Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

06.07.2012 14:55 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 06.07.2012 г.

Мусор: берётся ниоткуда, не исчезает в никуда

Автор: Татьяна Копытова
С 1 июля увеличились тарифы на коммунальные услуги. Для жителей Гурьевска, Салаира и всего Гурьевского района самой ощутимой оказалась прибавка за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), а проще – мусора. Жители, особенно в Салаире, негодуют: областью дана установка повысить тарифы не более чем на 12 процентов, а услуги по вывозу ТБО возросли в разы.

Сразу надо внести ясность: услуги по вывозу мусора не относятся к коммунальным услугам, и эти самые 12 процентов не имеют к ним никакого отношения. Это – коммерческая услуга, которая не регулируется органами местного самоуправления или еще кем-либо «наверху». То есть, её стоимость должна определяться как цена любого товара, продаваемого на рынке: себестоимость плюс что-то сверху на развитие – вот она, цена, и определилась. Но это прописано в документах, а на деле при утверждении тарифов на вывоз ТБО наши коммунальные организации все равно их по старой памяти (прежде тарифы на вывоз ТБО тоже были регулируемые) согласовывали с органами местного самоуправления. В результате, какие бы экономические обоснования стоимости коммунальщики властям ни представляли, тарифы все равно повышались лишь на тот процент, что и регулируемые тарифы на воду, отопление и т.д. – во избежание недовольства населения.
На деле это оказалось затягиванием петли на шее коммунальных предприятий.

Почем бесплатный сыр в мышеловке?
Руководство ООО «УКХ» не раз обращалось с письмами и в городскую, и в районную администрации по поводу того, что тарифы на вывоз ТБО в несколько раз ниже себестоимости вывоза, предприятие терпит убытки. Но, кроме сочувствия, коммунальщики ни из одной властной структуры ничего не дождались. В 2011 году в Гурьевске тариф на вывоз ТБО с 5,42 рубля увеличился только до 6,23 рубля – на 14 процентов, хотя экономически обоснованная стоимость вывоза мусора уже тогда составляла по самому лояльному счету 18,16 рубля. Если за 9 месяцев 2011 года предприятие еще смогло уплатить налоги, то дальше уже прочно осело в списках должников, и сегодня у него арестованы все счета. Если не повысить тарифы, то оно просто прекратит свое существование, и мы погрязнем в мусоре. За 2011 год на вывозе ТБО ООО «УКХ» получило 766807 рублей убытков, за 4 месяца этого года – уже 554853 рубля. Четыре месяца – это треть года, так что расчетные убытки по 2012 году можно оценить в более чем полтора миллиона рублей. При таких убытках предприятия не живут…
Заместитель генерального директора по экономике и финансам Е.Б. Новичкова подчеркивает, что при расчете новых тарифов в калькуляцию не включали даже такие необходимые позиции, как капитальный ремонт мусоровозов, закупка новых контейнеров и т.д. И все равно повышение очень ощутимое!
Кстати, оно могло бы быть чуть меньше, если бы все граждане у нас были законопослушными или хотя бы иногда пользовались совестью. Речь идет о частном секторе. Здесь всего около 25 процентов домовладельцев подписали договоры на вывоз мусора и платят за эту услугу, у остальных, по их утверждениям, «мусора нет».
Норматив на утилизацию, а, значит, и вывоз мусора из частного сектора – 2,8 кубометра в год, в месяц это – два ведра мусора. Исходя из количества договоров, в 2011 году в Гурьевске ООО «УКХ» должно было вывезти из частного сектора 5 тысяч тонн ТБО, а вывезло 27 тысяч тонн — мусор тех, кто платит за контейнеры, и бытовые отходы всех нерадивых соседей, у которых «мусора нет» только потому, что они его темной ночью суют в оплаченный соседом контейнер.
Так вот, новые тарифы рассчитывались не по нормам и количеству договоров, а исходя из фактического объема мусора, который вывозится. Отсюда вывод – были бы договоры у всех жителей, поступала бы от них регулярно плата за вывоз мусора – рост тарифов был бы поменьше.
Считали тарифы, исходя из фактически вывезенного мусора, и еще по одной причине. Так называемые «нормы накопления», то есть, сколько один человек оставляет мусора в результате своей жизнедеятельности, утверждены были более 30 лет назад. Вспомните те времена: пластиковые бутылочки и пакеты, чудом попавшие в хозяйство, мы берегли и лелеяли, мыли и сушили, и служили они нам многие месяцы, прежде чем угодить в мусорный контейнер. А стеклянные бутылки люди сдавали в пункты приема стеклотары. Так что, бытовые отходы были представлены, в основном, картофельными очистками. Сегодня же ТБО, наверное, наполовину состоят из пластиковых и стеклянных бутылок. То есть, мусора стало реально больше, потому и тарифы считали из реально вывозимого объема.
Но не только названные выше обстоятельства – «политически», а не экономически обоснованные низкие тарифы, непорядочность наших граждан и устаревшие нормативы – вгоняют ООО «УКХ» в убытки.
Контейнеры предназначены для бытовых отходов, но в районах многоэтажной застройки в них и рядом с ними жители валят старые оконные блоки, ненужную мебель, вышедшие из строя печи и холодильники, в частном секторе – ветки деревьев, траву и т.д. Чтобы очистить контейнерные площадки, следом за мусоровозом идет еще одна машина, и рабочие грузят в нее негабаритный мусор. Этот вывоз негабарита в тариф не входит. Главный инженер ООО «УКХ» Е.Е. Логунова говорит, что в других городах существует практика, что за вывоз такого мусора рассчитываются управляющие компании, в свою очередь взимающие плату с населения за эту услугу. У нас такого нет. У нас это делается в порядке благотворительности со стороны предприятия-полубанкрота.
То же касается частного сектора. Когда я фотографировала «пейзаж» у контейнеров в начале улицы Весенней, ко мне подошла женщина. «Ну и как вам это нравится? — махнула она рукой в сторону свалки. – Раньше вывозили, а вот сейчас не вывозят». Объяснила ей порядок вывоза негабаритного мусора, она и погрустнела: «Мы тут рядом живем, к нам коммунальщики и приходят – уплатите, вывезем! Начинаю говорить с другими жителями – не бросали, и все тут! Вот и лежит…» И будет лежать, потому что за вывоз негабаритного мусора надо платить отдельно: собирать деньги с жителей, заказывать машину.
Есть и еще один момент, который подсадил экономику предприятия. Тарифы на вывоз ТБО уже давно были убыточными, но предприятие держалось на плаву за счет сторонних работ, в том числе и за счет работ по внешнему благоустройству, которые выполнялись по контракту с администрацией Гурьевска. Но в 2011 году администрация сократила сумму контракта по благоустройству города сразу на 2 миллиона. Тоже, наверняка, нет денег. Правда, грязнее город от этого не стал. Так, по контракту рабочие ООО «УКХ» должны убирать автобусные остановки раз в три дня. Но что там будет через три дня, если каждое утро они плотно уставлены пивными бутылками? Так что, как убирали на остановках каждый день, так и убирают, причем стараются сделать это пораньше, чтобы не создавать неудобств людям, ожидающим автобус.
Это, конечно, здорово, но на одном энтузиазме и преданности предприятию, на котором отработал много лет, долго не протянешь. Сегодня один мусоровоз простаивает только потому, что нет водителя, и еще один увольняется. «Непыльной» их работу не назовешь, а вознаграждение за труд никак не покрывает издержки работы с мусором. Низкая зарплата. На 48 единиц техники на предприятии сегодня только 28 водителей. Еще ниже зарплата у слесарей, рабочих по удалению мусора – около 6 тысяч. Из 15 слесарей осталось 6. А поднимать зарплату не дает все тот же злосчастный тариф.
Аналогично, как с мусором, выглядит и ситуация с доставкой воды. Сама вода недорогая, за нее люди и платили, а транспортные расходы никогда в тариф и не включались… То есть, доставка воды, простите за каламбур, — чистой воды убытки для предприятия.
Вот основные моменты, в силу которых руководство ООО «УКХ» набралось окаянства и подняло тарифы на вывоз ТБО и доставку воды. Конечно, решение непопулярное, конечно, народ недоволен. Но вспомните май этого года, когда город буквально захлебнулся мусором, потому что пять из шести мусоровозов вышли из строя. Жалоб во все инстанции было не меньше, чем сегодня на резко подскочившие тарифы.
Разом сломались они тогда потому, что нет у предприятия возможности вовремя ремонтировать технику, обновлять ее — денег нет. Но произошедшее и всем нам показало, что будет, если предприятие остановится. Тогда каждый из нас реально увидит, что такое его 2 ведра мусора в месяц в той общей свалке, в которую превратится город.

«Налог на мусор». Почему бы и нет?
В июне индивидуальный предприниматель А.Н. Гусев опубликовал в «Знамёнке» тарифы на вывоз ТБО по Салаиру. Гурьевские тарифы отдыхают! В частном секторе стоимость этой услуги была определена в 51 рубль, для жителей благоустроенного жилого фонда – 67 рублей. Салаирцы стали звонить и писать во все инстанции, в том числе и к нам в редакцию.
А.Н. Гусев, выиграв конкурс на вывоз ТБО, приступил к работе с мая. Из города, кроме «текущего» мусора, было вывезено 80 машин содержимого несанкционированных свалок, 20 машин мусора было вывезено с кладбища. Город стал реально чище, но озвученные им тарифы салаирцев возмутили. Тогда, по методике расчета, утвержденной по всей России, тариф просчитала экономист администрации Е.А. Кузнецова. Получилось 145 рублей с человека… Тариф Гусева, оказалось, вовсе не завышенный! Но, много-много раз проговорив все, администрация и А.Н. Гусев договорились об оптимизации тарифа: 60 рублей в коммунальном секторе и 47 – в частном. При этом Андрей Николаевич взял на себя обязательства предоставлять льготникам, а также детям до 18 лет, 50-процентную льготу по оплате. Это было уже в то время, когда стало известно, что транспортные расходы у него будут выше, чем учитывались при расчете тарифа, потому что мусор ему придется вывозить на гурьевский полигон, так как салаирский был закрыт Роспотребнадзором как нелицензированный и не соответствующий никаким требованиям.
Другое непременное условие работы этой схемы состоит в том, что за вывоз мусора будут платить ВСЕ жители Салаира. Логично. Любой человек оставляет мусор от своей жизнедеятельности. Почему платят не все? Лукавят те, кто говорит, что у них нет мусора. Если не подкладывают в контейнеры соседям, то сжигают пластик, травя себя и нас с вами, потому что в результате его сжигания выделяется диоксин, который приводит к мутациям в организме. Или же бросают мусор там, где живут, как делали жители улицы Шахтерской (см фото). Даже собака не гадит там, где живет…
Эту свалку А.Н. Гусев вывез, люди удивились, но ненадолго – снова на это место стали валить. Но если они по решению горсовета, в принудительном порядке, будут оплачивать вывоз мусора, может все-таки сделают выводы и протопчут дорожку к контейнеру? Ведь проще платить 47 рублей в месяц, чем 1500 рублей штрафа! Конечно, одномоментно установить контейнеры во всем городе не получится, поэтому плата будет вводиться по факту: установлен контейнер — плати. И с каждым отдельным гражданином этот вопрос обсуждаться не будет, отдельных договоров заключаться тоже не будет. Будет публичный договор на основе протоколов встреч, собраний общественности. По сути, планируется отменить плату за вывоз ТБО и ввести своеобразный «налог на мусор».
В письме, пришедшем в редакцию, салаирцы спрашивают, почему у них тариф на вывоз выше, чем в Гурьевске. Он всегда был там выше, причем был летний и зимний тариф. Сейчас – усредненный по всему году, зимой он увеличиваться не будет. Когда мы с А.Н. Гусевым все же пытались разобраться, почему в Салаире тариф выше, я привела пример ООО «УКХ», где в тариф не стали включать капремонт автомобилей, покупку контейнеров и т.д. Он ответил, что для него неприемлем такой подход: автомобиля всего два, если один выйдет из строя, его ремонтировать надо срочно, за день-два, иначе город погрязнет в мусоре. А на это нужны деньги. И на новую резину для машин они нужны, потому что принял он их с 80-процентным износом резины. Словом, 60 и 47 рублей – та реальная цена, при которой можно содержать город в порядке.
Вчера собрание общественности прошло в ДК Салаира…

Наверняка кто-то из читателей опять будет винить меня, что встала на сторону тех, кто повышает тарифы и тем самым ущемляет интересы народа. Но я хочу жить в чистом городе, и экономику уважаю больше, чем политику. А вы?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

194