниципальный заказ по оказанию услуг населению, также оно может оказывать и ряд других услуг, например, правового характера. Вырученные средства могут направляться на поощрение работников, развитие учреждения и т.д. Учреждения культуры сегодня также могут оказывать дополнительные услуги населению и тем самым развивать свою материальную базу и т.д. То есть руководитель учреждения вправе сам решать, как зарабатывать деньги.
– А школы, детсады подпадают под этот закон?
– Конечно. Другое дело, что, вводя в таких учреждениях платные услуги, нужно учитывать социальную обстановку на территории, знать, насколько та или иная услуга востребована населением, не нарушать конституционное право человека на бесплатное образование и т.д. То есть, по сути, закон дает возможность нашим бюджетникам заниматься предпринимательством, но при этом  каждый руководитель должен оценивать риски своего предприятия. И не секрет, что сегодня в силу многих  обстоятельств учреждения еще не готовы таким образом зарабатывать деньги.
– Не значит ли это, что в бюджете статьи расходов для учреждений и организаций, которым сегодня дана возможность зарабатывать самим, значительно «похудеют»?
– Ни в коем случае. Возьмем, например, Территориальную программу обязательного медицинского страхования. Услуги, прописанные в ней, должны оказываться в рамках бесплатной медицинской помощи, они в обязательном порядке финансируются из бюджета. То есть существуют минимальные стандарты, которые муниципалитет обязан финансировать. Все, что за рамками стандартов, полная свобода – зарабатывайте и развивайтесь.
– Каковы сейчас приоритеты финансовой политики нашего района?
– Они неизменны во все времена. Прежде всего, это финансирование публичных обязательств, то есть обязательств муниципалитета в отношении граждан. На первом месте – выплата заработной платы работникам социальной сферы. Далее – финансирование муниципальных программ, оплата коммунальных услуг. Если бюджетная организация не имеет возможности заплатить коммунальщикам за тепло или свет, значит, это коммунальное предприятие не будет иметь средств выплатить зарплату своим работникам, произвести своевременный ремонт и т.д. Это целая цепочка,  прервать которую нельзя. Отсюда и приоритеты.
– Насколько наш бюджет зависим от областных дотаций, и есть ли динамика в сторону увеличения собственных доходов района?
– Да, наш район зависим от дотаций – процентов на 70. Но однозначно дать оценку этому очень сложно, поскольку в течение нескольких последних лет все время идет перераспределение полномочий между федерацией, субъектом и властью на местах, а, следовательно, идет и перераспределение средств, поэтому проследить динамику изменения дотационности района и оценить ее достаточно сложно. С изменениями полномочий на разных уровнях власти меняются и финансовые потоки, поэтому если территория получает дотации, это не значит, что это плохо, что территория не может заработать сама. На этот процесс влияют многие факторы, в том числе нормативы распределения налогов, которые закреплены бюджетным кодексом: какие-то налоги уходят полностью в федерацию, какие-то распределяются по разным уровням, какие-то полностью остаются в области или у нас.  Конечно, на каждой территории есть ресурс по сбору налогов, который нужно мобилизовывать и тем самым пополнять местный бюджет. Но если говорить о средствах, поступающих из других уровней бюджетов, то зачастую это целевые средства федеральных или областных программ.  Сконцентрированные в бюджете более высокого уровня, они распределяются по территориям для решения тех или иных задач. Это большая финансовая политика, единая стройная система.
Возьмем, например, федеральный закон №185-ФЗ, предусматривающий выделение средств на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. Деньги, сконцентрированные на федеральном уровне, возвращаются к нам в конкретных суммах на реализацию этого закона, и мы имеем возможность предоставить людям жилье. И эти суммы как раз  формируются из тех налогов, которые перечисляют и наши предприятия в том числе.
– А по каким направлениям в нашем бюджете сегодня наметился явный дефицит?
– Я бы назвала это не дефицитом бюджета, а проблемами в социальной сфере, которые требуют своего решения. Например, есть проблема в районе с большой очередностью в детские сады. Другая проблема – обеспечение жильем детей-сирот. Да и много других проблем муниципалитета, о которых можно сегодня очень долго говорить. Постоянный контроль со стороны главы района С.А. Малышева и целенаправленная работа структур администрации по мобилизации средств на решение тех или иных проблем и их концентрации для скорейшего решения дают свои результаты.  На сегодняшний день в районе введены новые дошкольные учреждения, ведется жилищное строительство, производится реконструкция объектов жилищно-коммунальной сферы.  Проблемы есть всегда, а значит, всегда будет необходимость  в дополнительных средствах, но это часть нашей жизни. Без проблем, наверно, сложно было бы оценить настоящие достижения.
– А мировые кризисы чем для нас чреваты? Насколько серьезно сказался на нашем бюджете кризис 2008 года?
– Мировые кризисы, прежде всего, влияют на экономику наших предприятий, а мы, соответственно, теряем в налогах, и в 2008 году доходная часть бюджета значительно сократилась, что соответственно уменьшило и расходы. Сейчас уже ситуация выровнялась, но хочу отметить, что в бюджете есть обязательные расходы, и мы уже говорили об этом, это зарплата бюджетников, коммуналка, питание детей и т.д., то есть первоочередные выплаты, и они не страдают ни при каких обстоятельствах. Прошедший кризис отразился на расходах, которые способствовали бы развитию территории – это касается капитальных вложений, строительства и т.д.
– Расскажите про ваш коллектив.
– Коллектив хороший. Молодой – больше половины из 25 наших работников имеют возраст до 40 лет. И при этом есть и опыт работы. Главное, что я ценю в своих коллегах – небезразличие. В нашей работе нельзя быть человеком равнодушным, безучастным к тем проблемам, решением которых мы занимаемся. Профессия финансиста предполагает высокую ответственность, приходится принимать важные решения, поэтому человек не должен подходить к работе однобоко. Я всегда говорю – мне нужны как минимум два варианта решения проблемы, поэтому мои работники стараются рассмотреть вопрос шире, увидеть альтернативные решения, подойти к ситуации творчески.
– Неужели Вы действительно считаете, что работа финансиста творческая?
– Конечно, творческая! Но это не значит, что нужно что-то новое творить, изобретать, выдумывать. Все исключительно в рамках законодательства. Но ведь ни одна инструкция не даст единственно верного решения, поэтому приходится искать оптимальные подходы самому. В нашей работе, как говорится, важно и честь соблюсти, и капитал приобрести.
– Кого бы Вы отметили из своих коллег?
– Прежде всего, моего заместителя Елену Львовну Овчинникову, она молодая, перспективная, активная, имеет все качества, необходимые профессиональному опытному финансисту. Имеет большой опыт работы начальник отдела контрольно-ревизионной работы Татьяна Васильевна Белобородова. Ей-то как раз и свойственен творческий подход, она может рассмотреть ситуацию с разных сторон и найти лучшее решение. Начальник отдела доходов Оксана Валентиновна Карнаухова – также сильный специалист в свой сфере. Среди наших работников, имеющих большой стаж работы в финоргане, стоит отметить Любовь Михайловну Хлусевич, Антонину Анатольевну Головину. В управлении всегда имеется возможность профессионального роста. Как пример, Ольга Сергеевна Сергунцова. Проработав в бюджетном отделе недолгое время и зарекомендовав себя грамотным специалистом, сегодня она возглавляет отдел бухгалтерского учета и отчетности. Молодым специалистам есть на кого равняться.
Я всегда говорю: научить можно всему, вот только неравнодушию не научишь. В нашем деле за результат надо болеть душой, а иначе не получится.
– Известно, что по итогам Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» наш район признан победителем в номинации «За высокое качество управления бюджетными расходами». Расскажите об этой награде. Что она значит?
– Этот конкурс проводился уже в пятый раз, проходит он при поддержке Совета Федерации, Министерства финансов РФ и журнала «Бюджет». Мы в первый раз решили поучаствовать и сразу добились успеха. Представленные на конкурс документы характеризовали работу всего муниципального образования, не только нашего управления. В конкурсе было заявлено много номинаций, участников тоже было достаточное количество со всей страны. Мы были удостоены диплома «За эффективное управление бюджетными расходами», в том числе и за успешную реализацию законов, принятых в последнее время  в рамках финансовой политики страны. Одним словом, организаторы конкурса высоко оценили бюджетную политику муниципального района в 2011 году.
Участие и победы в таких конкурсах подстегивают к дальнейшей успешной работе, дают возможность обмениваться опытом с другими территориями, совершенствоваться. Политика государства в отношении бюджетной сферы развивается, изменяется, поэтому и мы готовы учиться, работать по-новому, внедрять новый опыт и искать все новые возможности для развития финансовой службы района.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

142